«Раннее развитие» - об этом много говорят, есть разные мнения на этот счет. Пожалуй, не ошибусь, если отмечу, что на сегодняшний день практически каждая мама, имеющая ребенка в возрасте до трех лет, наверняка попробовала какие-то методики или их элементы... Сейчас много центров, клубов, использующих ту или иную методику, есть много литературы, практических материалов, но стоит погрузиться в эту тему поглубже и возникает очень много вопросов, споров и возражений. Поэтому еще одно обсуждение, думаю, будет не лишним, а кому-то возможно окажется подспорьем на начальном этапе.
То, что каждый ребенок индивидуален, на сегодняшний день это уже неоспоримый факт. И развивается он в своем темпе, шаг за шагом... Но, тем не менее, есть возрастные нормы: как и когда ребенок начинает сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Эти параметры помогают специалистам и родителям в понимании развития той или иной функции в рамках среднестатистических норм, с учетом индивидуальных особенностей. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает должного внимания со стороны взрослых.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания: играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, двигаться с ним, как у малыша появляется интерес к окружающему, желание узнать больше и больше. Многие авторы (Никитины, Доман, Сузуки, Лупан) утверждают, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до недавнего времени..
Ф
ото Я отношу себя к тем специалистам, которые понимают раннее развитие, как комплексное:
• это и специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными предметами для изучения всеми органами чувств;
• это и разнообразнейшие
игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу разнообразных ощущений;
• это и неограниченная физическая активность, подкрепляемая оборудованными специально для этого снарядами, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее;
• это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей;
• это книги, написанные крупными буквами, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз;
• это и постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие - это активная позиция родителей по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это кропотливый труд, непрерывный процесс, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, путь к взаимопониманию с ребенком. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Фото Хочется выделить несколько моментов, на которые стоит обратить внимание родителям, решившимся заняться ранним развитием своих детей.
Во-первых, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гоняясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.
Во-вторых, аккуратнее в выборе той или иной методики: не стоит следовать всему слепо и без оглядки. В любой методике может быть что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее.
Прислушивайтесь к себе, родительская интуиция поможет определить, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, лучше упростить задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова.
Фото Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время, главное - с удовольствием.
Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это только во вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну и ту же тему в играх, плакатах, наглядных пособиях, книгах, фильмах.
Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке - речь взрослого важнее любого методического пособия.
Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Давайте малышу те знания, которые пригодятся ему в ближайшее время. Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
Фото Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые. Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Еще один важный, на мой взгляд момент - совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать - интересно, необходимо каждому!
В ближайшие несколько недель я предоставлю обзор методик раннего развития различных авторов, как отечественных, так и зарубежных, что поможет многим определиться в этом многообразии направлений.
Автор: Гая Агаян