100 лет и одну неделю назад родился математик, кибернетик, академик Виктор Михайлович Глушков. Под его руководством в СССР была создана серия крайне удачных и передовых ЭВМ. Говорят, он был в одном шаге от создания «советского интернета»…
Виктор Глушков
Будущий академик родился 24 августа 1923 года в Ростове-на-Дону. Его отец Михаил Иванович, горный инженер, как-то обмолвился, что прапрадед Виктора состоял адъютантом знаменитого атамана Платова. Есаул Глушков в 1814 году побывал в Париже, был жалован императором во дворянство, но не стал дворянином из-за бегства на Дон дочери с женихом - простым казаком.
Ростовский вундеркинд
В 1928 году Михаил Глушков получил перевод на шахту имени Артёма, одну из самых крупных и оснащённых шахт страны. Семья переехала в город Шахты.
Чтобы читать внуку, бабушка Ефимия Петровна в 53 года обучилась грамоте. Но уже в 4 года научился читать и сам Витя. Отец рисовал картинки с короткими стихами, сын смотрел и запоминал. Поэзия займёт в жизни Глушкова особое место. В десятом классе на спор он декламирует стихи 10 часов подряд. Больше всего любит «Фауста» Гёте. Прекрасно владеет немецким и английским.
Из прозы его, как и других мальчишек, больше всего увлекала научно-популярная литература, фантастика - Герберт Уэллс, Жюль Верн. И технические журналы, которые выписывал отец-радиолюбитель. Как позже вспоминал академик, в пятом классе он сделал первое изобретение - систему управления полётом снаряда для электропушки. А также радиоуправляемую модель трамвая, фотоувеличитель, телефон… Мастерил по собственным схемам радиоприёмники. Собирал с отцом телевизор - в 1930-х это было примерно то же, что в 1980-х спаять дома компьютер по схемам из журнала «Радио».
Увлекался физикой, химией, астрономией. За школьные каникулы проштудировал учебник по дифференциальному исчислению и «Аналитическую геометрию». В шестом классе знал геометрию, алгебру, тригонометрию на вузовском уровне…
Ужасно близорукий, со зрением -12 занимался лыжами, плаванием, боксом, прыжками в воду и в высоту.
Окончил школу №1 города Шахты с золотой медалью в 1941 году. На фронт из-за близорукости не взяли, остался в Шахтах. Собирал для подпольщиков радиоприёмники. Мать Виктора, Веру Львовну, депутата горсовета, активную участницу шахтинского подполья, расстреляли. Бывая в Шахтах, Глушков всегда ходил к памятнику жертвам фашизма с цветами.
Сейчас Виктор Михайлович Глушков - почётный гражданин города Шахты.
От студента до директора
В 1944 году Глушков поступил на теплотехнический факультет Новочеркасского индустриального института. Окончил его уже в 1948 году - экстерном сдал все экзамены за четыре года университетского курса математики и физики и стал студентом пятого курса Ростовского университета.
Глушков хотел сдать 25 экзаменов и зачётов за один день. Преподавателей, ушедших домой, разыскивал по городу. Экзамен по астрономии прошёл в очереди за хлебом: профессор отоваривал карточки.
Во время обучения заинтересовался топологической алгеброй. В дипломной работе, выполненной под руководством известного математика Дмитрия Мордухай-Болтовского, развил методы вычисления таблиц несобственных интегралов и обнаружил неточности в работах, до того издававшихся десятки раз.
В годы учёбы женился на студентке энергетического факультета Новочеркасского индустриального института Валентине Папковой. Она взяла на себя все заботы о доме, не сопротивлялась, когда мужа распределили на Урал - в Свердловский лесотехнический институт. Там Глушков познакомился с деканом математического факультета Свердловского университета профессором Сергеем Черниковым и быстро освоил теорию групп. По предложению Черникова он поступил в заочную аспирантуру университета, защитил в 1951 году кандидатскую диссертацию «Теория локально-нильпотентных групп без кручения с условием обрыва некоторых цепей подгруппы», начал готовить докторскую.
