Анекдот дня, куртуазный разговор на Елисейских полях:
- Слышал, Нигер ввёл запрет на экспорт урана и золота во Францию!
- Да что этот Обама себе позволяет!
Расистские шутки долой, но ситуация с военным мятежом в этой беднейшей африканской стране раскручивается не по обычному сценарию Чёрного Континента. Слишком много громких заявлений сделано, слишком много интересов оказалось затронуто. Дело не в пресловутом уране, о котором даже русские бабульки у подъезда бойко толкуют, наслушавшись однотипных репортажей по дуроскопу. Да, Франция рискует потерять более 35% нигерийского сырья для своих АЭС, обеспечивающих 60% генерации пятой Республики. Да, Евросоюз тоже способен попасть на большие деньги, поскольку урановая руда и производные из Нигера уверенно составляют четвёртую часть всего рынка Старушки.
Не беда, есть Россия, есть Казахстан, есть другие африканские страны и потирающие лапки канадцы. Схемы поставок видоизменятся, ядерное топливо несомненно подорожает, а Нигеру придётся выдержать несколько увесистых тумаков. Вплоть до «миротворческой миссии» западных стран, ливийский сценарий белым господам очень понравился.
Угрозы даже прозвучали от страны Западной Африки, входящих в колониальное (под полным контролем французов) Экономическое Сообщество (ЭКОВАС). Они потребовали восстановить конституционных порядок и … сегодня к полудню освободить свергнутого президента Мохамеда Базума. Иначе, аж целый военный блок под названием «Коллективные вооруженные силы ECOMOG» (уморительная военизированная структура ЭКОВАС) начнут вторжение, главных мятежников переловят и расстреляют. Пока же появилась информация, что границы с Нигером перекрывают, коммерческие перелёты вот-вот отменят, финансовые операции страны заморозят.
Идеальная колония
Не буду заниматься пересказом банальных фактов, которыми за прошедшие дни нас хорошенько нафаршировали «эксперты-африканисты». Интересно другое, какой профит может извлечь Россия из сложившейся ситуации. Поскольку теперь любой политический сдвиг в Африке (да и вообще во всём мире) придётся рассматривать через призму глобального противостояния Восток-Запад. И каждый актор напоследок, перед грядущим переделом сфер влияния и «многополярности», постарается сыграть свою партию. А Нигер для этого - эталонная страна для политических Палаты Мер и Весов. Кто здесь закрепится, тот и будет фактически контролировать Западную Африку экономически.
Чуть истории. До Берлинской Конференции 1885 года между Францией и Великобританией шла яростная грызня за колониальное владычество над территориями Южного Нигера. Париж провёл несколько военных экспедиций, усмирил английских чернокожих «прокси» и вышел на двухстороннее подписание документа, закрепившее колонию за собой.
В 1906 году она была включена в административное образование Верхний Сенегал - Нигер. Контролировать французы могли лишь небольшую полоску земель на юге, на всей остальной части страны безраздельно властвовали туареги. Они-то едва не вышибли колонизаторов в период восстаний 1911-1922 гг., пока Париж не купил на корню здешний оседлый «речной народ джерма», ставший опорой и военной силой колониальной администрации. Обошлись их вожди дорого, дикарями в классическом понимании они не были. Контролировали огромные пространства нынешних Нигера, Нигерии, Буркина-Фасо, Ганы, Мали и в Кот-д'Ивуара. Джерма были потомками великой торговой Сонгайской Империи, державшей под контролем всю реку Нигер, ключ к богатствам Западной Африки. Поэтому, едва получив французское оружие и поддержку, вожди и старейшины этого народа стали титульной элитой.
Суб-регион Сахеля
Независимость Нигера официально была провозглашена 3 августа 1960 года, с первого же дня с легитимной государственностью пошло наперекосяк. Дело в том, двумя годами ранее президент Шарль де Голь предложил всем колониям простой выбор: полная независимость или самоуправление в составе Франции (второе настоятельно приветствовалось, само собой). Первый вариант выбрала Гвинея, за что немедленно подверглась страшным карам: финансирование бывшей колонии было прекращено, торговые дела заблокированы, движимое имущество французских компаний и администраций - вывезено. Недвижимое сожжено или взорвано, электрические столбы повалены по всей стране, провода - смотаны. Как назидание прочим …
Нигер был настроен решительно, участь Гвинеи ничуть не пугала. Но референдум по независимости был самым безобразным образом сфальсифицирован, французские дипломаты (не стесняясь) привезли в центральную Счётную Палату более полумиллиона бюллетеней, где типографским способом был проставлен отпечаток пальца неведомого желающего остаться в составе Франции на правах «административной территории». Нелегитимность референдума породила все последующие неурядицы государственности Нигера.
