Логика

Dec 31, 2024 18:52


Толковый словарь Даля даёт следующее определение понятия «логика» - это наука здравомыслия, наука о том, как правильно рассуждать. Для логического мышления характерно умение оперировать абстрактными понятиями, конкретизировать, обобщать, синтезировать, анализировать, сравнивать.

С древних времён логика была частью философии. Она считалась одной из важнейших научных и учебных дисциплин. Логика - это наука о том, как правильно думать. Она скрепляет все остальные знания. Управляющие миром против того, чтобы народ познавал логику. Логику опасно давать рабам. Она опасней огнестрельного оружия.

Всё обучение в современной школе держится на вере в авторитет. Детей учат верить тому, что написано в учебнике. Человек должен запоминать то, что написано в учебниках. Это нужно выучить, ответить и получить оценку.

Логика требует использование разума. Вера в авторитет отключает разум.

Логически думать - запрещено. Роль учителя сводится лишь к тому, чтобы всё, что утверждено программой образования, ученики хорошо вызубрили. Люди в массе своей перестали доказывать. Они разучились последовательно (логически) мыслить.

Историки сообщают, что с петровского периода в России стали изучать основы логики. Для этого стали создавать учебники. Вначале лишь переводили иностранные учебники логики. К началу 1828 года были подготовлены унифицированные уставы общеобразовательных учреждений. Согласно этим уставам, в гимназиях должна преподаваться логика.



В 1826 году вышло «Руководство к логике с предварительным изложением кратких психологических сведений». Его разработал преподаватель логики, психологии и философии Благородного пансиона Петербургского университета Н. Ф. Рождественский. Пособие переиздавалось 5 раз.

В 1847 году преподавание логики отменили. В начале 1850-х годов было восстановлено преподавание логики. В 1856 году преподаватель философии В. Н. Карпов издал книгу «Систематическое изложение логики». В ней было написано о значении логики: «Вопрос о том, полезна и нужна ли логика, есть вопрос, полезно и нужно ли помогать человеку в развитии его способности мышления. Все наши мысли, слова и дела должны отличаться ясностью, основательностью и порядком. Польза логики в том, что она учит этому».

Логика:

1) сообщает нашему познанию ясность, уча чётко отличать разные представления друг от друга;

2) даёт нашему рассуждению основательность, показывая взаимную зависимость наших тезисов;

3) замечая, каким образом одна мысль по своей форме развивается из другой, научает нас располагать их в порядке;

4) стремясь к ясности, основательности и порядку в познании, открывает виды заблуждений и погрешности, допускаемые в мышлении;

5) требуя согласия мыслей во всем и системы, вскрывает противоречия между мыслями.

В начале 20 века был издан «Учебник логики». Его написал выдающийся русский логик, философ и психолог Георгий Иванович Челпанов. Автор так определял понятие логики: «Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина. Каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. Мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением. Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление».

Курс логики помогал людям научиться использовать разум вместо веры. Они

узнавали о сути суждений и определений, об умозаключениях и силлогизмах. Люди осваивали методы дедуктивного и индуктивного суждения. Они учились использовать все эти инструменты для познания мира и поиска истины.

Логика - сложный предмет. Его изучение помогало лучше понять содержание других дисциплин и служило базой для формирования правильной и грамотной речи. Однако более 90 % населения России были лишены возможности изучать логику. Более того, 80% населения были безграмотными.

Советская власть поставила задачу научить людей грамоте. Обучение логике ушло на второй план. Весь преподавательский состав был из дворян. Многие из них стали саботировать процесс обучения народа грамоте. Они надеялись вернуть старые времена. Дворяне желали снова превратить народ в рабов.

Они объявили логику теоретическим оружием классовых врагов. Дворяне заявили, что оно направлено на «отстаивание всего старого и отжившего». В результате этого, логика, как самостоятельная гуманитарная наука, перестала существовать. Курс логики пропал из школьной программы.