Ещё до свадьбы Виктор предупредил Валентину: «Знаю, что всё время буду посвящать науке».
Виктор Глушков с женой Валентиной
Жена приняла это условие, но и сама смогла реализоваться не только в семье - стала руководителем аварийной службы «Свердловэнерго».
В 1954 году молодой специалист был направлен на год в докторантуру при Московском государственном университете. Там 12 декабря 1955 года защитил диссертацию по теме «Топологически локально-нильпотентные группы» на соискание учёной степени доктора физико-математических наук. Научным руководителем Глушкова был советский математик-алгебраист, профессор МГУ Александр Курош. Основной результат этой работы - формулировка и доказательство одной из интерпретаций пятой проблемы Гильберта, причём более простым методом, чем в известных на то время трудах. Любое решение проблемы Гильберта - сенсация в мировой науке. Полученные результаты вывели Глушкова в ряды ведущих алгебраистов мира.
Как писал сам учёный, «мне пришла в голову идея, позволяющая обосновать решение обобщённой проблемы Гильберта… всё записал, а потом ещё шесть месяцев дорабатывал. Получилось страниц 60. Причём это было всего лишь доказательство одной теоремы. Эта работа принесла мне известность среди математиков и ощущение творческого, что ли, счастья».
Теперь Глушков мог выбирать, где работать: в Москве, Ленинграде или Киеве. Он выбрал Киев, стал заведующим лабораторией вычислительной техники Института математики - первой в континентальной Европе.
С 1956-го преподавал высшую алгебру, вёл спецкурс по теории цифровых автоматов в Киевском университете на механико-математическом факультете. Утверждал, что теория автоматов может применяться для разработки моделей кибернетических систем в самых разнообразных прикладных областях.
В том же году, вспоминал Глушков, он узнал, что могут компьютеры и как они работают, - из книги «Электронные цифровые машины» выдающегося советского и российского учёного, пионера отечественной кибернетики и информатики Анатолия Китова. Позже дочь Глушкова выйдет замуж за сына Анатолия Китова.
В декабре 1957 года Виктора Глушкова назначили директором вычислительного центра АН УССР. Через пять лет он возглавил Институт кибернетики АН УССР - в будущем институт кибернетики имени В.М. Глушкова.
Не теряя времени
В 1956 году в киевском Институте математики АН УССР под руководством бывшего заведующего лабораторией вычислительной техники Бориса Гнеденко началось создание электронной вычислительной машины «Киев» для управления технологическими процессами. Завершал работы Глушков. Вообще, как вспоминал один из сотрудников лаборатории, с приходом Глушкова «ни одна из проводимых в лаборатории работ не была заброшена. Напротив, все получили логическое завершение».
«Киев» - машина с асинхронным управлением, ферритовой оперативной памятью, вводом-выводом чисел в десятичной системе счисления, внешней памятью на магнитных барабанах, развитой системой команд и быстродействием 10 000 операций в секунду. Она стала настоящим прорывом в создании вычислительной техники в СССР. Впервые в Европе машина использовалась для цифровой обработки изображений и моделирования интеллектуальных процессов.
Глушков в тот период работал по 20 часов в сутки, забывая о еде. В итоге попал в больницу. Жена, Валентина Михайловна, вспоминала, что под стеклом на письменном столе в кабинете нашла записку, которую муж адресовал самому себе: «Сегодня первый день твоей оставшейся жизни. Не теряй время даром».
Он и не терял.
Миру - МИР
В 1958 году Глушков возглавил работы по созданию ЭВМ «Промінь», позже - семейства электронных вычислительных машин «МИР», которая стала предшественницей персональных компьютеров. Эта компактная, экономичная и относительно простая в управлении ЭВМ предназначалась для автоматизации инженерных вычислений в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах. В ней впервые был применён принцип ступенчатого микропрограммирования, на который позже Глушков получил авторское свидетельство. Быстродействие составляло 1000 операций в секунду.
