И снова о советской школе

Dec 26, 2017 14:04



Возвращаясь к написанному. Недавно перепостил у себя небольшое излияние мысли, совершенно не известного мне человека, касательно «самого лучшего советского образования». Конечно, добавил там некоторые свои комментарии, в итоге получилась «буря в стакане». Что-то вроде: «вы все врете», «это бред» и так далее. В космос они полетели, на советском образовании. В Америке и Европе - все «ну-у тупые», а с «нынешним поколением ЕГЭ и поговорить не о чем».

Мдя, и ведь не смущает никого даже вот такое наблюдение - не наблюдение, но появившееся еще во времена Советские высказывание про «забудь». Первое что говорит преподаватель поступившим в ВУЗ студентам: «забудьте, все чему вас учили в школе». Первое что говорят на производстве выпускникам этих самых вызов: «забудьте, чему вас учили в институте\университете». На первом курсе юрфака сам подобное слышал. Довелось. Вот так и получается: постоянно нас чему-то учат и постоянно оказывается, что не тому. И вот это «учили не тому» пытаются выдать за «самое лучшее образование». У нас же каждый второй прекрасно разбирается в геополитике, особенно на кухне за бутылкой водки. Там под воздействием винных паров обсуждаются проблемы мировой экономики, кризис и скорых крах США, беспорядки в Венесуэле и безвизовый договор между Московией и Вануату и какие он открывает возможности для совместного сотрудничества. Но, при всем этом в подъезде у этих геополитиков и непризнанных гениев советского образования свет не горит и насрано. Ну и как порядок в стране у себя навести не знают. Это все «старушка гадит». А то как-же. И совершенно не важно, что кроме автомата АК, чью концепцию сперли у немцев за все время существования СССР ничего произвести не сумели. А ведь на самом деле, основная масса товаров народного потребления - это или производства, закупленные по лицензии или просто украденные. И даже то, что купили и сперли в дальнейшем не сумели развить. Просто несколько примеров, к примеру, из «отечественного автопрома» которым нужно гордиться и поддерживать.

Нет никакого «отечественного» автопрома и не было никогда. Почивший с десяток лет назад «Москвич», был построен американцами и выпускал по началу «Форды». Это 1929-1933год. В 1933 году «Москвич» становится филиалом «ГАЗа», построенного все тем же Генри Фордом, и уже вместе с Нижегородским заводом продолжают под советским брендом до 1939 года клепать все тот же модельный ряд «Форда». Война внесла некоторые коррективы и принесла трофеи. Ставший вновь «независимым» «Москвич» запускает в производство «Москвич 400» (выпускают эту модель аж 10 лет с 1946 по 56 г). Вот только «Москвич» этот оказался точной копией «Опеля кадетта» выпуска 1937-40гг. И этот самый «Опель кадетт» в различных модификациях оного копировали вплоть до начала 90-ых. Пока, в серию в 1986 году не вышел «Москвич 2141» копировавший «Симсу-крайслер». Причем, копировали модель, созданную за десятилетие.

Похожая история и у, уже упомянутого «ГАЗа». Знаменитая «Победа» - все тот же трофейный «Опель», только «Капитан». Остальное, все тоже копирование западных машин. Причем с отставанием на года, если не десятилетия. «АвтоВАЗ» построен итальянцами и первые жигули выпускались по итальянской лицензии. Даже горбатый запорожец и тот у итальянцев сперли.

Последнее что строили, это был «КАМАЗ». Более 80-ти% автоматического оборудования на завод было поставлено иностранными фирмами. Более 700 фирм из 19-ти сран приняли участие в оснащении оборудованием этого завод. Ряд производств были отстроены французами и американцам полностью. Да и прототипом «КАМАЗа» стал американский грузовик «Интернационал» 220 серии.

Умели копировать иногда модернизировать, но вот, по какой-то неведомой причине, все западные прототипы оказавшись на советских просторах со временем превращались в «ведра с гайками».

Когда, советские патриоты заявляют о том, что «зато мы первыми полетели в космос». Как-то даже не смешно. Вот, объясните мне, почему никого не смущает, что в подмосковном Королево стоит памятник ракете, выведшей первый спутник на орбиту, и это немецкая ФАУ2. На памятнике стоит немецкая ракета! Бесспорно, первая болванка-пикалка была запущенна в космос советами в 1957 году, не без помощи пленных немецких специалистов. Мало кто знает, но пленные немцы работали на советы, до середины 50-ых годов прошлого века. Американцы могли сделать это намного раньше у них тоже, были специалисты, и свои и немцы. Разработчик ФАУ2 фон Браун предлагал американцам: «давайте я выведу вас в космос». Но, янки любили считать деньги и не видя никакой выгоды, кроме «понтов», весьма дорогостоящих проекты Брауна не рассматривали. Но, вот где-то в 1955 году, выдали тому американское гражданство и пригласили работать на госструктуры. И тот, не только вывел американцев в космос, но совместно с ними запустил в космос, не просто болванку-пикалку, но первый спутник связи. Спутниковая связь - это заслуга американцев и это первое рациональное использование космического пространства. Мало того, что американцы высадились на Луне, они смогли оттуда вернуться. Они же создали многоразовые космические корабли.

