Я уже не раз обращался к патронам второй половины XIX века, а точнее 1860-80 годов. Интересного и необачного для нас в те годы было много! Интересной чертой того времени стали и патроны, изготовленные специально для карабинов.
Вот, пришел ко мне интересный зверёк, о котором бы хотелось рассказать.
Рядом с "современниками". Сверху вниз: Патрон к винтовке Гра (выпуск ПМВ), патрон к винтовке Веттерли-Витали (модификация с оболочечной пулей на бездымном порохе), Патрон к винтовке Маузер обр.1871г., патрон к карабину Верндль обр.1882г.
Дело в том, что приемлемая в тяжелой винтовке отдача нового патрона, на карабине была практически невыносимой. Короткий ствол карабина не позволял всему заряду пороха сгореть, а потому часть заряда просто тратилась впустую. Более того, пламя и грохот выстрела сильно утомляли стрелка.
Именно поэтому для карабинов и облегченных винтовок патроны снаряжались отдельно, с меньшим зарядом пороха.Как правило, для заполнения объема гильзы при меньшем заряде в патрон ставилось два просальника. Так было, например, в Великобритании
Патроны винтовки Мартини-Генри (577/.450) обр.1871г. Слева направо: винтовочный патрон (свертная гильза), патрон карабина (свертная гильза, отличительная обертка розового цвета, облегченная пуля), холостой патрон, патрон производства 1870-х с цельнотянутой гильзой
и России
Патроны к винтовкам Бердана калибра 4,2 линии (10,67 мм.) Такие же патроны, но с розовой оберткой пули, применялись в драгунской и казачьей винтовках, а также карабинах. Пехотный патрон Бердана весил 9 зол. 23 доли (39,4 г). Начальная скорость и дульная энергия пули этого патрона составляли соответственно 442 м/с и 2346 Дж. Пуля "кавалерийского" патрона имела начальную скорость и дульную энергию соответственно 415 м/с и 2069 Дж.
Что интересно, проблема стрельбы из карабинов штатным патроном сохналялась и позднее, возникая с разной степенью остроты. К примеру, принятый немцами карабин 98а, легкий и компактный, более или менее успешно позволял стрелять патроном обр.1888 года (с тупоконечной пулей). При увеличении мощности патрона, с переходом к остроконечной пуле, стрельба из этого карабина стала, мягко говоря, некомфортной. По этой причине пришлось принимать на вооружение карабин 98az, который был потяжелее и отдачу нового патрона стало возможно хоть как-то вынести.
Так или иначе, большинство карабинов калибром 7-8 мм обладали резкой и неприятной отдачей, приемлемые показатели удалось получить только на «коротких винтовках» типа К98 или SMLE. Однако армии, насчитывающие в военное время миллионы солдат, снабжать отдельными «карабинными» патронами было крайне обременительно. В то же время карабинами вооружались те, кто применял их нечасто, а потому точностью и комфортностью стрельбы пришлось пренебречь без особого вреда для дела.
Вторым вариантом, получившим некоторое развитие в последней четверти XIX века, стала разработка отдельных, «карабинных» патронов, в чем заметно преуспели в Австро-Венгрии.
На фото винтовки Вердля обр. 1867 (1867/67) и 1873 (1873/77). Индекс "77" означает перестволивание (или изначальное изготовление) под патрон обр.1877г.
Винтовка Верндь 1867г и карабин обр.1867г.
Вид на затворы винтовки Верндля 1867\77 и карабина обр.1867. Видно, что система одна, но затворы разные: карабин это не просто укороченная винтовка Верндля... Подробнее
о винтовках и карабинах данной системы можно прочитать тут, однако присутствуют и некоторые ошибки...
Патроны винтовки и карабина были разными вплоть до принятия на вооружение винтовок Манлихера. К примеру,
патрон к модернизированным Верндлям обр.1877 года (11х58мм) был едва ли не вдвое мощнее и с совершенно другой гильзой.
Да
ранее применявшийся патрон к винтовкам Вердля обр. 1867г. был ощутимо мощнее карабинного.
