Друзья!
Все мы знаем, что мир состоит из хороших, демократических стран с рыночной экономикой, и плохих, тоталитарных стран с плановой экономикой. В первых странах всем живется хорошо, во вторых странах всем живется плохо. Поэтому люди массово бегут из плохих стран в хорошие страны. На самом деле, конечно, все может быть несколько иначе и сложнее, но то такое.
Люди убегали из ГДР в ФРГ. Люди убегают из Северной Кореи в Южную (хотя иногда бывает наоборот
https://junycat.livejournal.com/25222.html). Однако иногда эта закономерность нарушается, и люди бегут из демократии в недемократию (ну или по крайней мере, имеется двустороннее движение). Речь идет про Китай и Тайвань. Об этом интересном явлении, а конкретно - о бегстве тайваньских военных летчиков в Китай, мы сейчас подробно поговорим.
Для тех читателей, кто не очень интересуется историей и политикой Китая, напомню, о чем идет речь. В 1911 году в Китае произошла буржуазная революция, свергнувшая правящий императорский дом Цин. Была провозглашена Китайская Республика. Через несколько лет к власти в КР пришла националистическая партия Гоминьдан. В начале 30-х годов китайские коммунисты (КПК) подняли восстание против Гоминьдана, переросшее в полноценную гражданскую войну. После вторжения Японии в 1937 году, Гоминьдан и КПК заключили длительное перемирие ради совместной борьбы с общим врагом. После разгрома Японии в августе 1945 года, Гоминьдан и КПК возобновили схватку. Гоминьдан изначально контролировал большую часть страны, но не выдержал натиска армий КПК. 1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена новая Китайская Народная Республика. Правительство старой Китайской Республики, сторонники Гоминьдана и остатки разбитой армии бежали на остров Тайвань, и только поддержка США предотвратила высадку армии КНР на Тайване и окончательную гибель КР и Гоминьдана. Китайская Республика, под управлением Гоминьдана, существует до сих пор, не признавая КНР и считая себя законной властью всего Китая. Но реально Китайская Республика по сей день контролирует только остров Тайвань, поэтому по названию острова и принято называть в неофициальном обиходе это странное государство.
Но вернемся к нашим баранам, и перечислим случаи бегства тайваньских летчиков в КНР.
1) 16 октября 1949 года капитан Чжоу Чжэнань совершил дебютный побег в КНР на С-47, добравшись до Нанкина.
2) 17 октября 1949 года курсант Вэй Чаньшу на учебном АТ-6 двинулся в сторону КНР, самолет был обстрелян преследователями, но Чаньшу сумел уйти.
3) В октябре 1949 в КНР перелетел один самолет.
4) В ноябре 1949 в КНР перелетели сразу 12 самолетов.
5) 26 декабря 1949 техник по вооружению Юэ Чжэнь, во время обслуживания учебного РТ-17, сел в кабину, включил двигатели, взлетел, развернулся на запад и был таков.
6) 3 января 1950 курсант Ли Чун перелетел на АТ-6.
7) 9 января 1950 курсант Хуан Юнхуа перелетел на АТ-6.
8) 27 марта 1951 майор Ши Даньвэн перелетел в Шанхай.
9) 12 сентября 1951 курсант Ли Кси перелетел в Фучжоу на АТ-6.
10) 1954 год - два случая, самолеты АТ-6 и В-25.
11) 1955 год - три случая, самолеты С-46, РТ-17, Р-47.
12) 1956 год - самолет АТ-6.
В 1960 году произошел первый случай бегства из КНР на Тайвань, на самолете МиГ-15.
13) 1 июня 1963 капитан Сюй Тицзе перелетел в Фучжоу на самолете F-86F.
14) 26 мая 1969 капитан Хуан Тянмин на учебном Т-33 перелетел в Фучжоу. В ВВС КНР он дослужился до генерал-майора.
15) 8 августа 1981 майор Хуан Чжучень и лейтенант Сюй Цюлинь совершали учебный вылет на F-5F. В ходе полета Чжучень сменил курс на западный. Цюлинь оказался несогласен с таким решением, и между двумя пилотами произошла дискуссия о преимуществах социалистического строя, по итогам которой лейтенант Цюлинь выбрал загнивающий капитализм и катапультировался. Дело имело большой резонанс на обеих сторонах пролива, в КНР с Чжученем встретился лично Дэн Сяопин, глава государства и КПК, а министр обороны Тайваня из-за этого инцидента подал в отставку. Впоследствии Чжучень дослужился до генерал-майора ВВС КНР. Тайваньские СМИ объяснили происшедшее аморальностью Чжученя и нежеланием отдавать банковский кредит. Сам Чжучень объяснил свой побег патриотически - "В мире есть только один настоящий Китай, со столицей в Пекине".
16) 2 апреля 1983 капитан Ли Давэй ушел в КНР на U-6A.
17) Последний на данный момент эпизод произошел 11 февраля 1989. Подполковник Ли Сяншунь взлетел на F-5E с базы Тайдун (на восточном побережье Тайваня), и затем внезапно сменил курс на западный, перевалил через центральный горный хребет острова, и ушел на предельно малую высоту, продолжая двигаться в сторону КНР. Сразу же на перехват было поднято 12 истребителей, но Сяншунь сумел оторваться от погони и уйти через пролив. В ВВС КНР он дослужился до старшего полковника.
Для соблюдения симметрии, нужно сказать, что с 1960 по 2015 годы было совершено 17 попыток побега из КНР на Тайвань, из них 8 оказались успешными.
Спасибо за внимание!