Хотел тут написать про группу «Ленинград». В защиту их «старенькой» песни «Перемен». Той, самой что прозвучала в финале фильма «АССА2». Спустя десятилетие после появления фильма и самой песни либеральная общественность в фб, что-то возбудилась и принялась наезжать на Шнурова по поводу «предательства заветов» Ильича…. Т.е. Виктора Цоя. Дескать песня эта «антицоевская», пораженческая и вообще не пробуждает революционных чувств в массах.
Никакая она не «антицоевская», никакая не пораженческая, она всего лишь о нас. О том, что мы «закутались в плед», оплыли малость жирком и «не ждем больше перемен». Нет пламени, остался лишь дым… Это песня о том, что «мы просрали все Витя». Поколение старых революционеров, что в 80-ых - 90-ых требовали перемен, что были готовы ради своих идеалов умереть молодыми, уже…. Все больше предпочитают «кресло-качалку» и «а вот в наше время»… Мы постарели, и мы все просрали, это та правда которая многим не нравится.
10 лет назад, когда появилась эта песня, не было еще нового поколения бунтарей. Не было той молодежи, что готова была сопротивляется режиму и жертвовать своими жизнями в борьбе за свое светлое будущее. Шнур тысячи раз прав и прав. И тогда, и сейчас…. Да, его песни другие, его творчество другое, но он делает то, что должен делать. Он частенько ставит перед нами зеркало, и если нам не нравится отображающее в нем, это совсем не проблема группы «Ленинград»….
И вместо двух слов, как всегда, три абзаца.
На самом деле, вот как-то получилось сегодня сразу на нескольких площадках зашел разговор про «самое лучшее в мире образование». Про советское конечно, про то как тогда учили и что теперь все плохо… Советская школа и советское образование - это такой священный Грааль застрявших в прошлом. Раньше же и небо было голубее и трава зеленее, а еще солнце под мудрым руководством партии и вождя светило ярче.
Советское образование было массовым, но не было лучшим. С необходимым минимумом «багажа знаний» закладывалась масса мифов и идеологических положений, главной целью которых являлась вырастить советского человека. Вообще, вся система образования в СССР сводилась к чуть расширенной программе трех классов церковно-приходской школы. Читать - писать научили, столбиком считать и все, хватит.
Можно сколько угодно сравнивать то, что было тогда, и что сейчас. Не знаю, правда на сколько сие этично, ибо это тоже самое, что сравнивать принцип действия конной тяги, с каким-нибудь ракетным двигателем. Время изменилось. Сегодня не нужна логарифмическая линейка, есть калькуляторы. И уже давно никто не чертит ничего от руки, есть компьютеры и программы типа «автокада», да и в целом тридэ моделирование. Сегодня пятиклассник в программировании разбирается больше, чем 90% получивших «самое лучшее в мире образование».
Советская школа была массовой, на этом ее плюсы и заканчиваются. Система же образования - это не только 10 классов средней школы или ныне уже 12 гимназического образования, но и ВУЗы. Система образования - это и то, что прошедшие через нее дают миру. Вы много можете найти нобелевских лауреатов из СССР. Их единицы. Отставание советской промышленности от мировой по всем отраслям - все это наглядная иллюстрация того, насколько качественным была система образования в СССР.
Школа учила одному - подчинятся. Она не учила думать. Совсем. Заучивать, но никак не критически осмысливать. Гуманитарные науки, а они являются важнейшими для формирования мировоззрения человека, являлись лишь приложением к государственной пропаганде. Причем, совершенно не важно, что это было, литература или история. И если первое - это идеологически верные произведения, да соплежуйство с выворачиванием всего внутреннего дерьма на свет божий московитского классицизма, то второе…. История, которой нас учили в школе, при ближайшем рассмотрении, при работе с документами, оказывается вообще чем-то не имеющим общего с бывшей реальностью. Причем, практически по всем эпохам.
Точные науки, которыми так любят бравировать поклонники советской школы. Если мы не берем в расчет гения нашей эпохи Перельмана, то… уже к началу 80-ых годов отставание советских математиков в инфотехнологиях, в программировании исчислялось десятилетием. Да, всех научили считать столбиком и все, дальше уже были неспособны. А по большому счету и не стремились.
Биология. Так генетика - у нас лженаука. И пока весь мир изучал гены, мы ковырялись в пестиках и тычинках. Т.е. сидели где-то на уровне 19 века. Причем в старших классах.
Советская система общего образования проиграла западной с ее жестким делением по способностям и специализации. Нас пытались учить всему помаленьку, причем 2\3 выученного в школе совершенно в жизни не пригождалось. А из оставшейся трети в ВУЗах приходилось все переучивать ибо… «забудьте все чему вас учили в школе»… Но, самое веселое было на производстве, когда «молодому специалисту» говорили: «забудь все, чему тебя учили в университете»….
