Друзья!
Сегодня мы поговорим о таком природном явлении, как трансфер власти. То есть, передача власти от текущего руководства страны следующему поколению руководителей. Эта тема довольно-таки актуальна сейчас в наших краях. Некоторое время назад в Казахстане Назарбаев сумел управляемым способом передать власть следующему президенту (по крайней мере, так это выглядит снаружи страны). А вот Лукашенко с этой задачей, видимо, не справится. Ну и грозовыми тучами нависает 2024-й год в России, когда Путин будет либо переизбираться, либо передавать власть преемнику, и западные партнеры по политическому процессу как-то даже и не скрывают, что будут пытаться организовать в России аналог белорусских событий 2020-го, только в десятикратно большем масштабе. Не отрицая огромной массы проблем, стоящих перед российским обществом, все же цветная революция - это последнее, что нужно России для полного счастья. А от плавности передачи власти от Путина к преемнику (в 2024-м или другом году), зависит, будет ли успешной попытка цветной революции в России, или же психически здоровая часть российского общества сможет сказать будущему московскому майдану "Не сегодня!".
Поэтому давайте рассмотрим один из примеров успешной передачи власти, а именно смену высшего и среднего уровней руководства Китая в 80-90-х годах. Напомню, после буржуазной революции 1911 года, Китай на долгие 38 лет погрузился в хаос гражданских войн. После победы коммунистов в 1949 году, первое поколение руководителей КНР сильно пострадало в 50-60-е годы, результате "культурной революции" и разгрома Мао Цзэдуном оппозиции. В свою очередь, после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, уже когорта его сторонников была отстранена от власти и частично осуждена. Поэтому для руководства Китая, с новым главной страны Дэн Сяопином, стало весьма важной задачей, впервые с 1911 года, обеспечить переход власти следующему поколению плавно и без катаклизмов.
Дэн Сяопин - руководитель КПК и китайского государства после смерти Мао Цзэдуна (1978 - 1992)
Вопрос об омоложении руководящих кадров Коммунистической Партии Китая впервые был поставлен еще в 1964 г., но его решение было прервано «культурной революцией» . В феврале 1975 г. в период своей тяжелой болезни Мао Цзэдун назначил Дэн Сяопина председательствующим на заседаниях Госсовета (правительства КНР). Фактически уже тогда Дэн Сяопин стал руководить повседневной работой Госсовета и ЦК. В то время ему был 71 год. Недовольный этим решением Ван Хунвэнь (член ЦК, один из главных сторонников Мао Цзэдуна), которому тогда только исполнилось 40 лет, прокомментировал его так: «посмотрим, что будет через 10 лет». Узнав об этих словах, Дэн Сяопин поделился своими переживаниями с коллегами: «во что мы превратимся через 10 лет? мы уже не сможем с ними бороться». С этого момента мысль о необходимости подготовки нового поколения руководителей для управляемой передачи его не покидала. Однако возможности для ее практической реализации появились только после 3-го пленума ЦК 1978 г (после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году). В ходе инспекционной поездки в Шанхай, пров. Шаньдун и Тяньцзинь в июле-августе 1979 г. Дэн Сяопин сказал: сейчас, после того, как идейная и политическая линия утверждены, самой главной задачей становится поиск преемников - молодых и поддерживающих линию партии. На практике главным препятствием для ее решения становились ветераны, которые продолжали занимать руководящие посты в партии и государстве, мешая продвижению молодых руководителей.
Недостатками прежней кадровой системы (унаследованными от всего предыдущего исторического развития Китая) были:
1) пожизненное пребывание на должностях;
2) разрядная система, по которой разряд ганьбу (чиновника) давался пожизненно и мог только повышаться, но не понижаться, а кадровый работник уже не мог стать рядовым тружеником;
3) принцип старшинства (стажа работы) при выдвижении на должность.
Впервые предложение создать систему выхода на пенсию для кадровых работников, а в качестве переходной меры для ее реализации учредить систему советников, прозвучало 2 ноября 1979 г. на совещании политработников армии, среди которых доля ветеранов была особенно велика. Для подготовки соответствующего партийного решения в конце 1979 - начале 1980 г. организационным отделом ЦК была образована группа в составе 10 человек во главе с заместителем заведующего организационным отделом, которая совершила ряд инспекционных поездок по провинциям, автономным районам и городам центрального подчинения с целью поиска особо отличившихся представителей молодого и среднего возраста. В результате ею был составлен список из более чем 160 человек. 17 марта 1980 г. на заседании Постоянного комитета Политбюро был обсужден «Доклад о ситуации с кадрами молодого и среднего поколения» и представленный список. В ходе обсуждения Дэн Сяопин выразил крайнюю озабоченность состоянием дел в этой области. Его главными претензиями к списку был слишком большой возраст и низкий образовательный уровень отобранных кандидатов. По результатам обсуждения орготделу было дано поручение составить картотеку и постоянно пополнять ее теми представителями молодого и среднего возраста, кто отличился в работе. После этого началась систематическая работа на провинциальном уровне. Так, например, в пров. Хэйлунцзян был составлен список политически благонадежных кандидатов, имеющих высшее образование и находящихся в возрасте около 50 лет, в который вошло 600 человек. После многочисленных проверок и согласований его численность сократилась ровно в 100 раз, в нем осталось всего 6 человек - 3 доцента, 1 специалист, обучавшийся в СССР, директор сельскохозяйственного НИИ пров. Хэйлунцзян и 1 главный инженер. В результате проделанной на провинциальном уровне работы орготделом ЦК был вновь подготовлен список из почти 200 человек, который был одобрен ЦК. Вскоре все они были назначены на работу в отделы ЦК или в руководство крупных предприятий.
