Обзор изменений нормативных документов
За период с 17 марта по 21 марта 2014 года
XV. Законопроекты
1. Минфин готовит законопроект о введении порога в 10% для владения офшорами
Минфин подготовил чрезвычайно жесткий законопроект о налогообложении иностранных "дочек" российских компаний. Как пишет газета "Ведомости", законопроектом о контролируемых иностранных лицах (CFC), который разрабатывает Минфин, предполагается установить порог в 10% для владения российскими физлицами и юрлицами доли в офшорных компаниях.
Платить налоги в России должны как российские компании с доходов иностранных "дочек", так и физлица с доходов своих офшорных структур, считает Минфин. Достаточно прямо или косвенно владеть более чем 10% компании (траста и т. п.), которая расположена в стране, подпадающей под закон о CFC. Если эта компания не возвращает доходы в Россию в виде дивидендов, налог должен уплачиваться с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента.
Налоговики будут считать эту нераспределенную прибыль как часть дохода российского резидента, рассказал "Ведомостям" юрист, консультирующий Минфин. По его словам, планируется, что ставка для юрлиц составит 20%, для граждан - 13%. Ставка же налога на дивиденды, перечисленные в Россию, составляет 9%, а если деньги идут не из офшора, то налога в некоторых случаях может не быть. Так что выгоднее будет прибыль не прятать, резюмирует собеседник газеты.
Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, в конце прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить реализацию пакета мер по деофшоризации российской экономики.
Источник: Audit-it.ru
2.
Минфин получил предложения от основных офшоров о соглашениях о двойном налогообложении
Минфин РФ получил предложения от всех основных офшорных юрисдикций подготовить с ними соглашения по избежанию двойного налогообложения, сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.
"В последнее время в министерство финансов обратились BVI, Бермуды, Джерси, остров Мэн с тем, чтобы провести переговоры по соглашениям об обмене информацией. Я думаю, что мы позитивно отнесемся к этой инициативе и соглашения заключим, и в результате будем иметь возможность лучшего администрирования налогообложения", - сказал Шаталов на налоговой конференции РСПП.
Как ранее сообщал министр финансов России Антон Силуанов, Минфин подготовит новое базовое соглашение об избежание двойного налогообложения и пересмотрит действующие, чтобы учесть в них обязанность налогоплательщика при получении льгот раскрывать конечного бенефициара. Источник: Audit-it.ru
3. Кабмин внес в ГД законопроект о предоставлении отсрочки по уплате страхвзносов
В Госдуму правительством внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» направлен на совершенствование правового регулирования уплаты страхвзносов в государственные внебюджетные фонды и процедуры администрирования страхвзносов. Проект подготовлен Минтрудом, пишет пресс-служба кабмина.
Законопроект, в частности, предполагает установление порядка и условий предоставления плательщикам отсрочки (рассрочки) по уплате страхвзносов, пеней и штрафов и прекращения её действия, а также определение органов, уполномоченных принимать решения об отсрочке (рассрочке).
Проектом предлагается наделить органы контроля за уплатой страхвзносов полномочиями по утверждению расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам и соответствующих документов; снизить количество работников, по которым предоставляется отчётность по уплате страхвзносов в электронном виде, с 50 до 25 человек.
Законопроектом устанавливается обязанность банков предоставлять органам контроля за уплатой страхвзносов справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денег на счетах плательщиков, выписки по операциям на счетах организаций и ИП.
Уточняются нормы законодательства в части ограничения на освобождение от обложения взносами сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении работника на период трудоустройства, компенсации при увольнении руководителя, его зама, главного бухгалтера организации.
Также проектом уточняется, что иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами в случаях заключения ими срочного трудового договора на срок не менее шести месяцев и (или) заключения срочных трудовых договоров продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
Вносятся уточнения по обязательному пенсионному страхованию ряда лиц, занимающихся частной практикой, их регистрации и снятию с регистрационного учёта.
