Василий Макарович Шукшин: жизнь и творчество. Ч. 1

Oct 24, 2022 11:21





В.М. Шукшин



Солнечным апрельским утром 1973 г. из ворот бывшего Кирилло-Новоезерского монастыря, где тогда располагалась исправительно-трудовая колония строгого режима № 5, а сегодня колония для пожизненно осужденных, известная как "Вологодский пятак" или "остров Огненный", вышел мужчина в модной кожаной куртке, красной рубашке, и брюках заправленных в кирзачи. И пошел по мосткам, перекинутым через озеро Новое от острова Огненный к острову Сладкий. Вот такая аллегория. Из геенны огненной к сладкой жизни.

А вслед ему смотрел узкоглазый солдатик из батальона охраны колонии. И зритель сразу отметил эту особенность советской пенитенциарной системы - именно таких в основном берут в охрану колонии, они более устойчивы к незаконным связям с осужденными.



А шел это вор-рецидивист Егор Прокудин, кличка "Горе", главный герой художественного фильма "Калина красная", только что освободившийся после отбытия срока по своей седьмой судимости. Шел еще не зная, что через несколько дней найдет, наконец, любовь своей жизни и погибнет от бандитской пули своих бывших дружков.

Играл Прокудина писатель, актер и кинорежиссер Василий Шукшин, который через полтора года умрет в 45 лет,так и не сняв главный фильм своей жизни о Степане Разине. Но вот этот, последний его фильм о воре Егоре Прокудине, принесет ему необыкновенный всплеск зрительского интереса, а ранняя смерть, так трагически наложившаяся на смерть героя фильма, сделает его на некоторое время одним из главных русских писателей того времени. Его даже начнут называть "последним гениальным русским писателем".

А ведь начало его жизни никак не предвещало такого ее трагически-триумфального завершения. Родился Шукшин в алтайской деревне Сростки в 1929 г. Отец Макар Леонтьевич, простой колхозник, в 21 год, в 1933 г. был арестован ГПУ , как участник "антиколхозного заговора" в числе еще 88 крестьян из тех же Сросток. И в том же 1933 г. был расстрелян. Реабилитировали его в 1956 г. И вплоть до реабилитации отца Василий Макарович считал его виновным. При вступлении в партию заявил, что отец погиб на фронте.

Закончив семилетку, поступил в Бийский автомобильный техникум, но проучился там недолго. Подался юный Вася из алтайской деревни в голодный 1946 г. в столицу нашей Родины. Чтобы собрать ему денег на дорогу, мать продала корову. И с фанерным чемоданчиком, который запирался на амбарный замок, Вася отправился покорять страну.

Однажды,когда он уже был в Москве, к нему на скамейку, где он сидел на Котельнической набережной, подсел мужчина. Они разговорились, оказались земляками, мужчина тоже был сибиряк, и тоже с Алтая. Новый знакомец, как более опытный, стал учить Васю, что все мужские беды от баб. Вася же поделился своей мечтой стать артистом, но мужчина сказал, что лучше поступать во ВГИК на кинорежиссера. Правда, посетовал, что в кино русскому человеку пробиться трудно, засилье евреев.

Потом мужчина пригласил земляка к себе в гости, в знаменитую высотку на Котельнической набережной. Вот только посидеть землякам за чаем не удалось, хозяйка устроила скандал и погнала гостя вон. "Ох, и мегера же оказалась", - вспоминал потом Шукшин. А мужчина этот оказался знаменитым советским кинорежиссером Иваном Александровичем Пырьевым, погнала же Васю его жена, не менее знаменитая Марина Ладынина. Хотя ведь тоже была сибирячкой, хоть и родилась в смоленской деревне, но выросла в большом селе Енисейской губернии Назарово.

А в 1949 г. Василия Шукшина призвали служить на флот. Вначале на Балтийский, а позже на Черноморский. Со службы Василий был комиссован в 1952 г. в связи с язвенной болезнью. Некоторое время работал учителем, а потом директором вечерней школы в родных Сростках. А в 1954 г. вновь отправился завоевывать Москву, поступать на режиссерский факультет ВГИКа.

