В третьий раз и уже довольно буднично для себя посетил очередную выставку-продажу Международного Объединения Фотоартдилеров AIPAD-2016 в Нью-Йорке. То была тридцать шестая по счету выставка AIPAD - см. мои впечатления от предыдущих выставок по тэгу
aipad. Из рахных уголков мира на это шоу слетаются ведущие фотогаллереи, чтобы представить свои коллекции и если повезет, то и выгодно продать что-то из имеющихся у них фоторабот известных фотографов.
Сосредоточившись, в основном на черно-белой аналоговой фотографии я потратил утро субботы, дабы внимательно осмотреть всю представленную в огромном зале экспозицию, пока постепенно она не распухла от посетителей и не загудела потревоженным ульем. Под конец общения с мировым фотонаследием в подобных объемах рябило в глазах и слегка кружилась голова. Разнообразие авторов, тем, форматов, техник печати и оформления настолько велик, что каталог выставки представляет собой увесистую книжку. Любому артдилеру с серьёзными намерениями посреди этого разнообразия надо быть очень аккуратным и четко представлять что ему нужно, дабы не растратить свои средства попусту. А оставить 100-200 тыс. долларов на подобных шоу невероятно легко, были бы деньги!
Как это ни странно, но авторов, работы которых я бы с удовольствием повесил на стену у себя дома, оказалось не так уж и много - особенно запомнились фотографии Себастио Сальгадо (Sebastião Salgado), Роберта Мэпплторпа(Robert Mapplethorpe) и, конечно, Анзеля Адамса (Ansel Easton Adams). Причем, как мне показалось, работы Сальгадо ни в чем не уступали принтам Адамса: не берусь судить какую именно фототехнику,- цифровую или аналоговую - он использовал и сам ли всё печатал, но от некоторых фотографий Себастио Сальгадо было невозможно отвести глаз.
Заставили остановиться и подолгу рассматривать себя прекрасные, выполненные на матовой фотобумаге в две трети человеческого роста, работы Роберта Мэпплторпа (заметьте, я не веду речь о его наиболее экстравагантых фотографиях). Его спокойная, неагрессивная манера печати с богатейшими полутонами и неброскими светами достойна подражанию.
Любопытно было сравнить две варианта печати одной и той же известнейшей фотографии Анзеля Адамса, "Прояснение после зимней вьюги", 1942г. (Clearing Winter Storm, Yosemite Valley California):
Как изветно, АА не сразу начал тонировать свои принты селеном. И как результат, Анзель до-селеновой эпохи (печать 40-х или 50-х годов прошлого столетия) во многих отношениях являлся бледной копией собственного творчества периода 70-х годов XX-го века, периода когда манера печати фотохудожника стала почти агрессивной, в том числе и из-за повсеместного применения им техники финального тонирования селеном.
Но самым ярким, пожалуй, впечатлением от посещения AIPAD-2016 для меня стали работы даже не этих перечисленных авторов, а два скромных контактных отпечатка Йозефа Судека (Josef Sudek), внезапно "воссиявших" ко мне под самый занавес фотошоу, вот они:
Josef Sudek. From the series "In the Magical Garden", ca.1950-1959, printed c. 1965 (23.8 x 17.8 cm.)
Josef Sudek. Bread, Egg and Glass, ca. 1950-1954, printed c. 1960 (21.9 x 16.7 cm)
Увы, но интернет-сканы не передают невероятную красоту, свет и только Судеку присущею тонкую элегию его работ! Они были настолько прекрасны, что будь бы у меня такие деньги я бы непременно их приобрел - за скамейку в саду просили 35 тыс. долларов, а за хлеб с яйцом и стаканом и вовсе скромные в сравнении с, скажем АА (65-75 тыс.) или Робертом Мэпплторпом (65-120 тыс.), 18 тысяч. Сущий пустяк, ей богу! :)