Первым президентом страны стал представитель народа джерма Диори, изгнавший своего конкурента (двоюродного брата), запретившего двухпартийную систему, сложившуюся сразу после второй мировой. В 1968-м в Нигере были открыты богатейшие на континенте залежи урана, примчавшиеся тут же французы устроили сущий ад на открытых разработках, отравив работами и отвалами огромные территории. А потом наступила страшная пятилетняя засуха и военный переворот 1974-го…
Ставший президентом Сейни Кунче (начальник Генштаба ВС Нигера, прямой потомок королей народа джерма) вошёл в местную историю. Во-первых, все доходы с урановых разработок направил на закупку продовольствия, французам выписал «жёлтую карточку» за их коррупционные делишки и наладил отличные отношения с арабскими странами. Не забывая дразнить колонизаторов приглашением в страну кубинцев, построивших здесь немало школ и больниц. Дисциплинку организовал казарменную, всех вольнодумцев и бузотёров … ну как бы извёл самыми недемократичными методами.
Сейни Кунче (иллюстрация из открытых источников)
Жил аскетически, состояний не имел, правящие элиты джерма уравнял с туарегами, написав новую Конституцию. Подавил три попытки госпереворота, после каждого закручивая гайки всё туже. Экономические проблемы государства решал лично, выгнав всех «советников» с французским образованием и связями с колониальными добывающими компаниями. Когда Западная Африка и саванны Сухел (Сахель) едва не вымерли от засухи 1983-го года, Нигер оказался единственной страной, с ней справившейся. Запасы продовольствия с ирригацией спасли миллионы жизней не только в Нигере, но и в соседних странах.
Сейни Кунче умирает от рака мозга в 1986-ом, пост президента наследует двоюродный брат Сейбу, решивший поиграть в демократию. Объявляет о многопартийности, практически не вылезает из Парижа, очень любит таскаться по всяким форумам и конференциям международного уровня. Считает себя «африканским Горбачёвым», миротворцем и прочая. Страну вколачивает в тотальную нищету, выборы 1993-го с треском проигрывает. Список из последующих восьми президентов не вижу смысла публиковать, все они «ушли» благодаря переворотам или от пули, Нигер стал территорией хаоса, религиозной распри, стычек оседлого и кочевого населения. Ах да … за тридцать лет принял пять Конституций.
Фактор геополитики
Нигер - классическая история Африки, где не могут ужиться веками три культуры: оседлая (возле крупных рек), полуоседлая (скотоводы и собиратели саванн) и кочевая (туареги, кабилы, берберы и тд.). ХХI век, после сноса режима полковника Каддафи, проблему вновь обнажил, кочевые племена туарегов Западной Африки в третий раз за сорок последних лет вознамерились создать собственное государство - Азавад/Азауаг (Земля Кочевников). Объединить под своим боевым знаменем (правящие племенные элиты - только воины) Мали, юго-восток Алжира, запад Нигера, север Буркина-Фасо и юго-запад Ливии. Проблеме государственности здешних кочевников … ну лет эдак шестьсот, как арабы начали агрессивную исламизацию континента.
Последнее восстание туареги поднимали в 2007-2009 гг., были разгромлены правительственными войсками Мали и Нигера, ушли в Ливию и нанялись к полковнику Каддафи. Мгновенно рассорившись с прочими влиятельными группировками Армии - сбежали в Северный Мали, и там создали «Национальное движение за освобождение Азавада» (НДОА), в 2012-м подняли восстание … годом ранее завладев львиной долей вооружений, которые Запад щедро (через Сахару) отправлял ливийским повстанцам для свержения Каддафи. Захватив три региона Мали и две военные базы, тоже битком набитые оружием, туареги поддержали военный переворот в Мали, торжественно вошли в свою историческую столицу - Тимбукту.
