О летоисчислении.

Jan 14, 2020 11:56

В очередной раз приходится уделить внимание проблеме летоисчисления. К сожалению, прошлая моя небольшая статейка, куда-то запропастилась, посему приходится писать все заново.

Так получается, что вокруг календаря, нового года, вообще точки отсчета среди родноверов бытует множество невежественных мифов, да и вообще, абсолютного бреда, распространяемого в первую очередь инглингами. К величайшему моему сожалению, многие распространяя «сенсационные» откровения, в общем и целом даже не пытаются как-то критически рассмотреть «мудрость предков» или «волхвов».

Миф 1.

«Почему годом?
При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках.

Так вот слово Год (God) на этих языках означает Бог. Т.е. своим указом Пётр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания».

Для начала засилье немцев при русском дворе, все же началось чуть позже 1700 года. И при Петре1, все же еще говорили преимущественно на русском языке, хотя влияние немецкого стало существенно ощущаться после Северной войны и присоединения Остзейских губерний. Тем не менее, в немецком языке слово «бог» пишется как «gott», в нидерландском, не спорю «god», но влияния последний не имел при дворе Петра1 и позже, да и в Европе не имел никакого. И все же, откуда произошло слово «год» в значении отрезок времени длиной в 365 дней?

На самом деле все очень просто и все находится на поверхности. Есть праславянское слово «godъ» обозначающее «время». Любое время. И корень «год» можно найти во многих словах «погоди», т.е. потрать некоторое количество времени. Украинское «година» - тобишь час по-русски. По-русски мы и сейчас говорим «в тяжелую годину», т.е. «в тяжелое время». «Лето» в значении год, скорее всего пришло к нам из старославянского, он же церковнославянский или древнеболгарский язык. Кстати, слово «год» в значении отрезок времени, редко, но встречается в литературе раннего средневековья. Да, на Руси и в «русском» языке долго использовалось слово «лето», но это как раз являлось наследием церковнославянского языка и, к слову, в церквях при богослужении именно его используют до сих пор. Не будем так же забывать, что церковнославянский язык долгое время, а это не одно столетие, оставался языком книжным. Слово «год» в значении 12 месяцев вытесняет «лето» где-то в 16 веке, т.е. задолго до Петра1. Тогда, возникла необходимость разделять «лето» как «теплое время года», ну и соответственно год.

Опять же, в берестяных грамотах 13-14вв можно встретить, правда не частые, но употребления слова «год» в значении «время» и «12 месяцев».

Итак, слово «год» имеет вполне славянское происхождение, изначально обозначавшее отрезок времени. В последствии, после разделения славянских языков «отрезки времени» приняли разную длину. Где-то 12 месяцев. Где-то 1 час.

В 1586 году был издан, своего рода, французско-русский разговорник. Издан, естественно в Париже, ну и называется «Парижский словарь московитов», сохранил «древнее» название новогоднего праздника: «первый день в году». Правда тогда Новый год праздновали еще 1 марта.

Миф2

«Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне».

Сейчас не очень хочется затрагивать тему того, что христианский мир, точнее церковь оного, просто перенесло празднование рождения своего бога, которое, если рассматривать Исуса как историческую личность, должно было произойти где-то осенью, на день зимнего Солнцестояния. Ну, ладно, да тут «обрезание» выпадает на 1 января. И вроде как в заявлении инглингов можно уловить какую-то логику. Но! Давайте начнем с того, что новый год по Юлианскому календарю начинается 1 января. Почему календарь является Юлианским? Почему он так называется? Правильно, в честь Юлия. Не коня из мультфильма про трех богатырей, а в честь Галия Юлия Цезаря, введшего этот календарь своим указом с 1 января 45 года до нэ. Т.е. за 45 лет до начала христианской эры. Но, это еще не все. Новый год начинался в этом календаре с 1 января по уже заведенной в Риме традиции. С 153 года до нэ в этот день в свою должность вступали (сроком на год) избранные консулы. Соответственно, все это действо сопровождалось празднествами и щедрыми подаяниями. Да, и в целом этот день в Риме был посвящен богу Янусу, в честь него, к слову и Январь назван.

Итак. 1 января, как начало года, - римская традиция, никакого отношения к обрезанию Христа не имевшее. И традиция праздновать 1 января, как начало года, возникло в Риме, задолго до всякой христианской темы. В среднем, по Европе, начиная с Венеции 1 января, становится Новогодием с первой четверти 16 века. Следом идет Швеция, дальше Священная Римская Империя, Испания, Польша и так далее… В целом по Европе, до 16-17ВВ не было, единой хронологической системы. Если, календарь был юлианским, а позже григорианским, то вот точка отсчета, т.е. новый год мог «плавать». Тут, как бы все логично. Во-первых, подавляющее большинство жителей той Европы являлось людьми безграмотными, и проблемы хронологии их мало интересовали. Второе, люди жили от одного церковного праздника до другого. Ну, и главнейшим из оных была Пасха. Там, да и до сих пор существуют таблицы расчета этого праздника. Люди жили в большей степени от Пасхи до Пасхи, нежели их интересовало начало нового календарного цикла. Тем не менее, тем же церковникам нужен был календарь и хронологические системы, тут вопрос мог касаться юридических тем, хозяйственных, вплоть до составления родословной.