В 1960 году группа Глушкова впервые в мире провела опыты по дистанционному управлению технологическими процессами через телеграфные линии связи.
В 1958 году его назначили научным руководителем на проект по созданию универсальной управляющей машины «Днепр». И Глушков настолько ускорил процесс, что уже в 1961-м началось её промышленное производство. Киевский завод «Радиоприбор» в течение 10 лет выпускал «Днепр». Это была первая полупроводниковая машина отечественного производства с двухадресной структурой команд и двоичной системой счисления. Быстродействие на логических операциях и операциях сложения и вычитания достигало 35 000 операций в секунду. Эти ЭВМ шли на экспорт в соцстраны.
Управляющая вычислительная машина «Днепр»
В 1961 году Глушков опубликовал работу «Синтез цифровых автоматов», в 1964-м удостоенную Ленинской премии, монографию «Введение в кибернетику», статью «Абстрактная теория автоматов». Все они стали фундаментальными для этого направления.
В 1963 году началось серийное производство ЭВМ для инженерных расчётов «МИР-1». Ввод программы и вывод результатов осуществлялся при помощи электрической пишущей машинки. Скорость достигала 10 символов в секунду, а быстродействие самой ЭВМ при выполнении арифметических операций над пятиразрядными числами составляло 200-300 операций в секунду. Для своего времени машина была относительно небольшой: размещалась «всего» на 16 квадратных метрах. Специально для ЭВМ серии МИР под руководством Глушкова был разработан максимально простой язык программирования АЛМИР-65, который потом трансформировался в алголоподобный язык Аналитик.
ЭВМ «МИР-1»
Учёный предвосхитил концепцию структурного программирования, доказал фундаментальную теорему о регуляризации - приведении к структурированной форме - произвольного алгоритма, в частности программы или микропрограммы, и предложил абстрактную модель ЭВМ, представляющую взаимодействие двух автоматов - управляющего и операционного.
В 1964 году Виктора Глушкова выбрали действительным членом Академии наук СССР по Отделению математики.
В 1968-м академик Глушков и его коллектив получили Государственную премию СССР за разработку новых принципов построения структур малых машин для инженерных расчётов и математического обеспечения для них, внедрённых в вычислительных машинах серии МИР.
Разработка экспериментальной системы «ПРОЕКТ-1» на машине М-220 завершилась в 1970 году. Затем на двухмашинном комплексе М-220 и БЭСМ-6 с развитой системой периферийных устройств была реализована более мощная система «ПРОЕКТ-2» с общим объёмом системы более 2 миллионов машинных команд. В ней впервые в мире был автоматизирован и оптимизирован этап алгоритмического проектирования. Учёные разработали новую технологию проектирования сложных программ - метод формализованных технических заданий.
Глушков с единомышленниками сделал большой вклад в формирование и реализацию идей создания автоматизированных систем организационного управления промышленными предприятиями, разработку соответствующей теории, математических, программных и специальных технических средств для управления технологическими процессами в микроэлектронике, металлургии, химической промышленности, судостроении.
В шаге от интернета
Ещё в 1962 году Глушков предложил создать Общегосударственную автоматизированную систему учёта и обработки информации (ОГАС) - сеть с компьютерным центром в Москве и двумя сотнями центров среднего уровня в крупных городах, а также до 20 000 локальных терминалов. Каждый терминал мог бы взаимодействовать с любым другим через существующую телефонную сеть. Разрабатывая проект ОГАС, Глушков лично изучил работу более тысячи объектов народного хозяйства: заводов различных отраслей, шахт, железных дорог, аэропортов, высших органов управления - Госплана, Госснаба, ЦСУ, Минфина.
Создание ОГАС много раз обсуждалось в высших эшелонах власти. Главным препятствием для реализации проекта была его колоссальная стоимость - около 20 миллиардов рублей, дороже космической и атомной программ вместе взятых.
1 октября 1970 года на заседании Политбюро Министр финансов СССР Василий Гарбузов заявил, что денег на кибернетическую экономику нет. Впрочем, её занесли в планы на девятую пятилетку (1971-1976 годы) с запуском 1600 вычислительных центров в регионах и увеличением выпуска компьютерной техники в СССР в 2,6 раза.