Источник: Audit-it.ru
4. Бизнес обяжут страховать зарплаты
В случае банкротства банка, через который производится расчеты с работниками, граждане смогут рассчитывать на компенсацию
По информации «Известий», зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Дмитрий Савельев подготовил к внесению в Думу законопроект, обязывающий работодателей страховать зарплаты. Речь о зарплатах, перечисляемых через банк. Страховать планируется от банкротства кредитных организаций: за неполные три месяца 2014 года ЦБ закрыл уже 19 банков - тогда как по итогам всего 2013 года лишились лицензий около 40 банков.
Изменения планируется внести в закон «Об основах обязательного социального страхования». В поправках прописана обязанность компаний, которые ведут расчеты с гражданами через банковскую систему, осуществлять страхование этих финансовых средств. Под страхование попадут деньги, направленные на выплату заработной платы или оплату иной работы в соответствии с договором об оказании услуг. Застрахуют зарплату на случай отзыва у банка, через который производятся расчеты, лицензии и признания его банкротом.
Источник: Известия
5. Прибыль офшорного юрлица прибавится к налоговой базе его российских учредителей
Минфин разработал очередной масштабный законопроект о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс. Законопроект был опубликован на сайте Минфина.
В НК планируется ввести понятие контролируемых иностранных компаний, им будет посвящена новая глава НК. Таковыми компаниями будут признаваться фирмы, зарегистрированные в офшорах, перечень которых утвержден Минфином, если такую фирму контролируют российские лица, и ее акции не обращаются на биржах, включенных в перечень ЦБ. Приравниваются к контролируемым иностранным компаниям также и некоторые структуры, не являющиеся юрлицами - фонды, партнерства, товарищества, иные формы осуществления коллективных инвестиций.
Осуществление контроля имеет место, если контролирующее лицо влияет на решения иностранной компании о распределении прибыли.
Контролирующим лицом организации, в частности, признается лицо, доля прямого или косвенного участия которого в организации совместно со своим супругом и (или) несовершеннолетними детьми, а также иными лицами (с учетом особенностей взаимоотношений этого лица и иных лиц), составляет более 10%.
Российские лица будут уведомлять налоговиков о фактах своего участия в контролируемых иностранных организациях.
Прибылью контролируемой иностранной компании будет признаваться ее прибыль, рассчитанная в соответствии с главой 25 НК, уменьшенная на величину дивидендов, выплаченных за счет этой прибыли. Эта прибыль будет учитываться при определении налоговой базы (налогооблагаемого дохода) контролирующего лица пропорционально его доле участия в контролируемой фирме. Если долю участия определить невозможно, офшорная прибыль в доходах российского лица будет учитываться в полном объеме.
Если в налоговую базу включена офшорная прибыль, то вместе с налоговой декларацией подается финансовая отчетность офшорной фирмы и аудиторское заключение по ней, и то и другое на русском языке.
Планируется также внести в НК нормы, предусматривающие ответственность за уклонение от перечисленных обязанностей. Непредставление сведений о прибыли контролируемых иностранных компаний в случае косвенного участия в них - штраф с контролирующего лица 100 000 рублей.
Неуплата или неполная уплата налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании - штраф 20% от неучтенной офшорной прибыли, но не менее 100 000 рублей.
Непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, представление недостоверных сведений о них - те же 100 тысяч по каждой "скрытой" офшорной фирме.
Вносятся соответствующие поправки в статьи, устанавливающую перечни налогооблагаемых доходов по НДФЛ (от источников за пределами РФ) и внереализационных доходов в целях налога на прибыль. Доходы контролирующего физлица не уменьшаются на налоговые вычеты по НДФЛ, а контролирующей организации - на расходы или убытки от прочей деятельности. Ставка налога на прибыль для офшорных доходов устанавливается 20%. Применение специальных налоговых режимов не освобождает такие доходы от обложения налогом на прибыль или НДФЛ.