Римский новый, гражданский естественно, до 7 века начинался с 1 января, эта традиция более-менее была распространена по всей Европе. Во-всяком случае там, докуда добралась Империя. Христианская пыталась от данной традиции избавиться. Так в, все том же 7 веке, правда уже ближе к концу, НГ «пытаются» «праздновать» 23 декабря, т.е. с момента Рождества Христова, в целом эта традиция просуществовала до 12 века. В 9 веке в южных регионах Европы начинают отмечать НГ 25 марта, широкое распространение эта традиция получает в Европе в 11 веке, до Британии добирается 12 и используется повсеместно до 16 века. Кстати, Великобритания, была одной из последних стран в Европе, которая перешла\вернулась к 1 января, как точке отчета нового года. Произошло это 1752 году. Точнее, в Англии существовало одновременно 2 календарные системы: исторический - 1 января, есть записи, относящиеся к 17 веку, в которых отмечается, что старый год заканчивается 31 декабря. И гражданский или юридический - 25 марта. Что до сих пор приводит к неким неясностям при работе с бумагами той эпохи. Ну и нередки случаи, когда в документах указывался двойной год (1744\5).

Итого. Если мы говорим о Московии, то в 1700 году, как где-то раньше, где-то позже, просто вернулись к Римской традиции. Опять же, конец 17 начало 18 века - это период, начинающийся «глобализации» когда Европа начинает стремиться к унификации, в том числе в календарной системе. Другое дело, что, сказав А, Петр1 не сказал Б и еще 200 лет «мы» жили с юлианским календарем.

Миф3

«Кроме того, Пётр не просто сменил старый календарь на новый. Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше небыло».

Хм, ну, как бы иноземцы, а тут судя по всему имеются ввиду немцы Щлецер (1735-1809), Миллер (1705-1783, в Московию приехал в конце 1725г), Баер (1694-1738, поселился в Петербурге в 1725 году). Я нарочно указал даты жизни и время переезда в московское государство эти немецких дворян. Петр умер, если что по новому стилю 8 февраля 1725 года. Никому из этих немецких исследователей, родоначальников норманнской теории ничего он приказать не мог, просто физически. Многое писалось хорошо позже.

Итак. Что есть 5508 лет? Если честно, как их можно было украсть, мне лично сложно понять, тем более хронологическая шкала имеет и значения со знаком минус, ну или как мы говорим и пишем: «до начала нашей эры». Да и вообще, история планеты насчитывает миллионы лет, а человечества современного вида тысяч сорок лет. А тут все сокращают до 5508.

Возвращаемся опять к вопросам хронологии, летоисчисления и точки отсчета. В древнем мире точкой отсчета (нулевым годом), как правило служил год вступления того или иного правителя в свои права. В Риме летоисчисление вели от постройки Рима, это 753 год до нэ, кстати, местами применялась до конца 17 века. В Византии, а оттуда на Русь пришло христианство, а вместе с ним и христианский календарь, в первом тысячелетии существовало несколько хронологических систем. В «Повести временных лет» исследователи выделяют с десяток различных календарных систем. Что, в целом, так же зачастую приводит к дичайшей путанице. Основные византийские эпохи, которые от сотворения мира, а точнее от сотворения Адама:

1 марта 5509 года до н. э. - древнерусская эра от «сотворения мира»
1 сентября 5509 года до н. э. - византийская эра от «сотворения мира» (использовалась на Руси до 1700 года)
1 марта 5508 года до н. э. - Константинопольская, древнерусская эра от «сотворения мира» (мартовский стиль)
5504 год до н. э. - болгарская эра от «сотворения мира»
25 марта 5493 года до н. э. - александрийская эра от «сотворения мира» по Анниану

«Древнерусская» - это использовалась на территории Руси. Откуда взялась дата 1 марта 5508 года? Из Септуагинты, т.е. переводу Ветхого завета на древнегреческий язык, причем сделанном где-то в промежутке между 3 и 1 веком до нэ. Если в двух словах, то Адам был сотворен в пятницу на 6 день, где-то в середине. А 1 день Бога равен 1000 земных лет, посему Христос пришел на землю в середине 6-го тысячелетия, т.е. около 5500 года. Вообще, в Византии существовало около 200 различных календарных систем. Что-то в марте начиналось, что-то в сентябре. Все это со временем, т.е. вместе с попами и христианскими священниками перебралось на территорию Руси.