Вновь матери пришлось продавать уже другую корову, чтобы собрать денег на вторую попытку завоевания Москвы. И простой, не очень образованный парень из сибирского села поступил в престижнейший московский вуз.

У него, конечно, были льготы, как у отслужившего в армии, он уже был кандидатом в члены КПСС. Но на письменных экзаменах, когда надо было написать рассказ, сочинение о творчестве Маяковского и рецензию на фильм М. Калатозова "Верные друзья" Шукшин показал себя не недоучкой из сибирской деревни, а умным, зрелым, умеющим грамотно излагать свои мысли, имеющим режиссерские способности. И все это вместе с его , т.с. "послужным списком", и повлияло на его зачисление. Это потом уже стали ходить апокрифы, как Шукшин поступал в вуз, как проходил собеседование с приемной комиссией. Вот это записано якобы со слов самого Шукшина

- Конечно, не забуду, как на собеседовании во ВГИКе меня Охлопков - сам! - прикупил… Я приехал в Москву в солдатском, сермяк сермяком… Вышел к столу, сел. Ромм о чем-то пошептался с Охлопковым, и тот, после, говорит: “Ну, земляк, расскажи-ка, пожалуйста, как ведут себя сибиряки в сильный сибирский мороз?” Я, это, напрягся, представил себе холод и ежиться начал, уши тереть, ногами постукивать… А Охлопков говорит: “Еще”. Больше я, сколько ни думал, ничего не придумал. Тогда он мне намекнул про нос, когда морозно, ноздри слипаются, ну и трешь было… Потом помолчал и серьезно так спрашивает: “Слышь, земляк, а где сейчас Виссарион Григорьевич Белинский работает? В Москве или Ленинграде?” Я оторопел. “Критик который?..” - “Ну да, критик-то…” - “Дак он вроде помер уже!..” А Охлопков подождал и совсем серьезно: “Что ты говоришь!” Смех, естественно, вокруг, а мне-то каково?»

А вот это рассказывал однокурсник Шукшина А. Митта.

Говорят, что на экзамене М. И. Ромм попросил Шукшина:

- Расскажите мне о Пьере Безухове.

- Я “Войну и мир” не читал, - простодушно сказал Шукшин. - Толстая книжка, времени не было.

- Вы что же, толстых книг никогда не читали? - удивился Ромм.

- Одну прочел, - сказал Шукшин. - “Мартин Иден”. Хорошая книжка.

Ромм возмутился:

- Как же вы работали директором школы? Вы же некультурный человек! А еще режиссером хотите стать!

И тут Шукшин взорвался:

- А что такое директор школы? Дрова достань, напили, наколи, сложи, чтобы детишки не замерзли зимой. Учебники достань, керосин добудь, учителей найди. А машина одна в деревне - на четырех копытах и с хвостом… А то и на собственном горбу… Куда уж тут книжки толстые читать…

Кстати, за сочинение о Маяковском "умненький" москвич Андрей Тарковский получил тройку, а "сибирский валенок" Василий Шукшин четверку.

Учился Шукшин на курсе М. И. Ромма. Еще во время учебы Василий Макарович начал сниматься в кино. Вначале в короткометражке своего однокурсника Андрея Тарковского, а затем пошли одна за другой главные роли в фильмах "Два Федора", "Золотой эшелон", "Простая история". Кончилось тем, что Шукшина, который сдал все выпускные экзамены, но не успел снять дипломный фильм в марте 1960 г. отчислили из ВГИКа с правом в течение двух лет защитить дипломный проект. Дипломный фильм "Из Лебяжьего сообщают" он снял летом все того же 1960 г. по собственному сценарию и сыграл там одну из главных ролей - инструктора райкома партии.

