Не смогла пройти мимо: открытое письмо директора школы министру просвещения

Aug 28, 2022 14:24





Мимо этого письма, опубликованного во ВКонтакте 25 августа 2022 года (накануне нового учебного года), пройти действительно невозможно. Мне кажется, в нем вылилась вся боль российского учительства.

Автор письма - Виктор Альбертович Оганесян, директор Первой Гимназии им. А.С. Пушкина г. Севастополя, Заслуженный учитель города Севастополя. Адресовано оно министру просвещения РФ Сергею Сергеевичу Кравцову.

В самом начале своего обращения Виктор Альбертович отмечает, что в последнее время работать в школе стало невозможно. "Педагогическое сообщество устало от экспериментов с учебными планами, от ОГЭ и ЕГЭ, от тотального контроля, бесчисленных отчётов, мониторингов, рейтингов, аттестаций…От учителя требуют, чтобы он уделял внимание личности ребёнка, вовлекал его в проекты, творческие занятия, а на деле учитель вынужден думать только о предстоящей аттестации и о подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ", - пишет автор.

Далее он по пунктам перечисляет все проблемы, назревшие в системе образования, аргументируя каждое положение.

Проблема 1. Учебный план

В.А. Оганесян говорит о сложностях, которые вызвало введение таких предметов, как "Родной язык", "Родная литература" и второй иностранный. Отсутствие учебников и программ, нехватка учителей для ведения новых предметов, а самое главное - отсутствие финансирования.



"Вы просчитываете последствия того, что придумываете? - спрашивает директор у министра. - Ведь каждая «гениальная» идея требует материальных затрат, которые ложатся на школу. А уровень финансирования остаётся прежним. И вот в этом году в рекомендациях к новому учебному плану сказано, что эти предметы можно вводить по заявлению родителей или совсем не вводить. А кто ответит за всё то, что было потрачено, издано, понапридумано?"

Проблема 2. Учебники и программы

Автор письма возмущается отсутствием единых учебников и программ по предметам, заоблачными ценами на учебники и задает массу риторических вопросов: "Почему столько вариантов программ и учебников?", "Почему учебники стоят 500-1000 рублей?", "Кому это выгодно? Кто управляет этими процессами? Само как-то управляется? Неужели кто-то заинтересован в том, чтобы больше тратить на издание не очень хороших, но очень дорогих учебников?"

Проблема 3. Мониторинги и рейтинги

"Работа органов системы образования сегодня - это бесконечные совещания, шоу и мониторинги. Награждение олимпиадников, медалистов, победителей чего-то… Шоу, шоу… А ещё бесчисленные проверки: питания, воспитательной работы, уровня компетенции руководителей, школьных сайтов, компьютеризации, состояния туалетов… И всё оценивается в баллах, взятых «с потолка». Нам не дают работать, ведь все шоу и мониторинги ложатся на нас дополнительным грузом, отвлекают от работы, от детей, от подготовки к урокам, проверки тетрадей…" - пишет Виктор Альбертович, заостряя внимание на том, что главная помощь школе - это грамотная методическая служба. Нынешние же методические центры занимаются вовсе не помощью, а рейтингами, конкурсами и баллами, унижающими учителей и отвлекающими их от настоящей работы.

Проблема 4. ОГЭ

В своем послании директор выражает озабоченность здоровьем девятиклассников, вынужденных вместо общения с друзьями беспрерывно готовиться к ОГЭ.

Цитата: "Друзья готовятся с утра до утра к ОГЭ, учителя уже перестали видеть в тебе человека - ты боевая единица, которую нужно подготовить к экзамену, родители - по одну сторону баррикад с учителями, книга теперь у тебя одна - справочник по подготовке к ОГЭ".

А потом целый месяц длятся экзамены, выматывающие девятиклассников. "Когда такое было, чтобы девятиклассникам выдавали аттестаты в июле? А здоровье детей?" - спрашивает автор.