При этом на территории Римской империи, а позже Византии использовалась Эра Диоклетиана римский император конца 3 века, который раз в 15 лет проводил переоценку имущества, дабы установить размер налогов. Эта традиция существовала довольно долгое время. Сам 15-тилетний цикл именовался индиктом. Так вот, При Диоклетиане все это дело происходило в сентябре, но четкой даты не было. В 312 годы нэ император Константин установил датой начала индикта 23 сентября. Но, в 462 году в Византии решили, что было бы замечательно взять и объединить 3 цикла вместе: индикты, 28-летний солнечный и 19-ти летний лунный. Заодно из практических соображений перенесли дату отсчета индиктов на 1 сентября, а вместе с этим и начало нового года новой византийской эры.

Итого. Византийская эра, эры, - следствие библии и никакого отношения к славянам не имеют. На Русь это летоисчисление пришло вместе с христианством. Мартовское «новогодие» было отменено, а точнее говоря перенесено на 1 сентября в Московском государстве в 1492 году Иваном 3, т.е. сей царь совместил гражданский и церковный новый год. Опять же, дабы путаницы на плодить.

Миф4

«Сейчас мало кто помнит, что раньше в даты Летописях записывались буквицей древнерусского языка, а не цифрами, которые ввели по приказу Петра.

До введения нового календаря народ отметил 7208 Новолетий и даты всегда записывалась буквицей. Это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до Солунских монахов Кирилла и Мефодия. Всё логичн ».

Ничего не логично и ни о чем это не говорит.

Сейчас мало кто помнит, но арабские цифры стали использоваться повсеместно в Европе лишь с 17 века, до этого использовались римские. И это, несмотря на то, что уже в начале 13 века итальянский купец и математик Фиббоначи написал книгу, в которой доказал, что арабские цифры удобнее и практичнее для различных вычислений и записей, чем римские.

То, что на Руси цифры записывались буквами, вообще ни о чем не говорит, кроме того, что такова была традиции. Не стоит забывать, что Нестор писал «ПВЛ», дошедшую до нас в более поздних списках, не 7 тысяч лет назад, а в 12 веке. Второе, подобная традиция записи цифр существовала в Византии, являясь греческим наследием, там подобная запись существует уже с 4 века до н.э. . Причем, используется в византийском письме для выделения цифры символ «титло». Ну и опять же, вместе с христианством, вместе с церковно-славянским языком приходит на Русь. Все, без вариантов.

Итак. Инглинги, как всегда на высоте, в своих бредовых идеях. Они могут праздновать Новый год 22 сентября, хотя этнографы не подтверждают даже того факта, что кто-нибудь из славян отмечал Осеннее равноденствие. Праздник сбора урожая, чуть смещался на начало октября месяца, когда празднуются осенние Диды. Т.е. праздник поминовения предков. Любовь, к этой дате (сентябрь месяц) можно лишь объяснить, такой большой любовью к иудаизму. Названия месяцев у инглингов, соответствуют еврейскому алфавиту. Ну, а в данном случае, еврейский новый год, не имеющий четкой календарной привязки плавает с 5 сентября по 5 октября.

Когда в дохристианский период праздновали НГ и какими календарными системами пользовались, сказать сложно. Очень мало данных. Сохранившиеся древние календари, в виде зарубок, на деревянных палочках, относятся к довольно поздней эпохе, не ранее 12 века. А это уже христианская эпоха. Есть несколько изображений на ритуальных сосудах, но они носят фрагментальный характер. Т.е. соотносятся с земледельческим циклом и показывают период с весны по осень (конец мая - август). К примеру, ромашкинский календарь, это 4 век. На нем отмечено летнее солнцестояние 23 июня, Перунов день 20 июля. В этом календаре отдельными знаками отмечен каждый день. Есть еще Лепесовские чаши, календарные или гадательные. Предположительно на них изображены символы 12-ти месяцев. Но, нет деления на дни. Они так же относятся к периоду 3-6 веков. Всего, насколько я в курсе, найдено около десятка подобных чаш. Часть исследователей, в первую очередь Рыбаков и его ученики, относят оные к славянам, другие критикуют эту позицию, обосновывая тем, что славяне как отдельная историко-культурная общность появилась не ранее 5 века, т.е. пражская культура, а ромашкинский и лепесовский календари относятся, или к германской, или скифско-сарматской общностям. Что в целом странно, ибо тот же самый ромашкинский календарь, очень хорошо ложится на известные нам языческие праздники.

В общем, как-то и все, что я сейчас могу изложить, касательно календарной системы и мифов сложившихся в последние годы в родноверческой и псевдонеоязыческой среде вокруг летоисчисления.

язычество, мифы, история

Previous post Next post
Up