Под моим небольшим высказыванием про Сварога был размещен вот такой комментарий:
«Велес не ведмідь. Він - Віл. Так і називається - ВОЛ - ос».
Я в том тексте упоминал о Велесе-Медведе. Тема или «проблема» Волос - Велес весьма интересная, поэтому я и решил вынести данный коммент отдельно, как и тот ответ, что я постараюсь на него дать.
О взаимосвязи Волос-Велес написано так же не мало научных монографий. Там рассматриваются как ПВЛ, в которой встречается написание как «Волос», так и фольклорные изыскания, в которых, опять же, «Волос» доминирует. Ну и естественно, изыскания на тему двоеверия, когда Волос-Велес был потеснен или заменен такими христианскими святыми как Власий или Николай Чудотворец. Написание «Велес», на самом деле встречается куда реже. Я не буду сейчас останавливаться на анализе всех этих работ, нередко спорящих и противоречащих друг-другу. Вы уж простите меня, но я оставлю все эти академические споры в стороне, всем этим академикам и историкам, и пусть они свои теории доказывают сами. Я же выскажу свое мнение, мнение русского язычника.
Волос - вол, на мой взгляд не самое лучшее сравнение. Все же вол - это кастрированный бык, согласитесь, как-то не очень для того, чтобы быть объектом поклонения. Другой дело бык, или его природный прародитель, к сожалению, уже вымерший в 17 веке - тур. Величественное животное, упоминаемое как в письменных источниках, об трудной и опасной охоте на него писал еще Ярослав Мономах, так и в различных фольклорных произведениях, от пословиц, заговоров до упоминаний в былинах. Следы поклонения туру в языческие времена и позже оных, прослеживаются практически на всем европейском континенте. Это факт. И сегодня можно найти это благородное животное на гербах ряда городов. Ну и некоторые названия поселений так же происходят от имени этого животного. Что интересно, часто в поселениях, особенно пограничных так или иначе связанных с туром или быком (турово\бвково), проводился торг т.е. был рынок, отсюда к слову финское «тург» - рынок\базар. Название эстонского городища Тарбату, захваченного в 1030 году Ярославом Мудрым и на его месте поставившим город Юрьев, ныне Тарту, так же происходило от тура, по-эстонски «тарвас». Полно похожих наименований в Украине, России, Польше и других славянских странах, и т.д.
Бык был почитаемым животным, и он мог соотносится, если не с богатством, то как минимум с торговлей. Но, вот вопрос, а этот бык имеет какое-нибудь отношение к Велесу или Волосу? Поклонение быку - это дославянская древность, присущая многим народам. Но, бык, это во многом символ Бога Громовержца. К примеру, греческий Зевс похищающий Европу. У русов - это соответственно Перун.
И все же «Волос» - это бык, а вот Велес - медведь. Сейчас поясню. Культ Медведя, как я писал в прошлый раз, один из древнейших на планете, связан он в том числе и с переходом из мира живых в мир мертвых Все, сказки про «Машу и Медведя» - это про него. Как и «Морозко», где под «Дедом Морозом» скрывается не только «Великий Старец Севера», но и Велес. Кстати, по одной из версий этимология имени этого Бога происходит от слова «великий». Балтский Велс - Бог загробного и по совместительству покровитель скота. Велесом же, чехи в веках 15-17 именовали «злого духа, демона». Ну, это уже христианское влияние: если древнее Божество не в христианские святые записать, то как минимум в черти зачислить. Сохранилось в русском фольклоре предание, по которому хозяин леса, медведь - «демоническое божество», заставил людей платить «дань». Еще в 19 веке на русском севере в некоторых церквях выставляли деревянные идолы медведя. Ну, а культ Николая-Власа сохранился у карельских рыбаков по сей день.
Культ Велеса - медведя, имел большее распространение ближе к северу, когда юг славянского мира «тяготел» к Волосу, в источниках конечно, в наименованиях. Тут, есть интересный момент. Во-первых, слово «волос» обозначающее именно волосы впервые встречается в 11 веке. Второе, настоящее имя медведя было табуировано и до нас не дошло. Данное табу связано не в последнюю очередь с представлением о том, что если называть Бога или его олицетворение медведя, настоящим именем, то хочешь не хочешь, будешь призывать его. Что-то вроде более позднего христианского «не упоминай имя всуе». Поэтому медведя иной раз, кроме Хозяина леса именовали «волосатым» из-за его густой шерсти. Опять же, ПВЛ, наиболее ранний источник использующий написание Волос - это конец 11 начало 12 веков. Т.е. слово волос мы уже знаем. Почему не вол. А вол - пришло на Русь и в славянские языки из греческого языка, через «старо-славянский», последний это сугубо книжный, литературный язык, никогда повседневной жизни не использовавшийся, хотя какое-то влияние на развитие славянских языков в конечном счете оказавший, но он не являлся праславянским языком.
Что еще важно. Почему написание и наименование «Волос», я считаю вторичным. Скорее всего, и я вполне придерживаюсь этой точки зрения, тут важную роль сыграло наступавшее с юга христианство с его святым Власием, который уже тогда являлся покровителем скота и в целом диких животных. Т.е. начиная с юга постепенно произошло вытеснение Велеса новым культом святого Власия, которого язычники славяне «переработали» в Волоса. Во многом это было связано с похожестью этих двух культов. В итоге, к веку 11, когда писалась ПВЛ, эти культы настолько тесно переплелись, что уже монах черноризец не мог отличить одно от другого и Велес именуется уже сугубо Волосом.
Да, сейчас принято именовать Велеса, в том числе и Волосом, ничего ужасного в этом я не вижу. Мудрые дают многие имена суть единому сущему. Да, в культуре земледельцев и «оседлых» скотоводов, познавших плоды цивилизации диких Медведь, хтонический Бог, может приобрести черты более «мирного» Бога. Тем более, и под ликом святого Власия, могут скрываться более древние культы из Малой Азии, связанные с земледелием. Культ одного из Баалов к примеру, того, что в библии был представлен «Золотым тельцом». Людям свойственно переосмысливать тот или иной культ. Да и взаимопроникновения различных культур и верований дело обычное. И все же, самое главное. Велес, если мы говорим об изначальном культе, о божестве хтоническом, о Боге перехода из мира живых в мир мертвых, о хозяине леса, о боге мудрости - это медведь. Торговля - это уже, возможно, тур. И еще, что важно помнить. Велес, в отличии от Перуна Бога княжеской власти и дружины, - это Бог всей Руси. И соответственно различных ипостасей у него может быть много.