Началом истории стоит считать тот же 1867 год, когда "большой" патрон к винтовке и сама винтовка были приняты на вооружение. Карабинный патрон имел цилиндрическую, с легкой конусностью, гильзу. Патрон снаряжался свинцовой пулей с просальником, в бумажной обертке. С винтовочным патроном он имел немного общего...
Сложно комментировать такое решение, ведь страдала не только логистика, но и производство: гильзы и пули разные для винтовок и карабинов. Кроме того, при нужде из русских, к примеру, винтовок, можно было стрелять карабинными патронами (с потерей дальности и точности), а из карабинов и облегченных винтовок (казачья, драгунская) можно было стрелять винтовочными патронами (скрепя сердце - отдача крайне резкая). В случае с австрийскими карабинами и винтовками замена патрона была технически невозможной, а потому несвоевременный подвоз не позволял «одолжиться» у соседей, вооруженных другим оружием.
Более того, применение одинаковых по калибру и геометрии гильзы патронов в карабине и револьвере (да…
Гассер 1870 года поистине монструозен!) приводило к неприятным казусам.
Огромный и тяжелый Гассер все же не выдерживал частой стрельбы карабинными патронами, и чугунные рамки просто трескались. В итоге, рамку упрочнили, сменив чугун на сталь, но патрон к револьверу, как и каморы, пришлось укоротить, дабы солдатики по глупости не стреляли усиленным патроном. Так от семейства «отпочковался» револьверный патрон, что в мировой истории случай едва ли не уникальный. Впрочем,
карабинный патрон обр.1867/82 года тоже приобрел легкую бутылочность (практически без изменения баллистики), и теперь запихнуть карабинный патрон в револьвер стало попросту невозможно.
«Карабинный» патрон к Верндлю 1882 года.
Интересно другое: «те самые» патроны, что подходили к револьверу и карабину, имели навески, в общем-то, «гуманные» даже по меркам капсюльных «Кольтов» 44 калибра: 1,4 - 1,5 граммов у револьвера и 2-2,1 грамма у карабина. Казалось бы, ну что такое 30 грейн? Дело в пулях! Пульки были ну очень разными: у револьвера длина пули составляла 22,9 мм (а это примерно 14 граммов - очень немало) а у патрона к карабину длина пули была уже 35,6 мм., и масса пули доходила до 20 граммов. Что вполне приемлемо для карабина, но уже убийственно для револьвера: медленная, но очень тяжелая пуля, имела немалую энергию. Примерно по такому же пути шли англичане: большой калибр и тяжелая, медленная пуля.
Австрийцы, видимо, подсмотрели идею «почти единого патрона» у американцев, которые уже тогда пробовали унифицировать карабин и револьвер всадника по патрону. Казалось, что так удобнее с точки зрения логистики, а крупные патроны в рычажных карабинах Генри все равно тогда еще не применялись из-за того, что сильно снижали емкость магазина. Но в итоге получался или избыточно мощный, тяжелый револьвер (да хоть тот же Гассер…) или слишком «дохлый» карабин с медленной пулей и малой эффективной дальностью стрельбы. Хотя с коня особо далеко и не постреляешь… потому в кавалерии идея единого патрона какое-то время пожила. И благополучно скончалась с переходом к патронам под бездымный порох. Казалось бы, навсегда.
Впрочем, были еще патроны к жандармским карабинам Фрувирта… Так что на однообразие патронов Двуединая монархия не жаловалась. Но и это стало детскими шалостями по сравнению с тем, что началось в годы «винтовочного голода» в ПМВ в той же
Австро-Венгрии и
России: на вооружении стояла едва ли не дюжина разных винтовок под разные патроны.
Если смотреть на историю с «карабинными» патронами с высоты полуторавекового опыта, то становится понятно, что идея обогнала время, и, будучи казусом в XIX веке, стала нормой теперь. Американцы, принимая на вооружение М1 Carbine, сделали то же самое: стрелять из карабина в калибре 30-06 было бы некомфортно, и чтобы уменьшить массу и отдачу оружия, был создан ослабленный патрон. Немцы пошли тем же путем, приняв на вооружение укороченный и ослабленный винтовочный патрон, понимая, что полноразмерный патрон не позволит создать легкого ручного автоматического оружия.
Далее - везде.