Эпиграф: Никогда. Никогда не отказывай администратору канала в преддверии 8 Марта, особенно когда речь идёт об интеллектуально-историческом подарке («Исторические Напёрстки. Неизданные цитаты»).
Во первых строках. Всю женскую аудиторию, от всей души - с Праздником!
Дальше найдите компас, сверьтесь с географической картой по сторонам света и повернитесь лицом в сторону Молдовы. Видите зарево? Нет ... Но, оно существует, так в Кишинёве полыхает после встречи главы (башкана) Гагаузской автономии Евгении Гуцул с Владимиром Владимировичем, состоявшейся намедни в Сочи. Теперь смелую и очаровательную женщину планируют арестовать за государственную измену, как только её нога ступит на бессарабскую землю. Ещё одна тлеющая точка у нас намечается? Очень возможно, но сегодня минимум политики, обычный экскурс...
Воспоминания
Лично был в Гагаузии дважды, первый раз на юбилее отца своего побратима Димитрия, отзывавшегося на позывной «Печенег». Второй раз - по служебной надобности, находясь с нехитрыми делами в Приднестровье. Разница между визитами составляла семь лет, но впечатление осталось с привкусом горечи, слишком уж быстро Гагаузия погружалась в социально-экономическую депрессию после обретения «независимости» Молдовы. Страшная пыль в столице автономии Комрате, перебои с водой, малолюдье, немного автомобилей и ... множество крестьянских «такси Иисуса», так здесь шутливо называют разнообразные гужевые повозки, запряжённые ослами.
Теперь о позывном моего товарища, на службе. Он немало рассказывал бывальщины и небывальщины о своей автономии Южной Бессарабии, называя её чудом сохранившимся осколком кочевой империи печенегов. А случай распорядился так, что на юбилее его уважаемого отца (грандиозное мероприятие, три села гуляли!) познакомился с настоящим краеведом из местечка Бешалмы (с тюркского - «Пять Яблок»). Вот уж погрузился в глубь веков, так погрузился. Но так и не понял, почему странного восточного облика люди, очень религиозные православные - считаются чистопородными тюрками, перед которыми даже заносчивые неоосманы феску ломают. Правы были этнографы советской академической школы, называя гагаузов «самым загадочным и неизученным народом Южной Европы».
Итак, краткая энциклопедическая справка. Gagauzlar - самоназвание гагаузов, они считаются тюркоязычной народностью, без переводчиков свободно общаются с турками, чуть запинаясь - с азербайджанцами. Проживают компактным созвездием из 32-х сёл на исторической земле под названием Буджак. Это самый юг Молдавии, выделенный административно в Автономный национально-территориальный район Гагаузия (Гагауз Ери) со столицей в городке Комрате. Всего гагаузов около четверти миллиона, половина живёт (прописана) на своей исторической родине, остальные рассеяны по югу России, Украины, есть диаспоры в Болгарии, Греции, Румынии, Турции.
В статье «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона (начало XX века) написано: «гагаузы православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны, род языческих жертвоприношений». Подтверждаю, древнетюркские традиции и культы здесь очень заметны. Начиная от изображения волка на флаге Автономии, что говорит о мифологии дохристианской эпохи. По сей день отмечается праздник начала зимы, длящийся целую неделю. Никто толком не работает по дому, все пекут перфорированные медовые «волчьи лепёшки» (следы волчьих укусов так изображают). В ходу символика с серым разбойником, амулеты, ожерелья из зубов и прочая-прочая.
Второй символ Гагаузии, очень распространённый в орнаментах на тканях/коврах, в резьбе по дереву и народном календаре - петух. Тоже заметен на флаге Автономии, там маленькие горлопаны сторонятся волка. Говорят, что данный птиц символизирует вечную бдительность народа, решившегося стать оседлым после долгих кочевых мытарств. Главенствующая национальная легенда - гагаузы являются последними «чистыми» наследниками печенегов (баджанаков), узов (огузов), кыпчаков (половцев, куманов). С научной точки зрения ... здесь целых 20 вариантов этногенеза, начиная от отуреченных болгар и беглых христиан Малой Азии - заканчивая мощным половецким корнем.
Кто здесь прав? Никогда правды не узнаем, поскольку историческая земля Буджака тесно связана как с болгарской Варной, так и пограничьем Северного Причерноморья, границей Византийской Империи. Археологи находят немало схожих черт нынешнего уклада гагаузов в исчезнувших культурах как печенегов, так и огузов. И всей пёстрой чересполосицы народов и этносов, то служивших болгарским царям на границах, то византийским императорам. Вполне возможно, что половцы согнали печенегов с пастбищ Причерноморья, а затем сами перемешались с ними на Балканах. Угодив под власть Османской Империи в 1417-ом году. Что там происходило до конца XVII века - бог весть, документальных хроник о «земле Бурджака» турки не сохранили.