Позже Глушков говорил, что за три пятилетки реализация программы принесла бы не меньше 100 миллиардов рублей в бюджет.
В 1972 году в газете «Известия», официальном органе Верховного Совета СССР, вышла статья «Уроки электронного бума». Автор утверждал, что создание портативных ЭВМ признано за рубежом бесперспективным направлением. А использование вычислительной техники для управления экономикой сравнивалось с увлечением абстрактной живописью, скоротечной модой.
При этом в статье «Вашингтон пост» журналист Виктор Зорза титуловал Глушкова «Царём советской кибернетики» и сообщал, что тот собирается заменить кремлёвских руководителей вычислительными машинами. Знавшие Глушкова понимали абсурд таких заявлений: академик называл себя марксистом и доказательно опровергал все заявления о преимуществе капитализма над социализмом.
В конце 1973 года в «Нью-Йорк таймс» была опубликована серия статей редактора научного раздела газеты Генри Либермана, вернувшегося из двухнедельной поездки по СССР. Он с удивлением наблюдал создание в Москве и Ленинграде первых вычислительных центров будущей сети ОГАС. Отдельные элементы системы должны были заработать в 1975 году, а полностью советская экономика перешла бы на компьютерное управление к 1990 году.
Гений Глушкова за рубежом не подвергали сомнению. Его избрали членом немецкой академии «Леопольдина», иностранным членом академий наук ГДР, Польши, Болгарии, почётным доктором Дрезденского университета и почётным членом Польского кибернетического общества. Издатели Британской энциклопедии в 1973 году заказали Глушкову статью о кибернетике. В дальнейшем Глушков стал инициатором выпуска «Энциклопедии кибернетики», которая вышла под его редакцией в двух томах.
В 1974 году на конгрессе Международной федерации по обработке информации (IFIP) Глушков выступил с докладом о рекурсивной ЭВМ, производительность которой могла бы неограниченно возрастать при наращивании аппаратных средств. Эта идея опередила время.
Ольга, дочь Виктора Михайловича, рассказывала: «Отец объехал практически весь мир, был во всех индустриально развитых странах, в 1960-е годы руководил комиссией ООН по вопросам компьютеризации развивающихся стран и имел кабинет в Нью-Йорке, входил в программные комитеты многих международных конференций, сам выступал на конференциях, конгрессах и других мероприятиях. Руководители IBM пригласили его выступить с лекциями в США и предложили занять высокую должность в области исследований и разработок».
Конечно, Глушков отказался.
Информационное бессмертие
Академик Глушков был одним из прототипов профессора Громова в фантастических повестях Евгения Велтистова об Электронике. Документов, подтверждающих этот факт, нет, но в главе «Вопросительный день» «Приключений Электроника» упоминается фамилия Глушков. Правда, Глушковым у Велтистова стал инженер Иван Александрович, знакомивший школьников с кибернетикой. В этой же книге отражены в доступной для детей форме идеи Виктора Михайловича о применении математики и кибернетики в разных сферах.
Глушков создавал удивительную ауру творческого поиска и заражал окружающих поразительной работоспособностью. Средний возраст сотрудников его института в середине 1960-х составлял 25 лет, и они были точь-в-точь такими же, как в книге Стругацких «Понедельник начинается в субботу»: придумали Кибертонию - виртуальную страну, в столице которой Киберграде правит совет роботов, со своей валютой, конституцией, картой… Детям на новогоднем празднике выдавали паспорта Кибертонии с изображением играющего на саксофоне робота. А машина «Алдан-3», на которой работал Привалов из «Понедельника», вполне могла быть вдохновлена компьютерами Глушкова.
Паспорт Кибертонии
В научной и профессиональной среде академик Глушков по праву считается светилом. Гений Глушкова позволил получить результаты мирового значения в математике, кибернетике, вычислительной технике и программировании, создать в этих областях науки собственные школы.