В общем и целом, подобная ситуация во всем. Медицина была бесплатной, но не было, ни лекарств, никакой-то более-менее современной аппаратуры, врачи в большей степени занимались торговлей «синими» и «белыми» листами, да принимать в подарок коробки конфет с бутылками коньяка, а то и наличностью не брезговали. Зубы лечить не умели, причем настолько, что даже Брежневу не смогли нормальную искусственную челюсть сделать, она у него все время выпадала при разговоре. Зато все бесплатно. От чего лечат - от того и умирают. Что потом удивляться, что в конце 80-ых начале 90-ых народ прильнул к телевизорам, ставя рядом с собой банки и тазики с водой, али набивался в полные залы на встречу с Кашпировским? На бесплатную медицину, просто надежды уже не было, никакой. Посему и «элита», как только железный занавес рухнул бросилась лечиться на запад.

Конечно, всегда есть исключения. Но, на то они и исключения, чтобы быть единичным на фоне гигантского мрака системы. Возвращаясь к образованию «самому лучшему» и так далее.

Я в шапку вынес фото, которое на мой взгляд лучше всего характеризует как Советскую, так и нынешнюю Московитскую (а она плоть от плоти советская) школы. Вглядитесь в нее. Групповое фото учеников с «гарантом конституции». Учительница тянет за руку мальчика к низу, дабы он не был на фото выше «отца народов». Придворный фотограф, всех кто повыше расставил по углам, дабы чего не вышло. А тут….

Чему подобный учитель, советский учитель может научить? Быть подхалимом и терпилой. Как тот, у кого нет ни совести, ни достоинства может научить ребенка какой-то человечности? Советская школа учила и учит одному - быть покорным. Быть как все и не быть выше власти. Ты хочешь быть «выскочкой», не-ет, мы тебя поставим быстро на землю грешную.

Есть один важный момент, который не могут никак понять апологеты советской системы, в том числе и школьной. Это учителя и то, чему они могут научить. Ведь кроме «стандартных» знаний, они учат детей и сосуществованию в обществе. Всем этим взаимоотношениям в социуме. Они в состоянии сделать человека человеком или «тварью дрожащей». В чем принципиальное отличие школы 40-50 годов и еще части 60-ых от школы 80-ых и нынешней. Кадровый состав в первую очередь. Среди учителей школ первых советских десятилетий было довольно много представителей «старых» кадров, еще имперских. Интеллигентных. Они давали не только знания, но и определенную эстетику. Эти люди были личностями и воспитывали, или пытались это делать, они тоже личности. Деревенский учитель того времени - это всеми уважаемый человек, чье мнение высоко ценилось. Советской системе эти люди не нравились, но она ничего не могла поделать, у нее еще не было своих кадров. Первые советские кадры, были выращены царскими учителями, и они впитали в себе достаточно, и какие-то методики, свойственные интеллигентному обществу и какую-то эстетику.

Моему ребенку преподавала музыку ученица дочери Шаляпина. Того самого Федора. Это была уже дама весьма преклонных лет, она учила не только нажимать на клавиши пианино, но и уделяла большое внимание эстетике. Как подходить к инструменту, как отходить, как общаться со зрителями и, естественно, в какой одежде выступать. Она со многими детьми занималась и, ее учеников видно сразу. Жаль, она сейчас к своей дочери в Италию уехала. Это вот такая старая «аристократическая» школа. В 50-60 годах, ее еще можно было кое-где встретить. Она пережила репрессии, преподавала где-то в глухих сибирских деревнях, а после «реабилитации» городах целины или Средней Азии, мало кому из тех, кто попал под каток сталинских репрессий разрешили вернуться домой, часто их направляли куда подальше в национальные республики.

В 70-ых годах уже выросло новое поколение советских кадров. Они уже не знали, что такое достоинство. Советская система сделала все, чтобы превратить учителя из «аристократа»-интеллигента, уважаемого человека имеющего весьма приличный доход в низкооплачиваемую «серую мышь», которую пролетарий еще и «вшивой интеллигенцией» травил. Все на что способна «серая мышь» - это плодить себе подобных. Таких же забитых, запуганных серых мышей. И вот эти «учителя» наследники всех этих 70-ых годов и сегодня в наших школах. И учат они преклонению перед властью. Нельзя быть выше Путина. Не важно, что ты вымахал вверх, прогнись или встань на колени. Не будь человеком, будь рабом системы.

Посмотрите, сегодня бюджетные учителя - одна из наиболее твердых и преданных опор путинского режима. Мы порой говорим о необходимости увеличения оплаты учительского труда, мол тут они копейки получают, а на западе… Мы вроде бы готовы отстаивать их права, и самое главное их право на достойную жизнь, а в ответ… А в ответ: участие в массовых фальсификациях выборов, участие в запутинских митингах, профилактические беседы с юными бунтарями и угрозы донести в ФСБ.

Суть советской и нынешней школы - это не создания умного (образованного), свободного общества, а выращивание «порядочного гражданина страны». Выращивания раба государева. Вот и все. То, что мы сегодня имеем - это наследство как раз советской школы. Именно ее выпускники сегодня управляют страной, занимаются ее экономикой и строят ракеты которые не летают, да клепают автомобили, которые не заводятся или у которых двери не открываются. И дело совсем не в ЕГЭ, а главная проблема в тех советских тетках, что держат круговую оборону в школах.

И если мы хотим получить новое общество, то в рамках школьной реформы, нужно будет менять не только систему образования, методики преподавания и избавления от ряда мифов, но и смена кадров. Школе нужны новые преподавательские кадры, не серые крысы режима, а люди имеющие представления о совести и достоинстве. Раб не может научить понятию свободы. Все что он может так это научить считать до трех, да любить свои цепи с хозяином. Вот именно эти и занимается уже полвека «лучшая в мире школа».

размышления, ссср

Previous post Next post
Up