А путешественники, посещавшие Крымское Ханство и Дикое Поле причерноморских степей называли здешние территории «Uzeyaleti» (земли узов). Невозможно проследить идентичность гагаузов и во времена кровавого отступления османов с Балкан в конце XVIII века, слишком перепутаны сюжетные линия гонений на здешнее христианство, запутаны миграционные панические процессы. Более менее что-то определилось лишь после появления Российской Империи, гением Михайлы Илларионовича Кутузова закрепившей земли Бессарабии за Санкт-Петербургом в 1812-ом году, аккурат перед вторжением Наполеона. Вот тогда-то гагаузы и объявились...
Большей частью - хлынули в несколько небольших анклавов Бурджака со всех Балкан, явно ориентируясь на родственно-этнические связи. Миграционные процессы продолжались фактически до 1856-1878 гг., зафиксировав чётко очерченную национальную автономию юга Бессарабии под краткосрочным правлением Румынии. Чиновники из Бухареста жаловались на местных хитрованов, имевших великолепную форму самоорганизации с весьма любопытными революционно-освободительными идеями.
В 1906-ом на волне общероссийской Революции в Бурджаке возникла крестьянская Комратская Республика, просуществовала целых пять суток. Во время Гражданской войны здешние земли вновь попали под румынскую оккупацию, чтобы в 1940-ом отойти к Советскому Союзу и вновь с началом Великой Отечественной очутиться под пятой Бухареста.
Но гагаузы более века цепко держались за свою самобытную культуру, чем немало раздражали как молдаван, так и румын. А после объявления в 1990-ом образования Республики в составе бывшей Молдавской ССР - едва не вспыхнула настоящая резня по лекалам конфликта в Приднестровье. Гагаузия была оккупирована военизированными бандами молдаван, стороны в 1994-ом пришли к компромиссу, создав Автономию Гагауз Ери.
Не буду ломать мозг аудитории лютой чересполосицей расселения гагаузов на территории Автономии, там всё очень сложно чередуется от анклава к анклаву с преобладанием то гагаузов, то молдаван, то болгар, то русских с украинцами. Маркер принадлежности к народу здесь простой: гагаузы демонстративно не говорят на молдавском (ныне - румынском). Используя в общении русский и родной язык, знание обоих здесь - абсолютное. Несмотря на перевод документооборота на латиницу, Гагаузия продолжает пользоваться кириллицей, так повелось с 1950-х, лингвистами из Ленинграда такая схема была доказана научно, дабы сохранить правильный фонетический строй языка.
Колорит
В среде православных гагаузы стоят немного особняком, с хитрым бессарабским прищуром наблюдая за дракой болгар с греками, рвущими друг у друга право называться «крестителями» данного народа. Просеивают обиходных «духовный язык» общения верующих на количество корней слов. Между тем гагаузы совершенно спокойно называют совершивших паломничество в Иерусалим или на Афон ... словом «хаджи» на мусульманский манер, а «гяурами» кличут турок и вообще всех последователей Пророка. Словно дразня бывших колонизаторов-османов древними временами.
Большой разницы в сельском укладе Молдовы и Гагаузии не заметите, незатейливая архитектура, резные ворота, наличники, символика с петухами/аистами, виноградными лозами - одинаковы как под Кишиневом, так и сердце Автономии - Комрате. То же вино из огромных бочек, домашние коньяки и самогоны, легендарная мамалыга с брынзой, обилие овец, домашней птицы, свиней. Из интересных отличий: мало мужчин весной-летом (все на сезонных заработках, как в Молдове), но городки Гагаузии пустеют дополнительно и зимой-весной, поскольку здешние женщины приглашаются турками из-за своего знания языка сиделками, няньками, воспитательницами, управляющими мини-отелями. Язык почти один, а легендарная хозяйственность и рачительность здешних дам позволяет им зарабатывать не меньше мужчин.
Возвращение всех «с заработков» - отдельные и весёлые праздники, вино рекой, походы по родственникам с подарками, вдумчивые «шопинги» по Румынии. Большие события (свадьбы, юбилеи, церковные праздники) отмечают с размахом, люди собираются улицами и даже сёлами, выставляя длинные столы на несколько сот человек. Национальные костюмы, как в Молдове - большая редкость и скорее умирающий вид народного фольклора. Страсть к старым бабушкиным монистам, богатым нагрудным женским украшениям зато на высоте, здесь гагаузы могут дать фору хрестоматийным румынам.
