Англия как прародина фашизма

Mar 16, 2021 10:18


Друзья!
Некоторое время назад прогремело интервью Меган Маркл Опре Уинфри, в котором была затронута тема расизма королевской семьи. Я, честно говоря, даже немного удивился, отчего такой ажиотаж вокруг вполне очевидных вещей. Королевская семья является частью англо-американской элиты, которой всегда было свойственно мышление, которое не то чтобы фашистское, но около того, а королева Елизавета плоть от плоти этой системы, и я, конечно, ее мыслей не знаю, но вряд ли буду сильно рисковать ошибиться, если начну утверждать, что было бы странно, если бы она мыслила иначе.
Но вообще я сейчас хочу поговорить не о королевской семье, а о британских политических элитах в широком смысле, а точнее - о таком интересном феномене, как зарождение фашистской идеологии в среде британской элиты в конце 19 - начале 20 веков (хотя само слово "фашизм" в тот период еще было не в ходу), и затем ее наследование и развитие немецкими фашистами.
Собственно, у британцев это явление было не только теоретическим, но и практическим (по отношению к коренному населению колоний и населению Ирландии), но мы сейчас не будем говорить о геноциде ирландцев, коренных австралийцев, африканцев, североамериканцев, и т. д, об этом и так широко известно. Поговорим о теории, и тут я приведу высказывания различных британских вип-персон того периода.
Бенджамин Кидд (1858 -1916) был известным британским ученым (это не стеб) своего времени, одним из основателей современной социологической науки. В своих работах он утверждал, что борьба наций подчиняется принципам дарвиновского естественного отбора, и что сама природа при помощи механизмов социальной наследственности низводит или возвышает народы до уровня низшей или высшей расы, и этот процесс может регулироваться государством. Его идеи заимствовал немецкий идеолог Альфред Розенберг. Очевидно, с ними был знаком и сам Гитлер.