Проблема 5. Словотворчество

Процитирую этот фрагмент полностью, потому что к нему ничего не убавить ни прибавить: "О великий, могучий!.. К слову сказать, сколько дурацких аббревиатур «гуляет» в нашем ведомстве! ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, РДР, РЦОКО, НОКО, ВСОКО, ФГОС, ФАНО, ФИРО!.. Вершина этого словотворчества - ШНОР - школа низкого образовательного результата. Есть школы, а есть ШНОРы. И чиновники с удовольствием произносят, прости Господи! - это ублюдочное словцо. А что, когда-то, в двадцатые годы прошлого века, были шкрабы (школьные работники), теперь - ШНОРы. Бедные С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков!"

Проблема 5. Аттестация учителей

Виктор Альбертович Оганесян называет аттестацию издевательством над учителями и призывает ее отменить. "За надбавку в тысячу руб. учитель каждые пять лет проходит процедуру дознания, процедуру идентификации, " - пишет он.

Проблема 6. Контракт с директором школы

Автор справедливо возмущается тем, что контракт с директором в Севастополе заключают на один год и используют его как средство манипуляции, относясь к директорам как к бездельникам и неумехам.

"А сейчас вот Департамент образования придумал провести тотальную аттестацию директоров на предмет их профпригодности, - негодует Виктор Альбертович. - Чтобы её пройти, я должен заполнить различные справки, анкеты, таблицы, в которых содержится около 250-ти вопросов и заданий… Безумие!"

Проблема 7. Стимулирующие выплаты

Автор говорит о неразумности системы оплаты, состоящей из базовой части и стимулирующих выплат. "А где взять деньги? - вопрошает директор. - Ежемесячно, исходя из уровня подушевого финансирования, школе выделяют на зарплату определённую сумму. Со всеми доплатами - за выслугу лет, категории, тетради, кабинеты - денег еле-еле хватает. Чтобы выплатить стимулирующие, директор должен на чём-то сэкономить. На чём?"

Он считает, что не оправдавшие себя стимулирующие выплаты надо отменить, ввести по всей стране единую тарифную сетку и повысить базовую ставку.

Проблема 8. Учебники истории

О них Оганесян пишет с особой болью: "Почитаем современные учебники истории России. Великая Отечественная война. В одном абзаце после слов о мужестве наших солдат несколько раз повторяются «однако», «вместе с тем», «не были», «не подготовили», «не хватало»… С каким-то садистским наслаждением авторы рассказывают, как мы плохо подготовились к войне. Обязательно напомнят, что наши потери в финскую кампанию в три раза превышали потери противника. Но вскользь - о зверствах финнов в Карелии. Обязательно - о миллионах наших пленных в 1941 году, но ни слова о том, что в 1944 и 1945 пленных фашистов было столько же. Обязательно - об антигитлеровской коалиции, о втором фронте. Но практически ничего о том, что против нас воевала объединённая Европа..."

В заключение автор письма говорит об униженном положении современного педагога, о том, что учителя и директора лишены самостоятельности, стремления к творчеству, независимости. Он обращается к министру с призывом уйти от наследия либеральных реформ, которые нам навязали в девяностые. Он подчеркивает, что "страна стоит на пороге радикальных изменений" и выражает уверенность в том, что "всё задуманное будет успешно завершено, что будут найдены правильные решения".

"Но если мы не очеловечим систему образования, - предостерегает Виктор Альбертович, - не защитим ученика, учителя, школу, у нас не будет будущего".

Каждое слово письма - это крик души, созвучный мыслям большинства учителей, работающих в школе. Не каждый учитель и тем более директор смог бы набраться смелости и решимости, чтобы так открыто озвучить все школьные проблемы и учительские боли, как это сделал Оганесян.

Хочется верить, что его слова будут услышаны тем, кому они адресованы, и что это письмо не станет для автора поводом к расторжению контракта.

Конечно, многие, прочитав это письмо, махнут рукой и скажут обреченно, что все равно ничего не изменится. С одной стороны, так оно и есть. А с другой - если бы таких директоров и учителей, не боящихся открыто выражать свое мнение, было бы больше, то, возможно, их бы и услышали.

Полный текст письма можно прочитать здесь.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале "REALITY ШКОЛА".

https://zen.yandex.ru/realityschool

Развал образования в России

Previous post Next post
Up