Ещё при жизни учёный опубликовал 800 научных работ, многие из которых не теряют актуальности до сих пор. Более 500 из них были написаны самим Глушковым, остальные - в соавторстве. Хотя сам Виктор Михайлович говорил, что статьи оформляет медленно, это для него тяжёлое дело.
Его последняя монография, вышедшая в свет в 1982 году, называлась «Основы безбумажной информатики».
В ней Глушков пропагандировал практический подход к проблеме искусственного интеллекта. И предвидел развитие персональных мобильных устройств, говоря: «Недалёк тот день, когда исчезнут бумажные книги и журналы. Каждый человек будет носить электронный блокнот - комбинацию плоского дисплея с миниатюрным радиоприёмопередатчиком. Набирая на клавиатуре этого блокнота нужный код, можно, находясь в любом месте на планете, вызвать из гигантских компьютерных баз данных тексты, изображения, которые и заменят не только книги, журналы и газеты, но и телевизоры». Сегодня практически у каждого есть смартфон.
Он способствовал прекращению бесконечных споров «Кто умнее: человек или машина?». Говорил, что человек с ЭВМ намного умнее и могущественнее, чем человек без ЭВМ. Считал, что последовательное накопление знаний, представленных в виде компьютерных баз знаний, и эффективные способы их обработки помогут людям сохранить то лучшее, что они создают, а развитие интеллектуальных способностей ЭВМ обессмертит творцов.
Глушков предсказал и появление интернета. «Система связи включит в себя огромный парк электронных машин и превратится в Единую систему хранения, обработки и передачи информации. В её задачу будет входить не только установление связи между людьми, но и людей с машинами и машин между собой. Подключение же Единой системы связи к Единой информационной системе равносильно тому, что канал будет черпать информацию из практически безбрежного её источника».
Спроектированные по идеям Глушкова в 1984 году многопроцессорные вычислительные комплексы ЕС-2701, а в 1987-м и ЕС-1766 с номинальной производительностью более миллиарда операций в секунду могли стать самыми мощными вычислительными системами в СССР. Увы, увидеть эти суперкомпьютеры в действии Глушков не успел. В 1982 году известный немецкий нейрохирург, профессор Клаус Иоахим Цюльх, приехавший в Москву, поставил Глушкову страшный диагноз - астроцитома, неоперабельная опухоль продолговатого мозга. Виктор Михайлович умер в 58 лет.
Ещё в 1960-х сотрудники, работавшие в команде Глушкова, под влиянием популярных в то время фантастов обсуждали идею «информационного бессмертия» - перевода человеческого сознания в цифровую форму, его загрузки в компьютер. И, умирая, Виктор Михайлович утешал жену: «Не волнуйся, однажды свет нашей Земли достигнет далёких созвездий, и на каждой из солнечных систем мы вновь будем молодыми».
В 1996 году Виктор Михайлович Глушков вместе с коллегами
Сергеем Алексеевичем Лебедевым и Алексеем Андреевичем Ляпуновым были отмечены профессиональным обществом Института инженеров электротехники и электроники самой престижной наградой - Computer Pioneer. На медали, вручённой дочери Глушкова, надпись за вклад: Digital Automation of Computer Architecture, то есть «Цифровая автоматизация компьютерной архитектуры».
Память об академике Глушкове хранится и в Политехническом музее. В Открытой коллекции представлена управляющая машина широкого назначения УМШН «Днепр», электронные вычислительные машины «МИР-1» и «МИР-2». В фондах музея есть личные вещи учёного, авторские свидетельства на его изобретения, фотографии. В Политехнической библиотеке - книги самого Глушкова и статьи о нём.
А с 28 апреля 2023 по 29 января 2024 года в Открытой коллекции проходит выставка «
Компьютеры от М до А. История советских ЭВМ и их создателей» - записывайтесь на бесплатную экскурсию и приходите, чтобы узнать ещё больше о кибернетике в СССР.
https://dzen.ru/a/ZPCHnPtJ0E_19Dyy