(иллюстрация из открытых источников)
Затем объявили о независимости Государства Азавад. Спутавшись с ситуативными союзниками из радикальных исламистских организаций «Ансар ад-Дин» («Защитники веры») и «Аль-Каида в странах исламского Магриба» - жестоко просчитались. Американские террористические марионетки дождались, пока туареги размотают остатки малийских вооружённых сил и ударили в спину, быстро разгромили разрозненные отряды Государства Азавад и объявили о создании Эмирата Западной Африки с законами шариата. Начали тотальный террор.
Спросите, при чём тут Нигер? Очень просто, в конце 2012-го туда прибывают эмиссары ЦРУ и Госдепа, договариваются по двум линиям (Правительства и Генштаба) о совместном антитеррористическом плане по локализации фундаменталистов Мали. И конечно же, решении «проблемы туарегов», отступивших после разгрома на северные территории Нигера.
Получив от США огромное количество вооружений и кредиты на реформирование Вооружённых Сил - стороны ударили по рукам. Янки заполучили военно-воздушную базу для разведывательных беспилотников, мятежных туарегов схарчили бармалеи «Ансар ад-Дина», а Нигер стал операционной базой ЦРУ для выдавливания из региона Западной Африки французов и китайцев. Американцы пришли за ресурсами…
Нужно понимать избирательное отношение Гегемона к африканскому и азиатскому терроризму, например «Движение за единство и джихад в Западной Африке» дюжину раз пытались конгрессмены янки внести в «чёрный список» профессиональных людобоев и кровавых упырей. Разрушивших, кстати, немало объектов «культурного наследия ЮНЕСКО», почти всё историко-культурное и религиозное наследие туарегов.
Но благодаря десятилетней «замятне» региона Сахел, эти радикалы успешно угрожают атомной энергетике Франции через урановые копи Нигера (не позволяют вести новые разработки), подрезают поставки алжирского газа, сокращают выработку нигерийской нефти для Китая. Париж такая ситуация вообще до истерики довела, пришлось создавать военизированные силы «Экономического сообщества стран Западной Африки» (ЭКОВАС), пытаться что-то там изобразить в Мали … антитеррористическое. До начала лета этого года пудрили мозги, пока правительство Мали не обратилось в ООН с уведомлением 16 июня: заберите свой «миротворческий контингент», либо попросим «гражданских сотрудников» Группы Вагнер путь-дорожку указать.
(иллюстрация из открытых источников)
Фактор «Вагнера»
«Миротворцы» прониклись, клятвенно пообещали убраться в 2023-м году, а чтобы организовавшим этот блуд любителям круассанов жизнь малиной не казалось - на днях малийцы предельно чётко обозначили разрыв с колониальным прошлым, запретили французский язык в официальном обращении. Десять лет не иметь возможности справится с малочисленными бармалеями «Боко Харам» (нигерийский филиал ИГИЛ, запрещенной в РФ террористической организацией) - это нужно суметь. Теперь черёд Нигера, который тоже терпит на своей земле три тысячи парижских «миротворцев». У которых под боком бармалеи плодятся.
Теперь о мифологии, окружающую «музыкантов», само собой. Что это проект наших спецслужб, находящийся на содержании государства -убедились все, как только Верховный озвучил многомиллиардные затраты на содержание. Зарабатывают в Африке? Что-то зарабатывают, только за три года из ничего частные военные компании не вырастают, они везде проходят длинный и тернистый путь легализации своей деятельности, начинают от ЧОПов и мутных консалтинговых фирм. А когда в Сирии и Африке возникает прекрасно оснащённая, вооружённая (и несуществующая в правовом поле РФ) ЧВК … да с разбега вваливается в самые злачные террористические проекты США и Великобритании - выводы делайте сами, кому это нужно. И кто курирует.
Что у кураторов пошло не так с «украинским направлением», почему у одного Повара протекла крыша - не суть, африканские дела Группы Вагнер как шли поступательно и уверенно, так и продолжают приносить большой политический профит Государству Российскому. Сирия, Ливия, Центрально-африканская Республика, Судан и Мали не сбоят, ресурсы там собраны внушительные, не менее десяти тысяч бойцов уверенно зачищают места пребывания от террористических проектов англосаксов. Попутно выметая крошки французского багета.