До 1940-х годов дворяне, поддерживающие на деле Советскую власть, вели борьбу с саботажниками. Они пытались создать высококачественное обучение и вернуть в школьную программу логику. Многие из них погибли в этой борьбе, например, Н.К. Крупская.

29 мая 1941 года Сталин вызвал к себе директора Института философии П. Ф. Юдина. Он поручил Институту подготовить учебник логики для старших классов средней школы. В кабинете Сталина Юдин увидел, выходившие в России до революции, учебники логики (Минто, Джевонс, Г. Е. Струве, Г. И. Челпанов).

В разговоре с Юдиным Сталин отметил, что многие руководящие работники обращаются к нему с вопросами. Им сложно сформулировать их суть. Из-за этого тратится много времени на коллегиях наркоматов. У людей отсутствует навык последовательно рассуждать. Они путают понятия.

Сталин добавил, что нужно учить с детства правильно, последовательно и логически мыслить. Он предложил взять за основу учебник Челпанова. Нужно привести его в современный вид. Показав на старые учебники, Сталин добавил, что их надо обязательно использовать.

Великая Отечественная война прервала подготовку преподавания логики. 3 декабря 1946 года было принято постановление «О преподавании логики и психологии в средней школе». В постановлении отмечалось что нужно «ввести в течение четырёх лет, начиная с 1947/48 учебного года, преподавание психологии и логики в выпускных классах средней школы.

Логика и психология должны преподаваться квалифицированными преподавателями. Они должны получить специальную подготовку.

Министерству просвещения РСФСР предложено ввести в 1947/48 учебном году преподавание логики и психологии в 200 средних школах городов.

ЦК компартий союзных республик предложено рассмотреть вопрос о постепенном введении преподавания логики и психологии, начиная с 1947/48 учебного года, в средних школах всех городов, где имеются подготовленные преподаватели.

Институту философии Академии наук СССР дано задание до 1 марта 1947 года издать учебник логики для высших учебных заведений. До 1 июля 1947 года - популярный учебник логики для средней школы.

Были переведены и опубликованы фундаментальные труды основоположников современной символической логики. В 1947 году была создана кафедра логики на философском факультете и в ЛГУ. Образован сектор логики в Институте Философии АН СССР. В 1959 году была создана кафедра математической логики на механико-математическом факультете МГУ. Логика вошла в список научных специальностей. По ней стали защищаться диссертации и начала работать аспирантура.

К 1 марта 1947 года был издан учебник логики для ВУЗов. К 1 июля вышел учебник для средних школ «Логика» под редакцией С. Н. Виноградова и А. Ф. Кузьмина. Авторы учебника взяли за основу дореволюционные учебники и творчески их переработали в соответствии с советскими реалиями.

В начале 1950-х годов логика и психология преподавались в более чем 600 советских школах. В других школах учителя математики стали внедрять в свой предмет правила формальной логики. Возвращение логики способствовало появлению новых квалифицированных кадров. На их плечи ложились важные государственные задачи. Это была поддержка престижа страны в политической, экономической, социальной и духовной сферах.

Но реализацию постановления от 3 декабря 1946 года «О преподавании логики и психологии в средней школе» всячески затягивали. После смерти Сталина на логику обрушилась критика. Количество часов, отведённых на неё в школе, было сокращено. В 1955 году логику совсем исключили из школьной программы.

В конце 1980-х годов появился всплеск интереса к изучению логики. Многие вузы вводили логические курсы. Логика стала появляться в учебном процессе средней школы. Считалось престижным преподавать логику как дополнительный предмет для старшеклассников. Однако, было очень мало преподавателей этого предмета. В результате логику стали преподавать те, у кого отсутствовали знания предмета.

P.S. Знание логики давало школьнику возможность самостоятельно изучать мир, на основе эмпирического опыта. Он мог при помощи собственного разума, изучить любое явление, предмет или дисциплину. Власть в образовании захватили потомки дворян. Логика исчезла из учебного плана. От образования осталось лишь название. Отсутствие логики приводит к вере в авторитеты и блокировке разума.



разум, логика, обучение

Previous post Next post
Up