В пятницу вечером, пока все просвещенное человечество танцевало топлесс на барной стойке, я сидела дома с людским гриппом и развлекалась семейным архивом. Внимание, загадка для исследователя диссидентского движения или просто для пытливого ума!
Экспонат №1:
Перед вами - памятник эпохи. Москва, 79-й год, наша старая квартира на улице Красикова. На фотографии изображена моя мама, на руках у нее мой старший брат, по бокам - мои двоюродные брат и сестра. Этот милый семейный снимок - постановочный. Он был сделан специально для отправки бабушке Тане, отбывавшей в это время заключение за антисоветскую деятельность, и представляет собой конспиративное послание: сообщает бабушке важную новость, которую в письме не пропустила бы тюремная цензура. Думаю, что этот простой и элегантный трюк был распространен, но даже если предположить, что бабушка получила снимок среди прочих, не зная, что он является шифровкой и в чем ключ - она легко считала бы сообщение путем простого логического умозаключения. Как видите, я даю вам большую фору перед тюремным цензором.
Вопрос: в чем состоит шифр и какого рода важное сообщение передает снимок?
Экспонат №2:
Фотография позднейшего времени. На ней бабушка Таня и мама: бабушка уже отбыла срок, и мама приехала навестить ее в ссылке в Казахстане. Это снимок не конспиративный, а самый обычный, но является подсказкой, поскольку содержит информацию, которая части моих друзей и так известна, но части - нет, а без этой информации загадку разрешить трудно (кроме того, я просто очень люблю эту фотографию).
Кто знает - не подсказывайте. Можно задавать наводящие вопросы. Если не угадаете, я расскажу, в чем дело )
Разгадка, которую я имела в виду: все дело в двух фотографиях на книжной полке за стеклом. На одной из них - сама бабушка Таня (огромное количество моих друзей знают, как она выглядела, а для тех, кто никогда ее не видел и не смог бы опознать, я и поместила экспонат номер два). На второй - человек, которого на скане опознать трудно, но которого несомненно узнала бы бабушка. Смысл в том, что увидев на снимке в знакомом интерьере рядом со своей собственной фотографией портрет, который в обычной ситуации там не стоял, бабушка сделала бы логический вывод о том, что человека на фотографии ТОЖЕ посадили. В этом и состояло конспиративное сообщение. То есть я так ДУМАЛА, когда интриговала вас.
Я должна попросить у всех прощения: шифровка оказалась мнимой (ниже скажу, что случилось на самом деле). Хотя на смысл задачки эта невольная мистификация никак не повлияла: доказательство - в том, что многие ее решили.
Удивительно то, что я точно не могла придумать эту историю сама. Я слышала ее от кого-то именно в таком виде, в каком рассказываю вам, и если бы я не вынесла ее на свет Божий, я бы так и пребывала в уверенности, что так все и есть, а на снимке - посаженный вскоре после бабушки Леонард Терновский. Так что ваше разочарование хотя бы послужит установлению истины, что не снимает с меня вины за распространение заведомо ложных сведений, порочащих советский государственный и общественный строй. Мою ошибку немного оправдывает огромное количество известных трюков такого рода.
Смутила датировка. Мой брат Ваня родился 17 декабря 79 года, на снимке ему отроду никак не больше месяца (на других кадрах с той же пленки это хорошо видно). То есть сильно ошибиться с датировкой я не могла: декабрь79 года или январь 80-го. А как мне напомнила махровая антисоветчица therese_phil, которая решила мою задачку сходу, Терновского арестовали в апреле восьмидесятого, то есть это не мог быть Леонард. По той же причине это не мог быть посаженный в мае Лавут. Более того: человек на фотографии - вылитый Сергей Адамыч Ковалев, и многие его узнали. Следуя логике моей истории, этого быть не могло, потому что Ковалева посадили раньше бабушки. В целях установления истины я написала маме и узнала следующее: на портрете действительно Ковалев (дополнительно прошу прощения у всех, кто его узнал, а я разуверила!). Даже в википедии висит чуть ли не прямо этот портрет. И он действительно был поставлен туда специально - это был способ передать бабушке в тюрьму, помимо фотографий близких, портрет друга и подельника. Мы все равно можем заключить, что конспирация имела место: почему было не передать фотографию Ковалева в натуральную величину? Цензура не пропустила бы?
Зато в обсуждении был ряд интересных моментов. fraer_ma (а раньше - Гуголев и другие) высказал такое предположение: «Если на фотографии справа - бабушка (очень плохо видно, но намек второго снимка должен говорить именно об этом), то, возможно, это сообщение о том, что человек с фотографии, появившейся рядом, собирается к ней приехать, или, если это С.К. (опять же, плохо видно, но похож), что его переводят в тот же лагерь». Между тем, я ясно написала, что в 79 году бабушка находилась в заключении. Не в ссылке! В тюрьму и в лагерь не мог «приехать» и получить свидание кто попало: только кровные родственники. Скажем мою маму - бабушкину невестку - не пустили, и показывать новорожденного внука бабушке в Лефортово носил отец. Это порождало разные романтические и драматические ситуации. Если я - опять же! - не навру с чужих слов, то бабушкина любимая подруга Елена Михайловна Сморгунова именно по этой причине назвалась ее сестрой, воспользовавшись тем, что у них с бабушкой одинаковое отчество. Поступок мужественный в то время, когда менее счастливых диссидентов и настоящие родственники поддерживали не всегда.
Зато на второй фотографии - ссылка, и вот туда уже мог приехать кто угодно (я в детстве несколько месяцев прожила у нее в поселке Бейнеу и там научилась читать) и сказать все, что нужно, так что необходимости в шифровках уже не было.
Предположение «NN поехал к бабушке» интересно еще и тем, что эта фраза звучит как эвфемизм - почти как классическое «NN положили в больницу». Если человеку пишут: «Петя поехал к Манечке», и адресат знает, что Манечка в Мордовии, он сделает логический вывод о Петиной судьбе.
Во искупление своей вины я обещаю загадать на неделе другую задачку, на этот раз основанную на доказанных фактах!