Карл Пирсон (1857 - 1936) был одним из основателей современной математической статистики, проделал большую работу по внедрению методов мат. статистики в научные исследования. Общественными науками он тоже занимался, продвигая идея "борьбы между расами и выживания сильнейших рас".
Тесть сэра Освальда Мосли (основателя британской фашистской партии) - лорд Керзон (один из крупнейших британских дипломатов) притворно удивлялся, что англичане из низшего общества имеют светлую кожу, так как белая кожа отличала представителей расы господ, а цветная - низшие слои, расово неполноценные.
Джавахарлал Неру, когда находился в тюрьме, куда попал борьба за права инийцев, заявлял, что фашизм и империализм - братья, а борьба за свободу в Индии - часть мировой борьбы против фашизма и империализма. Неру предупреждал, в конце концов методы расизма и колониализма начнут применяться в самой Европе (что началось в 1939 году, а потом в 1941 году). Это хорошо осознавали элиты Британии и США. Фильмы, затрагивавшие тему фашизма, были запрещены к показу в Британской Индии, так как это могло сильно озадачить индийцев. А после вступления США в войну, американская цензура заблокировала проект фильма компании MGM по произведению Киплинга (который и сам был весь в пуху по этой теме) «Ким», где прославлялось британское владычество над Индией. Кстати, британский вице-король Уиллингтон в 1931 г. назвал себя "Индийским Муссолини".
Джеймс Фрод, оксфордский профессор истории, высказывал следующую точку зрения: когда британцы совершают подобные поступки [колониальный геноцид], то это происходит на благо человечества, но когда эти же поступки совершает кто-либо другой - это грех, который нельзя допустить. «Составной частью правды, благодаря лицемерию (cant), становится польза» - так звучит немецкое определение этого английского феномена, данное немецким философом Максом Шелером в середине первой мировой войны.
Сирил Норвуд, Джордж Тейт, директора английских паблик-скул (школ для элитных слоев английского общества), в конце 30-х годов утверждали, что немецкие наполас (созданные нацистской партией училища) созданы по образу и подобию, и с той же целью воспроизводства элиты, как и английские паблик-скул. Того же мнения придерживались и сами немцы, например, обергруппенфюрер СС Гейсмейер.
В 1939 году, когда Германия и Англия оказались в состоянии войны, 76 % английских епископов, судей, директоров банков и управляющих железными дорогами, а также чиновников и губернаторов доминионов являлись выпускниками паблик-скул. 70 % генерал-лейтенантов и высших военных чинов вышли из четырех паблик-скул, главным образом - из Итона и Харроу. По этим цифрам ясно, что английская элита была крайне кастовой и закрытой, я бы сказал - крайне недемократичной, и при такой закрытости распространение идей своего расового превосходства было вполне естественным.
Обратите внимание, я перечислил выше высказывания не маргиналов, а крупнейших ученых и политиков Британии, формировавших идеологию и общественное мнение.
Теперь о преемственности британской и немецкой идеологии.
В 2000 году известное британское издательство Cambridge University Press выпустило книгу «Тевтонский остров. Восприятие Британии нацистами» немецкого историка Гервина Штробля. Одна из глав называется «Британия как модель для нацистской экспансии». Цитаты: «одна из фундаментальных задач нацистов заключалась… в подражании «безжалостности» Британской империи по отношению к Восточной Европе». «Нельзя не вспомнить отзывы Гитлера об Индии или Северной Америке как о моделях для будущего германского правления в России, и его восхищение… непременной «безжалостностью» Англии… В 1937 г. немецкая молодежь была обязана изучать англосаксонскую историю, чтобы преодолевать собственные угрызения совести… Нацистские лидеры ни в коей мере не порицали опыт империалистической Британии. Они надеялись добиться такого же результата».
Сам Гитлер говорил в 1935 году: «Только у меня, подобно англичанам, хватит жестокости, чтобы добиться цели». «Я восхищаюсь английским народом. В деле колонизации он совершил неслыханное». После объявления состояния войны между Германией и Британией, он заметил: «Господь Бог создал мир не для одних англичан».
Генерал Риттер Франц фон Эпп, с 1933 г. ставший наместником Гитлера в Баварии, говорил: «Ведь какие колониальные войны вели другие народы, те же англичане, и хоть бы глазом кто моргнул. Почему… немецкий народ должен стесняться?»
Карл Петерс, один из основателей немецких колоний в Африке (современные Намибия и Танзания, во время первой мировой войны захваченные британцами), долгое время прожив в Англии, говорил: во время «полезного обучения… когда в нем и созрело решение… основать где-нибудь немецкую колонию». «Настала пора как можно скорей усвоить английский принцип:…его нужно рассматривать как безусловно умный и практичный, и было бы близорукостью не учиться у них этому», «Мост… соединивший лондонские устремления с немецкой колониальной политикой, в конечном счете и привел к созданию Германской Восточной Африки».
Собственно, немецкая колониальная практика от теории не отстала, так как в начале 20 века в Намибии (в тот момент германской колонии) немцы почти на 100% уничтожили африканский народ герреро, совершив один из первых геноцидов 20 века (причем партия немецких нацистов тогда еще даже не возникла).
Впрочем, при разговоре о теории и практике Британии и Германии в этом контексте, надо указать не только на сходства, но и различия. Прежде всего, если германские фашисты установили свой режим сначала в своей стране, а затем и на оккупированных территориях, британцы в пределах метрополии соблюдали принципы либеральной демократии (ну хотя бы фасад таковой, даже с учетом замкнутости элиты), а фашизмом занимались только в колониях. Также, если немцы занимались геноцидом на оккупированных территориях в рамках целенаправленной государственной политики, то британцы на таком уровне таких целей не формулировали прямо, а геноцидили индейцев, австралийцев и прочих больше по ситуативно-прагматическим причинам, обычно не доводя эти процессы до 100 % результата. И наконец, Британский союз фашистов хоть и возник, но не стал лидирующей партией в стране, в отличие от Германии. Так что, мы не можем говорить, что британский империализм сам по себе был фашизмом, но определенно был его родителем.
Надеюсь, я хотя бы в начальной степени раскрыл тему. Для более подробного погружения могу порекомендовать книгу немецкого социолога Эммануэля Саркисяна (1923 - 2015) "Британские корни германского фашизма". Кстати сказать, книга была запрещена к изданию в Германии и Британии (интересно, почему), зато издана в Ирландии, Индии и России (тоже интересно, почему).
Что касается британской королевской семьи, то риторический вопрос - люди, выросшие в вышеописанной интеллектуальной среде, с какой вероятностью будут или не будут расистами? Хотя вообще это для нас вопрос не жизненно важный, пока есть российский ядерный щит.
На этом спасибо за внимание!

общество, Британия, история

Previous post Next post
Up