Порой хочется отдохнуть и развлечься с камерой - тогда я позволяю себе отснять пленку-другую каким-нибудь нестандартным образом, например так:
Rolleiflex 3.5F ,Carl Zeiss Planar 75mm f3.5, Kodak Ektar 100
Это мультиэкспозиция, в данном случае - съемка двух планов на один и тот же кадр (без перемотки плёнки). Уж коли речь зашла об этом, напомню о таком не часто упоминающемся свойстве плёнки, как intermittency (как это будет по русски, кто знает?). Эффект этот прямо противоположен чуть более известному эффекту ресипросити (reciprocity failure), а суть его формулируется так: экспонирование фотоэмульсии серией кратких выдержек, арифметически равных по сумме длительностей единой долгой выдержке, не всегда ведёт к эквивалентым результатам. Иначе говоря это тот случай, когда два плюс два не дает четыре, а всего лишь три.
Эффект интермитенси плёнки важно учитывать при работе с мультиэкспозициями и он тем ярче выражен, чем большее количество экспозиций вы производите. Для небольшого количества (2-4) вполне справедливым будет прибавлять +0.5EV к каждому кадру.
Мультиэкспозиции чаще всего я делаю так (рассмотрим простейший случай с двумя равными экспозициями):
- вводим поправку +0.5EV на камере или на фотоэкспонометре
- замеряем количество света для первого плана, делим выбранную выдержку пополам и устанавливаем её на камере
- делаем первую экспозицию и не перематывая пленку (!) взводим затвор
- выбираем второй план, повторно замеряем для него экспозици и тоже делим выдержку пополам
- снимаем второй план и только теперь перематываем кадр и взводим затвор камеры
- убираем поравку в +0.5EV
Интересных эффектов можно добиться с тройной или даже четверной экспозицией, одна-две из которых главные (более длинные) по отношению к остальным (более кратким). Однако с возрастанием числа экспозиций становится труднее компоновать итоговое изображение. Ещё можно менять не выдержки, а установки диафрагмы, учитывая, однако при этом изменения в глубинах резкости планов итогового "сэндвича".