Распределили Шукшина на Свердловскую киностудию. Но его мечтой было работать в Москве, на главной киностудии страны, "Мосфильме". На "Мосфильм" его мастер М.И. Ромм помог устроиться трем его однокурсникам - Александру Гордону, Александру Рабиновичу, который взял псевдоним Митта, и Андрею Тарковскому. А про Шукшина Ромм как будто забыл, на всю оставшуюся жизнь, никогда не отмечал его, как своего ученика, хотя гордился Тарковским, Салтыковым и Миттой.

И на всю жизнь осталась у Василия Макаровича обида на своего учителя. Правда, в интервью он всегда очень лестно отзывался о Ромме, но друзьям обещал, что лет в 60 напишет мемуары и тогда раскроет всю правду о своем учителе. И вот, наверное, когда ему и вспомнились слова Ивана Пырьева, сказанные больше десятка лет назад, ему, молодому мальчишке, что трудно русскому человеку в кинематограф пробиться, больно евреев много. И не оставлял этот "еврейский вопрос" Василия Макаровича до конца жизни. Незадолго до своей смерти дал он почитать другу и соратнику, кинооператору Анатолию Заболоцкому "Протоколы сионских мудрецов". А когда Заболоцкий прочитал книжку, спросил его

- Ну как тебе сказочка? Мурашки по спине забегали? Жизненная сказочка - правдивая. Наполовину осуществленная. А, говорят, царской охранкой запущена, а не Теодором Герцелем.

Не поехал Василий Макарович в Свердловск, а остался в Москве, без прописки, перебиваясь случайными ролями в кино и публикациями небольших рассказов в литературных журналах. Этот гордый человек даже написал в феврале 1961 г. письмо директору "Мосфильма" Сурину.

В Свердловске, куда мне предлагают сейчас ехать, я все равно пропаду. И мне горько от этой мысли. Слишком много сил и времени утрачено. Буду всю жизнь благодарен Вам.

Сурин положительно отреагировал на обращение Шукшина и написал письмо в Министерство культуры с просьбой зачислить того в штат "Мосфильма", что

...для режиссера Шукшина уже подготовляется сценарий на актуальную тему о коллективе рыболовов Байкала, борющихся за звание бригады коммунистического труда

Но не пришлось Василию Макаровичу снимать фильм о передовиках рыбного промысла озера Байкал. Проблема была в московской прописке, без нее на "Мосфильм" не взяли бы. Вопрос с пропиской был решен тем, что Шукшина прописала у себя сотрудница журнала "Октябрь" Ольга Михайловна Румянцева. Именно она первая обратила внимание на пришедшие "самотеком" в редакцию журнала рассказы Шукшина и показала их главному редактору. Рассказы напечатали. А Румянцева, бывшая работница секретариата В. И. Ленина, "в порядке исключения" смогла добиться, чтобы Шукшина прописали у нее. Василий Макарович считал Румянцеву своей "второй мамой" и в честь нее назвал Ольгой свою младшую дочь от Лидии Федосеевой.

И обзаведясь московской пропиской, Шукшин пошел в конце 1962 г. работать не на "Мосфильм" снимать про рыбаков Байкала, а по приглашению С. А. Герасимова на Киностудию детских и юношеских фильмов им. Горького. И снимать он стал в родных алтайских местах художественный фильм по своему сценарию по мотивам своих же рассказов. И дебют оказался очень удачным.

Еще после просмотра его дипломной работы "Из Лебяжьего сообщают..." некоторые проницательные специалисты поняли, что в советском кино появилась новая, яркая звезда, единая в трех лицах - сценариста. режиссера и актера. А первая полнометражная картина только подтвердила это, но уже для широкого зрителя. И пришли на экран шукшинские герои - простые сельские жители, открытые, честные, веселые, несущие доброту в мир. Но об этом в следующей части.

https://dzen.ru/media/oldkino/vasilii-shukshin-evoliuciia-geroia-ch1-634f778ab921c712bcb31fe2

Шукшин Василий, Наши люди

Previous post Next post
Up