По редким репортажам из Автономии и общения с «Печенегом» - дела с экономикой в Гагаузии хуже некуда. Сельское хозяйство издавна проигрывало остальной Бессарабии из-за очень сухого степного климата и нехватки воды, производственной мощной базой Автономия во времена СССР не обзавелась, а что построено - блистательно разорено иностранными и молдавскими «инвесторами». Гагаузы, не промышляющие заработками на стороне, держатся дружными сельскими сельхозкооперативами, выращивая виноград, табак, фрукты, подсолнечник и грецкие орехи. Вместе с продуктами животноводства всё отправляется на местные заводы-переработчики. Зарплаты повсеместно ... смешные, без подсобного хозяйства никто не выживает.
Из видимых изменений советской провинциальной поры разве что турки снующие и вездесущие заметны. Активно переманивают молодёжь на учёбу к себе, организовали пять (!) университетских филиалов на базе Комратского Университета, с ушами влезли в производство местных ковров (очень дорогие и достойные ручной работы изделия, подтверждаю), активно занимаются артезианской водой и бурением скважин. Замечены в Гагаузии в исламском грехе винопития и контрабанды здешних продуктов горячительной лозы.
Благодаря здешнему очень сухому климату, производительность виноградников Гагаузии невысокая, но отличить здешнее правильно выдержанное вино нескольких испанских или южно-французских сортов просто невозможно, так что большинство туристов малоазийского побережья Турции употребляют «Мерло», «Каберне», «Шардоне» и прочие «Мускатели» именно гагаузского производства в поддельной фирменной посуде. Бают, на вкус и цвет неотличимые от самых чопорных погребов Южной Европы.
Толика политики
Они же - выводы. О хитросплетениях претензий и противоречий гагаузов с молдаванами и румынами обязательно напишу, поскольку к данной теме придётся возвращаться теперь частенько, как бог свят. Поскольку Кишинёв почуял смертельную угрозу своей государственности. Бакшан Гагаузии госпожа Гуцул - это вам не наёмный бестолковый менеджер Санду, а та ещё акула.
Богатая, расчетливая, безжалостная и очень националистически настроенная. Один из лидеров оппозиции партии «Шор», с одним лишь отличием - не имеет духовитого коррупционного шлейфа (для Молдовы сие - чудо Господне), стоит за полную независимость своей Автономии, с толстым намёком на переход под руку Москвы. Именно поэтому после встречи с Владимиром Владимировичем гагаузы выходили на улицы, обнимались и выкладывали в Сеть многочисленные ролики и фотографии с нарисованной «соткой».
Это такой местный флеш-моб с недавних пор, как только Кишинев начинает давить на администрацию Автономии, режет бюджеты, третирует чиновников и простых предпринимателей - люди рисуют где попало цифру «100», намекая на региональный номер в составе субъектов России.
А вот дальше начинается самое интересное, поскольку среди гагаузов бродят очень любопытные геополитические сценарии своего будущего, где места Молдове (при нынешнем режиме политических конокрадов ансамбля «Ай-на-нанэ» румынки Майи) нет вообще. Есть в мыслях независимая Республика Буджак, по образу и подобию Абхазии - Ю.Осетии, есть более широкая в географии Гагаузия (цепляющая Одесскую область, если что).
А есть ... полный демонтаж самой Молдовы с отчуждением от неё Тараклийского района и слияние с Приднестровьем в формате Гагаузско-Приднестровской Республики. После возвращения Одессы в родную гавань, чин по чину проведённым референдумом. Вот триединый смысл «100». Как дела пойдут с мятежной Гагаузией дальше - пока не готов рассуждать, только-только начинаю погружаться в тему. Но ясно одно, Кишинёв из кожи вон вылезет, чтобы ситуацию обострить, мятежную княжну Евгению Гуцул бросить в застенки, а вопрос с автономией закрыть окончательно.
Наблюдаем. Гроссмейстер сделал в Сочи свой ответный ход на лютую бессарабскую русофобию, угрозы Приднестровью и последнюю выходку политических конокрадов Майи с выходом Кишинёва из договора ДОВСЕ (контроль за обычными вооружениями в Европе). Мы мирные люди, всего лишь пообещали «многоплановое экономическое сотрудничество и оказание помощи». По евразийской интеграции в Таможенный Союз. За который 97% гагаузов проголосовали в 2014-ом, не желая переться в Евросоюз по кружевам интимного предмета женского туалета. Ничего не напоминает? О тож ...
https://dzen.ru/a/ZeqdU52SMQOdLvRb