Провел на выходных пробную печать, результатами которой остался неудовлетворен. Пробная - потому что печатал на листах 11x14" (29x36 см), прежде чем задействовать "тяжелую артиллерию", т .е. листы 16x20" (41x51 см); неудовлетворен поскольку так и не удалось заполучить нужную тональность отпечатка. В итоге заказал три дополнитетельных сорта фотобумаги и новую химию. Радует одно -
новый пресс распрямляет фотографии совершенно замечательным способом, за 15-30 минут (температура 65-75С) выдавая абсолютно плоский лист, практически готовый под монтаж в паспарту!
Итого, посвятив порядка 12 часов личного времени любимому хобби на выходных решил прикинуть и обощить собственные трудозатраты, связанные с производством (печатью) ч/б фотографий выставочно-музейного уровня классически "мокрым" способом. Под последним прежде всего имеется в виду баритокартон (FB-paper) большого размера (см. выше) и фотопроцессы, гарантирующие архивное хранение отпечатка (при надлежащем хранении, конечно) десятилетия, если не столетия.
Итак. Сразу оговорюсь, что от природы я склонен работать медленно и методично. Поэтому, все сказанное далее следует рассматривать, как предел по максимуму функции фотопечати от времени, который может быть существенно скорректирован вниз в зависимости от вашего опыта, темперамента и целей.
Поскольку регламентировать время съемки практически невозможно, начнем с более технической части, а именно - с проявки негатива. На это обычно уходит 1 час, причем в зависимости от формата, за это время можно проявить как 36 кадров пленки 120 (3x12), так и один-единственный лист 8x10. Сюда бы следовало еще отнести 2 часа времени подготовки реактивов (собственно разведение, разливание и маркировка бутылок), но по логике время это надо-бы делить на число негативов, поскольку химию я готовлю литрами и использую затем месяцами. Так что, временем подготовки реактивов пренебрегаем.
Идем далее. После того, как негатив проявлен, высушен, отсмотрен, промаркирован и готов к печати (записываем еще 1 час на данный анализ), наступает самое интересное. Здесь, кстати, я намеренно опускаю предварительную ретушь негатива, поскольку рисовать по негативу у меня рука не подымается и если бы не это, т.е. мы умышленно не учитываем еще час времени. Наступает время печати.
В зависимости от сложности фотографии и желаемого результата я трачу 6 часов, чтобы только подобрать параметры печати и примерно еще 6 часов, чтобы выдать на гора 2-6 достойных отпечатка, что с предыдущими двумя часами на проявку и анализ составит уже 14 часов. В эти 6 часов фотолабораторного времени входят собственно проявка отпечатка в семи реактивах, финальная промывка, развешивание для сушки и уборка. Последнее - немаловажная часть всего процесса, поскольку все свои лотки и "фотопосуду" я содержу в идеальной чистоте.
Поскольку сушка отпечатков подвержена существенным колебаниям в зависимости от состояния среды и не требует особого внимания от фотографа, то временем этим мы пренебрегаем.
Если финальный отпечаток требует дополнительного тонирования, то к имеющимся в нашем активе 14 часам следует добавить еще 4 - примерно столько уходит чтобы приготовить реактивы, размочить принты, оттонировать их в двух-четырех ваннах, а затем еще раз промыть и развесить на повторную сушку. Итого в уме уже 18 часов.
Далее просушенные фотографии следует распрямить тем или иным способом. Действуя теперь наименее затратным способом (см. выше) резервируем под это скромные 1 час. После чего можно перейти к оформлению фотографии, куда обычно включают время, необходимое для вырезания паспарту, подготовки рамки, стекла, подписывания отпечатка, вставки пакета мат-фотография-паспарту-стекло в рамку, ее гермитизация, натягивание шнура и пр. оформительские действия. Если все материалы под рукой, то на оформление 3-4 фотографий можно запросто убить еще 6 часов вашего времени, что в сумме с предыдущим нам дает ощутимые 25 часов прямых трудозатрат!
Таким образом, в идеальных условиях (имея все материалы под рукой и работая с естественными перерывами на сон и отдых) за полных три рабочих дня возможно напечатать и полностью оформить 3-6 фотографий классическим ("мокрым") способом. Время это, однако может запросто вырасти еще на день если пробная печать не задалась. В реальных жизненных обстоятельствах, увы, не всегда удается уделять столько времени любимому делу подряд. Да и нужные материалы не всегда бывают под рукой. Так что, в действительности, зачастую то, что теоретически можно выполнить за 3-4 дня растягивается на 3-4 недели.
Получается, при готовых негативах и действуя самостоятельно в рамках какого-то одного проекта или выставки из, скажем, 15-25 фотографий, фотограф-любитель вполне может убить год, а то и два! Было время, когда я, слыша, о подобных временных рамках со слов какого-нибудь фотографа недоумевал, почему так долго? Теперь, многое стало ясным. Вполне, кстати, можно ускориться передоверив печать профессиональному печатнику. Однако, пока я не снимаю настолько много, да и неспортивно это. Ну и естественно, потребует дополнительных средств.