Кроме того, вводится понятие налогового резидентства РФ для организации. К налоговым резидентам будут отнесены не только российские организации, но и иностранные, местом фактического управления которых является РФ. Таким местом признается РФ, если выполняется хотя бы одно следующих условий:
-заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) проводятся на территории РФ;
-руководящее управление организацией обычно осуществляется из РФ;
-главные (руководящие) должностные лица организации осуществляют свою деятельность в РФ;
-бухгалтерский учет организации ведется в РФ;
-архивы организации хранятся в РФ.
Каких-либо последствий для фирм, зарегистрированных РФ, в связи с присвоением им наименования налогового резидента в законопроекте не обнаружено.
Источник: Audit-it.ru
6. Налоговики получат право камералить не существующие налоговые декларации
В новом законопроекте о поправках в НК, разработанном Минфином и в целом посвященном налогообложению офшорной прибыли российских лиц, присутствуют и дополнения, касающиеся более широкого круга налогоплательщиков.
Так, в статью НК о камеральных проверках деклараций планируется внести абзац о том, что если декларация (расчет) не представлена в налоговый орган в установленный срок, то налоговики вправе провести камеральную проверку "на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках". Делать это можно будет в течение трех месяцев со дня истечения срока представления декларации (расчета).
Это не будет освобождать налогоплательщика от ответственности за несдачу декларации.
Источник: Audit-it.ru
7. Как Минфин планирует облегчить жизнь микропредприятиям, упростив сферу бухучета
Таким фирмам планируется разрешить не сдавать бухотчетность в налоговые органы, а баланс составлять только за отчетный год, без без сравнительной информации.
В письме от 26.02.14 № 07-01-06/8136 Минфин сообщил, что снижение административной нагрузки на малый бизнес в части ведения бухучета - его постоянная забота.
Ведомство напомнило об имеющихся возможностях, например, по ведению бухучета без двойной записи, ведению его лично руководителем фирмы, по составлению упрощенного баланса.
Также экономическим субъектам, включая субъекты малого предпринимательства и микропредприятия, предоставлено право самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (это предусмотрено законом о бухучете).
Для ведения бухучета субъекты МП, включая микропредприятия, вправе использовать книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи.
Различные варианты организации и ведения бухучета указанными субъектами рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Документ издан в 2013 году НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России" и рекомендован к применению экспертной группой при Минфине.
В целях дальнейшего упрощения существования МП Минфином подготавливается приказ, предусматривающий право микропредприятий раскрывать в бухгалтерском балансе информацию только за отчетный год (без сравнительной информации). Кроме того, инициирована подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в НК, предусматривающих отмену обязательного представления микропредприятиями бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Источник: Audit-it.ru
XVI. Разное
1. Компании смогут требовать у сотрудников компенсацию за раскрытие коммерческих данных
Начиная с 1 октября 2014 года, российские компании смогут требовать от бывших сотрудников компенсацию за раскрытие коммерчески важной информации. Соответствующие поправки в закон под названием «О коммерческой тайне» подписал глава РФ Владимир Путин.
Однако реализация подобного является далеко не простым заданием. Для того чтобы получить возможность требовать денежную компенсацию, предприятие должно работать в режиме коммерческой тайны. В частности, речь идет об утверждении конкретного перечня информации, подлежащей защите, а также ознакомления с ним сотрудников. Последние, в свою очередь, должны подписать документ об ознакомлении с соответствующим списком и соглашение о неразглашении данных. Кроме того, компания обязана принять меры по защите секретной/коммерческой информации. В случае, если не будет предпринята хотя бы одна мера, компенсацию требовать нельзя.
Нововведение может значительным образом расширит рынок DLP-систем, которые предотвращают кражу или утечку данных. Суд может выносить решение касательно утечек данных на основании доказательств, полученных с помощью DLP-систем.
Источник: Audit-it.ru