Американский социолог Джозеф Овертон опроверг ложь о естественном ходе вещей. Концепция окна возможностей была им предложена в середине 1990-х годов. Джозеф Овертон сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении. После его загадочной гибели, концепцию назвали его именем.
30 июня 2003 года Овертон вылетел из аэропорта, пилотируя одноместный сверхлёгкий самолёт. Вскоре после взлёта, самолёт внезапно стал снижаться. Он задел линии высоковольтных передач, упал на землю и загорелся. От полученных травм Овертон скончался.
Окно Овертона - это один из методов «промывания мозга», управления обществом и его разрушения. Это делается путём изменения общественного мнения методами обмана. Оно проходит следующие этапы: Немыслимо - Радикально - Приемлемо - Разумно - Популярно - Нормально.
Существует и активно используется технология разрушения общественных институтов и легализации антиморальных идей. Например, так легализовали гомосексуализм и однополые браки. Проходит работа по легализации педофилии, инцеста, каннибализма и эвтаназии.
Чуждые человечеству идеи поднимают из помойного бака общественного презрения. Их отмывают. В конце концов, законодательно закрепляют. Согласно Окну возможностей Овертона, для каждой идеи или проблемы в обществе существует окно возможностей. В пределах этого окна идею могут обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно.
Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в толерантном обществе. В том обществе, у которого идеал - деньги. Как следствие, отсутствует чёткое разделения добра и зла.
Технология «Окно Овертона» основана на базовых потребностях человека. Она работает даже при её осознании. Обычно манипуляции перестают работать, как только вскрывается их подлинный смысл. В данном же случае, воздействие на подсознание возникает через базовые потребности человека.
Основные рычаги давления на человека:
Толерантность.
Эвфемизм.
Принадлежность к стае.
Иллюзия авторитета.
Законно - значит правильно.
Толерантность - это возможность ввести в обиход любые, даже самые отвратительные, мнения. Википедия: «Толерантность - терпимость, добровольное перенесение страданий. Именно потребность в принадлежности и уважении заставляет нас отказываться от своих взглядов, опасаясь вызвать агрессию и злость оппонента.
Эвфемизм является обязательным составляющим звеном для преодоления внутреннего сопротивления. Это спасительная палочка, которая помогает установить внутреннее равновесие между собственными ценностями и совершенно противоположными, навязанными извне.
Принадлежность к стае является совокупностью потребностей: безопасности, принадлежности к обществу и потребности в уважении. Иллюзия авторитета является возможностью примерить свои собственные взгляды уже отчасти навязанные извне.
Если внутри меня отсутствует согласие, «Авторитет» с готовностью бросает мне спасительную палочку. Он принимает ответственность на себя. В последнее время в качестве «Авторитета» выступают загадочные: «ученые открыли», «психологи утверждают», «сторона заявила» и т.д.
Законность является верховенством принятия чуждых норм. «Отныне я имею право упрекать остальных в отсутствии согласия со мной». Таким образом, компенсируя в себе то, что противоречит моей личности. Юнг считал, что фанатизм - это признак подавленного сомнения.
Сомнение приходиться подавлять за счёт фанатичного убеждения окружающих. Человек действительно убеждённый в своей правоте, может спокойно обсуждать противоположную точку зрения.
Базовые потребности человека согласно пирамиды Маслоу.
Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
Потребность в принадлежности и любви.
Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
В связи с тем, что отсутствует возможность полностью удовлетворить все потребности, они с лёгкостью становятся объектом манипуляции любым человеком. Самое страшное последствие данной технологии в том, что человек теряет гармонию. Он получает безконечные внутренние споры и терзания. Цель технологии получить новый, нужный вектор развития. После достижения результата, масса людей вынуждена поддерживать иллюзию принятия чужих ценностей.
Чтобы противостоять технологии «Окна Овертона» нужно отказаться от попытки всегда и везде быть «нормальным». В тот момент, когда «индивидуальное» сменяется «нормальным» мы автоматически передаём собственный контроль в чужие руки. В лучшем случае мы стремимся быть удобными для окружающих, а в худшем попадаем под целенаправленные манипуляции.
Именно культура, нравы, обычаи и устои предков помогают обрести свою индивидуальность. Интеграция этого в современную жизнь помогает сохранять связь со своим наследием. Вместо слепого следования давним традициям, нужно их помнить, хранить и уважать.
Понятие толерантность использовать только как понятие терпимость, в противном случае следует защищать свои границы. Например, можно выслушивать информацию о европейских Гей парадах, но отказываться принимать их ценности.
С эвфемизмами и подменой понятий лучше всего бороться, выделяя истинный смысл информации. Если это «картинка» с телевизора, то попробуйте повторить, то же самое, но называя всё своими именами. Если это человек, который с вами спорит, то перефразируйте его слова, без эвфемизмов.
Это действует очень отрезвляюще даже для самого человека. Например, если вам говорят, что Америка и Европа желает главенства демократии в … (подставьте любую страну). Вы можете перефразировать вопрос: «Я тебя правильно понял? Ты считаешь, что банкиры нашего мира просто захотели поделиться деньгами на благо нашего народа? Это лишь, исключительно ради демократии?».
С принадлежностью к стае сложно бороться. Важно понимать, где действительно моя стая и разделять её с помощью границ или рамок.
Авторитетное мнение, в большинстве случаев, рассеивается в пух и прах. Стоит только задать вопрос: «А кто же такой этот авторитет, и заслуживает ли он доверия?» Например, изменилось бы моё мнение, если то же самое скажет сосед или коллега?
Стоит ли законность принимать как высшее признание? Любое современное государство заботится лишь о самых богатых (возможно, Китай - исключение). Получается, что сама государственная система построена так, что ей можно следовать, лишь преступая закон.
Считается, что Иосифу П. Овертону принадлежит фраза: «Но лично ты обязан оставаться человеком. А человек способен найти решение любой проблемы. И если сложно одному - это сделают люди, объединённые общей идеей.
Краткое изложение статьи Евгения Хавренко.