Работа по омоложению кадров получила развитие на 6-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. В его Решении официально был закреплен курс на повышение политического, образовательного и профессионального уровня и омоложение партийных кадров всех ступеней. 31 июля 1981 г. орготдел ЦК выпустил «Информацию о создании структуры управления молодыми кадрами», а затем и ряд других документов. В результате в 1981 г. 52-летний Ли Пэн был назначен министром гидроэнергетической промышленности и стал самым молодым министром в составе Госсовета. Одновременно с назначениями молодых кадров возникал вопрос, что делать с партийными и государственными деятелями преклонных лет. Средний возраст руководителей министерств и аппарата ЦК составлял в то время 64 года. Решение о прекращении практики пожизненного занятия постов было принято еще на 5-м пленуме ЦК в феврале 1980 г. После этого ПБ ЦК приняло решение «не избирать членами ЦК и делегатами съезда партии старых товарищей, которые утратили способность работать». 18 августа 1980 г. на расширенном заседании Политбюро Дэн Сяопин предложил подумать о создании комиссии советников - «пока старые кадры не уходят на пенсию, новые не могут прийти». Это решение с трудом находило понимание у ветеранов, поэтому только через год, летом 1981 г. Дэн Сяопин смог предложить конкретный план омоложения кадров: до 1985 г. предстояло выдвинуть 50 тыс. кадровых работников в возрасте 40-50 лет. В период подготовки к XII съезду 20 февраля 1982 г. было опубликовано «Решение о создании системы выхода на пенсию старых кадров». В нем говорилось, что настало время создать систему выхода на пенсию или «ухода на вторую линию», при этом особо подчеркивалось, что уход на «вторую линию» включает работу советниками или выполнение почетных обязанностей и не означает выхода на пенсию. Этому призыву последовали многие ветераны. Не Жунчжэнь, Лю Бочэн, Чжан Айпин, Чжоу Цзяньжэнь подали прошения об отставке с постов заместителя ПК ВСНП (Постоянного Комитета парламента КНР). Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, Ли Сяньнянь ушли с постов заместителя премьера Госсовета. В результате к июню 1982 г. руководство ЦК и Госсовета обновилось на 66%, а средний возраст понизился с 64 до 60 лет. Однако полностью свою задачу ЦКС на начальном этапе не выполнила. Целый ряд ветеранов отказался уходить на вторую линию и остался членами ЦК, в том числе Е Цзяньин (86 лет), Дэн Инчао (81 год), Пэн Чжэнь (80 лет), Не Жунчжэнь (83 года), Сюй Сянцянь (83 года).
Окончательно решение о создании комиссии советников было принято накануне XII съезда КПК. На съезде в ЦКС (Центральную Комиссию Советников) вошли 133 члена, критерием для их отбора были не менее 40 лет партийного стажа, большой вклад в дело партии, богатый опыт руководящей работы. Члены ЦКС получили право участия в пленумах ЦК с правом совещательного голоса, а заместители председателя ЦКС - на заседаниях Политбюро с правом совещательного голоса. 13 сентября 1982 г. состоялось первое заседание Центральной комиссии советников, на котором Дэн Сяопин был избран ее руководителем (чжужэнь). Выступая на заседании, Дэн Сяопин подчеркнул, что комиссии советников являются временной организационной мерой на переходный период сроком 10-15 лет, ее главной задачей является создание системы выхода на пенсию. Летом 1983 г. был представлен 8-летний план формирования 3-го эшелона руководителей, рассчитанный до 1990 г. На XIII съезде КПК (1987 г.) Дэн Сяопин подал прошение освободить его с постов члена ПБ и ПК ПБ, члена ЦК и руководителя комиссии советников, в 1989 г. он ушел с поста Председателя Военного совета ЦК КПК. К концу 1991 г. в отставку или н пенсию ушли 6,5 млн кадровых работников старшего поколения. На XIV съезде ЦК КПК в 1992 г. комиссии советников всех уровней, выполнив свою историческую задачу, были упразднены.
Цзян Цзэминь - руководитель КПК и китайского государства после ухода Дэн Сяопина (1992 - 2003)
Итак, впервые с XIX века в Китае произошла мирная и управляемая передача власти следующему поколению руководителей.
Можно выделить две причины успеха передачи власти:
1) осознание высшим руководством страны необходимости своего ухода (и обновления всего госаппарата) и передачи власти;
2) создание Центральной и местных Комиссий Советников, которые заполнялись руководителями старшего поколения, уходящими с постов. Так они продолжали участвовать в управлении страной и помогать следующему поколению, ощущая свою важность.
На этом спасибо за внимание!