Рассуждения, что Россия имеет какие-то далеко идущие экономические и политические интересы на Чёрном Континенте - считаю бравурными и не имеющими к реальности никакого отношения. Не умеем мы в дипломатию, особенно в таком сложном регионе, профессиональных кадров не было и не предвидится в обозримом будущем. Деньгами завалить, как во времена Союза - можем, дружественные режимы содержать и «крепить единство трудовых народов в борьбе с колониализмом» тоже неплохо получалось. Только времена нынче другие, прагматичные. И президент наш терпеть не может идеологию.
(иллюстрация из открытых источников)
Несмотря на красивые телевизионные картинки с манифестациями в Мали и Нигере под нашим триколором и плакатами «Путин - приходи!» … уверен, что не придём. Так, как хочется искренним интернационалистам и патриотам. Крамольную вещь скажу, но если существует некий Хитрый План - он исключительно прикладной, касающийся только континентальной безопасности неокрепших африканских режимов. Группа Вагнера могла бы купаться в деньгах, продвигая общепринятыми методами западных ЧВК интересы российского бизнеса, но ведёт игру тоньше. И явно не по инструкциям господина Пригожина. Кипит очень серьёзная битва.
Она про тот пресловутый «многополярный мир». Американцы задумали свою партию хорошо: снесли главный стабилизирующий элемент богатейшей части Чёрного Континента - режим полковника Каддафи, наводнили кладовую полезных ископаемых региона Сахеля радикальными исламистами самого лютого извода. Без усилий извели под корень французское и бельгийское колониальное владычество, собрались стричь купоны в «серых шариатских» зонах с рабским трудом. А тут такой афронт… зазвучали неприятные для уха англосакса мелодии русского Оркестра.
Замысел Хитрого Плана сложен и прост одновременно. Первое: истребить радикальный и так популярный в Африке «политический ислам», к учению Пророка Мухаммеда имеющий такое же отноше-ние, как рыба к космосу. Второе: единственная форма эффективного правления в подавляющем количестве африканских стран - военная диктатура, игры в «демократию» по западным образцам здесь заканчиваются либо геноцидом, либо голодомором. А когда приходят к власти условные президенты Нигера Сейни Кунче - вот тут страны очень быстро решают свои якобы неразрешимые проблемы, даже успевают за десятилетие нагулять немалый жирок. Без всяких гуманитарных миссий ООН, СССР, США и тд.
(иллюстрация из открытых источников)
Третье: Россия заинтересована, чтобы именно в Африке был похоронен план глобалистов по замораживанию ресурсной базы планеты на десятилетия вперёд, транснациональным паукам «золотого миллиарда» не нужны на рынках ливийская нефть, алжирский газ, уран Нигера и прочие полезные ископаемые Сахеля. Тем более - чтобы их разработкой занимался влезший на Чёрный Континент китайский нео-колонизатор, ведущий себя порой похлеще французов в середине прошлого века.
Тотальный контроль и дозированное использование ресурсов путём полной дестабилизации общественно-политической и социальной жизни африканских государств - вот про что была «арабская весна». А не дать хаосу повториться в грядущей «сахельской зиме» будет стараться Россия. Нам не нужна Африка, нам важно, чтобы там не было США. И становится с каждым днём интересней там, особенно от вчерашней срочной «молнии»: власти Буркина-Фасо и Мали будут считать военное вмешательство в дела восставшего Нигера объявлением войны Уагадугу и Бамако, говорится в совместном заявлении двух стран.
«Мы выражаем солидарность с братским народом Нигера, который решил с полной ответственностью взять свою судьбу в свои руки. Интервенция приведёт к принятию мер самообороны в поддержку народа и вооруженных сил Нигера, выходу Мали и Буркина-Фасо из Экономического сообщества западноафриканских государств».
Не люблю гадать, но что-то подсказывает … число сотрудников одной частной компании в Мали очень-очень скоро кратно увеличится. А у месью Макрона сегодня-завтра будет ну очень бледный вид.
https://dzen.ru/a/ZMh0PtJqzTgUbSUn