Порой спрашивают, что для меня язычество. Каковой я вижу свою роль в руководстве языческой общины и, вообще, в неоязыческом движении.
Если честно, я не знаю, задумывались вы над чем-нибудь подобным. Над тем, а что для вас такое язычество. Обычно и в целом, отвечают на подобные вопросы в стиле необходимости сохранения традиции, «возвращения к истокам», почитанию предков и так далее. Изучение исторических источников, приобщение и понимание традиции (а кстати, «традиция» - это всего лишь следование чужим идеям) это все очень интересно, хорошо и полезно. Конечно, по мере своих возможностей, я стараюсь этим заниматься: собирать по крохам, вычитывать между строк. Познавать, так сказать. «Консервация» традиции неотъемлемая часть исследовательской работы. Она необходима, чтобы понять логику наших пращуров. Понять логику их взаимоотношений с Богами, Предками, окружающим миром, вселенной. Даже логику взаимоотношений в их социуме. Но, изучать «традицию», совсем не обозначает слепо следовать оной. Особенно лишь повторяя формы оной и не понимая сути. «Незнающий рун не должен их резать». «Славянская» рубаха, поскакушки вокруг костра и вера в рептилоидов вкупе со свастикой на аватарке - это не есть традиция. Это далеко не она. Это лубочная, комичная пародия на оную, недоязычество такое, опирающееся на какие-то не просто антинаучные, а просто на антиразумные и антилогичные утверждения.
Я не ставлю перед собой цели вернуть всех к единственно «истиной», чистой и первоначальной вере предков. В конце-концов, даже христианские летописцы в своих поучениях против язычества отмечали постепенное развитие языческого веры от «простого» к «сложному». Сначала наши предки верили в Духов, после в Рода, а потом в Перуна. Язычество - это не закрепленые на бумаге слова. Оно должно развиваться, находится в постоянном движении.
Мы, современные язычники, - язычники города. Перед нами стоят другие проблемы и другие «вызовы эпохи», чем перед теми, кто жил в 10 веке. Да и позже. Мы «оторваны» от земли. Оторваны в том плане, что уже не зависим от нее, от земледелья, от урожая как это было еще несколько сот лет назад. Обрядность, замешанная на культе плодородия в нашем исполнении - это выстрел в пустоту. В современном мире, для современного язычника, она совершенно бессмыслена. В большинстве своем мы лишь попусту обращаемся к Богам и предкам, причем в пустую дергаем Их, заставляя обратить внимание на нас. Отвлекаем от чего-то более важного. Ведь, даже культ предков связан напрямую с земледельем, с защитными функциями предков по отношению ко всходам, к урожаю. Так получилось, ибо это было актуально на протяжении тысячелетий, от этого зависело выживание народа. Сегодня многое изменилось. Меняться нужно и нам.
Каковой я вижу свою роль во всем этом? Наверное, все что я стремлюсь сделать - так это адаптировать «традицию» под реалии нынешнего мира. Дать ей возможность развиваться и идти в будушее, расти от «простого к сложному». Мы язычники нового дня, и не к лаптям вернуться должны, а стремиться дотянуться до звезд.