Не будем забывать, что сегодня ракеты падают у тех, кто школу заканчивал, как и ВУЗы еще в советское время. И самый тяжелый ноутбук - тоже их достижение. Как и многое другое. Это все продукт «самого лучшего образования»…
Можно сколько угодно говорить плохого о постсоветской «элите», об этих нуворишах, партократов на волне событий 1991 года взметнувших из кресел вторых секретарей, на самые вершины, но одно они поняли сразу: советское образование - полное говно. Как только Борис Николаевич отправил своих внуков в Британскую школу, дети и внуки чиновников, предпринимателей, всех тех, кто мог себе позволить обучение своих отпрысков на западе, на этот самый Запад хлынули потоком. В школы и университеты Европы и Америки.
Сегодня принято сравнивать школу советскую и школу современную. Ностальгирующие по совку, естественно кричат о том, что все пропала, а в их молодые годы все было на высоком уровне. Причем, всех этих расхваливающих советскую школу, совершенно не смущает, что сегодня в оной работают все те же преподаватели, что и 20 и 30 лет назад. И страной управляют те, кто образование получал «в самой лучшей школе» и в думе сидят эти же самые люди. И именно они, в конце 80-ых, бросились ставить банки с водой перед телевизором. Они же, прикладывают иконки к больным местам. Это их «реформы» привели к обнищанию населения, зато теперь в школах у нас богословие и на каждом углу по церкви. Это уже сегодня, получившие образование в СССР, сажают людей в тюрьму за принадлежность к «еретическим сектам» и «богохульство». Это они рассказывают про гомеопатию, вред прививок, телегонию, плоскую землю и живую воду…..
Все, на что способны нынешние учителя - это принимать активное участие в фальсификации выборов, рассказывать подрастающему поколению, что при Сталине, за их оппозиционные взгляды, расстреляли бы. Ну и еще челобитные писать царю-батюшке, про то что ключник ворует и жития больше нет. Нынешняя школа, продолжает клепать советского человека. Патриота. Ей не нужен профессионал, к чему стремится школа западная, ей нужен гражданин, любящий вождя.
Дело совершенно не в том, чему учат, а в том, кто учит. Советский учитель и уж тем более постсоветский - жалок. Это полное ничтожество, ни на что не способное. Этот все тот же продукт совка, совкового «интеллигента», «вшивого», заплеванного и всеми презираемого и при этом еще и нищего. И разве не так?
Понимаете, когда говорят об успехах советской системы образования, особенно в 40-ых, начале 50-ых годов, забывают одну очень важную деталь. Тот же самый Сталин писал, что главное - кадры, они решают все. Большевики не были дураками, и к специалистам, инженерам к примеру, царской закалки относились трепетно и платили в 2-3 раза больше, чем выходцам из народа. Ленин об этой необходимости писал в своих статьях вполне открыто. Большевики понимали, что "не каждая кухарка может управлять государством". И они стремились вырастить новый управленческий аппарат, новую интеллигенцию.
Мне доводилось встречаться с людьми, которые обучались у таких вот царских учителей или первых их учеников. На фоне советского быдла, эти люди выделялись неким аристократизмом, привитым, не наследственным. Учителя той эпохи, это совершенно другие люди, они не только вкладывали знания в головы детей, но и учили их быть людьми, учили их думать. Они передавали им определенную эстетику. И вот ученики этих учителей шли в РОА, принимали участие в антисоветских акциях. Вроде протестов против ввода советских танков в Прагу. Именно они создали советское диссидентское движение. Учителя старой закалки учили думать, а вот советская школа начала вбивать в голову веру. И закат советской школы начался как раз в середине 60-ых, когда на смену Виктору Николаевичу Сорокину приходят рабоче-крестьянские дети вроде Нестора Петровича Северова. Потеряна эстетика. Потерян смысл образовательного процесса, учитель становится винтиком государственной машины.
И да, я учился в советской школе. Но, мне повезло у меня был хороший учитель истории и философии. На тот момент хороший. Тогда он был из тех диссидентов-демократов, что разваливали СССР, что требовали перемен. Но сейчас… все забыто, и кто-то нанялся и продался, но кое-что из его уроков, я все же запомнил.
«Всё слабей импульсация вен,
Мы уже не ждём перемен
Пламени нет, остался дым
И никто не умрёт молодым».
Это все мы оставим поколению прошлому.
«Двигать пора. Это игра», - это из песни Ромы Ногина «Двигай». Мало кто ее слышал. А зря. И сигарет у нас полные карманы, и из-под пледа вылазить не хочется. Все мы нашли свою зону комфорта, даже представители оппозиционной тусовки. Они тоже продукт советской школы… Но, это совсем не значит, что мы не на что не способны.
А пока, пусть Шнур пытается достучаться до вашего сознания. «Да, Витя мы все проебали», но это не значит, что мы с этим смирились…..
Click to view
зы. И да, мы хотим как во Франции!