"Известно, что из 37000 ружей, заряжавшихся с дульной части и найденных впоследствии на поле сражения при Геттисберге, 24 000 были заряжены; в 12 000 было по два заряда, забитых в ствол один поверх другого и часто наоборот - пуля под зарядом! В 6000 было от трех до 10 зарядов один на другом. Нашли даже ружье, заряженное 23 раза подряд! Можно себе представить в каком стрессовом состоянии находились там солдаты, что они, забывали надеть капсюль, и «стреляли» раз за разом воображаемыми пулями, и при этом не понимали, что только производят видимость огня, и не видели и не слышали самого выстрела! "
Именно потому в эпоху дульнозарядок процветала муштра и оттачивание ружейных приемов на "раз-два-три" до автоматизма. Думать некогда, и пропустив любую "мелочь" солдат получал осечку или разрыв ствола, что в боевой обстановке часто означало верную гибель.
Потому видя, как роты почетного караула, подобно единому механизму, выполняют ружейные приемы, вспоминается как раз те времена, когда от их знания на уровне подсознания зависели жизнь и выполнение задачи на поле боя.
Кстати, производители реплик шомпольных ружей и винтовок настоятельно рекомендуют после первой зарядки поставить на шомполе видимую отметку вровень с дульным срезом. Выступание этой отметки над срезом на сколько-нибудь значимую величину означает или засыпку двойного заряда, или полное двойное заряжание, губительное для оружия и, возможно, самого стрелка.
Впрочем, этот совет мало помог бы солдатам прошлых веков: когда в тебя стреляют не до разглядывания меток. Тогда забывали одеть капсюль и забивали патрон за патроном, а теперь стреляют длинными очередями без прицеливания или забывают вовремя сменить опустевший магазин. Люди, как говорил один литературный герой, все те же. И только скорострельность расслабила их...