Березы на берегу реки. 1897
Работы Ивана Августовича Вельца можно увидеть в разных городах: от Москвы до маленьких городов российской глубинки; в различных художественных музеях от Государственной Третьяковской галереи до Алтайского краевого музея изобразительных искусств в Барнауле. Его картины одинаково привлекают внимание и в огромных галереях и в маленьких частных коллекциях ревностных ценителей истинного искусства.
"Балтийский пейзаж", И.А. Вельц, 1888. Частное собрание.
Иван (Иоганн-Александр) Августович Вельц родился 6 июня 1866 года в селе Софьино Самарской губернии в семье австрийского купца. В 1889 году он принял русское подданство. В 1885 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где учился в мастерской пейзажной живописи Михаила Константиновича Клодта. В те времена это было самое известное и престижное художественное учебное заведение, там учились многие известные живописцы, такие как Шишкин, Васнецов, Куинджи и другие талантливые художники.
Вид на имение помещика Тентетникова. 1891
Зимний пейзаж. 1895
Зимний пейзаж. 1895
Весной в окрестностях Петербурга. 1896
Будучи 19 лет от роду, он поступает в Академию художеств, где будет обучаться пейзажной живописи у профессора Михаила Клодта. Обучение будет успешным: несколько раз он получит серебряные медали, а под конец будут и золотые, в итоге у него будет весь возможный комплект медалей Академии. И именно во время этого обучения, он и примет российское подданство. Закончит учебное заведение он с большой золотой медалью за картину на сюжет из "Мертвых душ" Николая Гоголя:
"Вид на имение помещика Тентетникова", И.А. Вельц, 1891. Частное собрание.
На следующий, 1892 год, он отправится за границу на стажировку, как это было принято в Академии, когда дело касалось ее лучших выпускников. Он побывает в Италии, Германии и Франции, но, что любопытно, в отличие от многих русских художников, которые оставались в Европе на
долгие года (а некоторые - и на всю жизнь), Вельц вернется в Россию всего лишь через два года и станет работать именно здесь.
В дальнейшем он будет много путешествовать, но именно по просторам ставшей родной ему Российской империи. Причем особенно он жаловал юг страны и, конечно же, его жемчужину - Крым, виды которого он не раз будет изображать на своих полотнах:
"Вид Ялты", И.А. Вельц, 1900.
"В крымских горах", И.А. Вельц, 1902.
"Мыс Аю-Даг", И.А. Вельц, 1904. Тюменский областной музей изобразительных искусств.
"Летний пейзаж с прибрежными скалами", И.А. Вельц, 1912. Перед нами панорама Судакской бухты, вдали - мыс Алчак.
Далее художник, все более набиравший популярность, участвует практически во всех возможных выставках (кроме передвижников, пожалуй): Московского Общества любителей художеств, Петербургского Общества художников, а с 1909 года и Общества художников имени Куинджи, в которое он вступил прямо с года его основания. Мало того, что Архип Куинджи основал его на свои средства, так еще и после смерти (произошедшей уже через год - в 1910) завещал Обществу практически все свое состояние, оставив небольшую пенсию супруге.
"Лесная речка", И.А. Вельц, 1904. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Осень. Мостик в парке", И.А. Вельц, 1900-е. Частное собрание.
"Начало зимы", И.А. Вельц, 1904. Курская картинная галерея.
"Иней", И.А. Вельц, 1906. Омский областной музей изобразительных искусств
Летний пейзаж с пастушком и коровами. 1901
Опушка елового леса. 1906
Летний пейзаж с хатами. 1907
Осенний пейзаж. 1908
Иван Августович неоднократно путешествовал по России. Он посвящал свои летние поездки в Крым и по окрестностям Петербурга работе над картинами, чтобы представить на академические выставки воплощенные в красках красивые уголки природы, останавливавшие взгляд молодого живописца. Некоторые изображения с картин Вельца даже использовались для изготовления открыток. Художник регулярно экспонировал свои картины на выставках Московского Общества любителей художеств (1887-1899) и Санкт-Петербургского (затем Петроградского) Общества художников (1894-1916).
Летний пейзаж с парусными лодками. 1912
Старая усадьба. 1913
Ночь на берегу моря. Рыбаки у костра. 1913
Парусник в бухте. 1914
Туман над рекой. 1916
После революции художник вступил в Общество художников-индивидуалистов, первая выставка которого открылась в 1921 году в Петрограде, а вот в Ассоциацию художников революционной России, основанной в следующем году, он уже не вступил, неизвестно по идейным соображениям или уже просто в силу преклонного возраста. Умер Иван Вельц в 1926 году в Ленинграде, где и был похоронен.
Дарьяльское ущелье. 1918
Зимнее солнце. 1919
Зимний пейзаж. 1919
Сосновый лес. 1920
Иван Августович был приверженцем классической русской школы пейзажа, близкой Клодту, но сумел сделать её более живой и реалистичной. В своем творчестве Вельц умело пользовался находками и методами передвижников, сочетая элементы реализма с академическими принципами построения картины и, тем самым открывал новые грани своего таланта.
Возле реки
Крымский пейзаж
Украинский пейзаж
Речной пейзаж
Рыбацкие лодки
Морской берег с утёсом
Лесная чаща
Березовая роща. 1905
Обширное художественное наследие Вельца хранится во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, художественных музеях Иркутска, Курска, Пензы, Перми, Омска, Днепропетровска и других городов.
Умер Иван Августович Вельц 22 октября 1926 года в Ленинграде.
Источник:
http://www.art-kartina.ru/jiv-velz.html http://artru.info/il/34305/en/ http://auction-rusenamel.ru/items?id=569000 https://dzen.ru/a/Y1eZdTQCO2C3Cxwk https://www.liveinternet.ru/users/elinor_051/post428469040