Патронные истории. «Наган» не российский и не бельгийский.

Dec 17, 2017 01:14




Ну, скажете: что тут такого? «Наган» как «Наган». Юрюзань какая-то..
А вот и нет! Потому что не Россией/СССР едиными.




Это поляк. Обратите внимание на вальцовку передней части гильзы: это не «шейка», как у бельгийца, и не длинный конус, как у русских или советских патронов. Короткий конус без особого фанатизма, и пулька в мельхиоровой оболочке, как на патронах «русского Нагана», произведенных до 1930 года.




Кроме 37-го года выпуска в клейме указан состав латуни, её производитель, и стоит клеймо производителя - фабрики боеприпасов Państwowa Fabryka Amunicji, Skarżysko-Kamienna (государственная фабрика боеприпасов Скаржиско-Каменна).

N - Поставщик латуни: S.A. Fabryk Metalowych "Norblin", Bracia Buch i T. Werner, Warszawa
67 - латунь состава 67% Cu, 33% Zn
37 - 1937
Вот так.. почти как в старых Мосинках до ПМВ, где указывали производителя латуни, но не указывали на её состав. Кстати, польская латунь от «Норблин» шикарная, коррозия её мало повредила. И трещин нет, как, к примеру, массово бывает у австрияков.

Ну так откуда в Польше «Наганы»?
После восстановления государственности Польши в 1918 году на вооружении ее армии находились российские револьверы Наган образца 1895 года еще царского производства. А кроме того было очень немало австрийского, немецкого оружия, а также коммерческие образцы вроде пистолетов Браунинга: собранная из лоскутков, доставшихся при разделах Польши трем империям, новая Польша унаследовала и арсеналы тех же империй. И ещё очень долго нужно было наводить порядок, поскольку разные части имели на вооружении разное оружие, и логистика сходила с ума (впрочем, как и во времена ПМВ…).
Разработка собственного пистолета шла, но пока без особого успеха, а пёстрый арсенал нужно было стандартизировать. Собственно, помог случай: к концу 20-х у фабрики братьев Наган дела пошли очень плохо, модель 1910 года особого успеха не имела, авантюра с автомобилями успеха не принесла. По сути дела, речь шла о банкротстве, и тут, пользуясь случаем, поляки прикупили линию по производству револьверов Нагана обр.1895 года, прекрасно им знакомых.
В 1930 году, в Польше началось лицензионное производство револьвера Наган на государственном оружейном предприятии в городе Радом под названием Ng.30.




Несмотря на принятие в 1935 году на вооружение армии пистолета WiS-35, на период начала Второй мировой войны, револьверами Нагана были вооружены еще многие воинские подразделения Польши. Кроме того, револьвером Ng.30 были вооружены и полицейские подразделения Польши, которые имели в своем распоряжении порядка 7000 экземпляров этого оружия. Любопытный факт: когда в воссозданном заново государстве Польша начали формирование полиции, и полицейским было предложено на выбор оружие любых систем, доставшихся полякам в наследство от развалившихся российской, германской и австро-венгерской империй, польские полицейские дружно выбрали именно Наган, как самое точное и надежное оружие для уличной схватки с преступниками. Способствовали тому простота оружия, присущая револьверам надёжность.
Любопытно, что было высказано предложение укоротить «Наган» для обеспечения его скрытого ношения, но реализована эта идея не была. Вернее, польские полицейские короткого «Нагана» не дождались, а укоротили его как раз в СССР.




Часть револьверов, наряду с винтовками Мосина, достались осадникам, то есть польским поселенцам на восточных землях, где было достаточно неспокойно.
Что же из себя представлял польский «Наган»? По сути дела, это была копия бельгийского образца, выполненная довольно тщательно и аккуратно: столь любимые коллекционерами грани и полировка тут на высоте. Оружие тщательно «вылизано», покрытие качественное. В принципе, российские револьверы были отделаны тоже достаточно неплохо, но по субъективному впечатлению (Ng.30 попадались пару раз, выборка небольшая…) выполнены аккуратнее «царских» револьверов, вполне на уровне «Наганов» бельгийского заказа.




Основные отличия от русского и советского «Наганов» - форма мушки. В то же время, форма казённика ближе к бельгийскому револьверу, и существенно отличается от советских казёнников закруглёнными нижними гранями и чуть бОльшей толщиной. Насечка рукояти тоже специфична, но это достаточно мелкое отличие, не сразу бросающееся в глаза. Интересно, что как и на бельгийском или российском «Нагане», на «Радоме» дверца имеет пазик, а рамка - выступ под него, которые в том же 1930-м году были упразднены на советском револьвере ради упрощения производства.




Впрочем, практически все части «Наганов» взаимозаменяемы или же требуют некоторой подгонки: доставшиеся СССР польские «Наганы» дослуживали наряду со своими советскими собратьями, есть образцы и с ремонтными клеймами советских мастерских. Я в своё время испытал шок, увидев у почтовой охраны, наряду с револьверами 30-40-х годов выпуска, «царский» и «польский» «Наганы»… не хватало только «бельгийца»! Правда, на «поляке» стояли ремонтные клейма Балаклейского арсенала, а «бельгиец» таковых не имел вовсе…
Так что судьба револьверов в СССР, получившем их в изрядном количестве при разделе Польши совместно с Рейхом, была предопределена. Как и патронов, собственно - они отлично подходили и к советским револьверам. А вот Вермахту «Наган» оказался не особо нужен, потому им вооружали различные парамилитарные формирования, полицию, а некоторое количество револьверов пробовали применять с глушителями, примерно как и советские с «БРАМИТами».
Сегодня польский «Наган» достаточно нечастое оружие, патроны к нему встречаются тоже не слишком часто. Увы, остается только пожалеть о том, что мой патрон достался мне в виде ММГ с отверстием в гильзе и без пороха: интересно было бы определить тип пороха и навеску. Увы, архивы плоховато пережили две войны, и параметры польского патрона широко не известны. Впрочем, применение патрона в револьвере, не имеющем никаких существенных отличий от своих бельгийских и русских собратьев, предопределило и характеристики патрона, схожие с аналогами. Как известно, «Наган» весьма прочен, но применение патронов с большим, нежели следует, зарядом, неизбежно вызывает проблемы с экстракцией гильз (дует дульца гильз), а если пороха существенно пересыпать, начинает «плыть» рамка в районе пазов для ползуна. Это явление как-то раз отметили знакомые криминалисты, отстреливая «Наган», пересверленный «умельцами» под патрон пистолета ТТ. Так что как ни «колдуй» с патроном, более 250-280 джоулей из «старичка» не выжать. Ну так… никто особо не жаловался. А польские полицейские считали достаточным: выбрали сами, а VIS-35 до них так и не добрался.

Револьвер, "Наган", История, Оружие, Патронные истории, Боеприпасы

Previous post Next post
Up