На следующий день после путешествия по островам, я отправилась в путешествие, которое забронировала за три недели до своего прибытия, в
http://www.sealife-adventures.com/. В отличие от предыдущего дня, погода не баловала: с моря все время налетали тучи и проливались кратковременными, но сильными ливнями. Для того, чтобы достигнуть точки отправления, мне пришлось сесть на автобус от Обана и доехать до Clachan Seil. Из-за расписания автобусов, я прибыла на час раньше положенного времени и пришлось минут десять прождать перед закрытыми воротами. Но вскоре подъехала машина из которой вышли наш шкипер (Дэвид) и его юная помощница.
Через какое-то время к нам присоединились другие участники нашей "экспедиции" - молодой профессор-математик из Университета Глазго с семьей. Он оказался немцем, учился два года в Москве на Мехмате и с ходу заговорил со мной по-русски. Чуть позже подъехала девушка, оказавшаяся химиком и работающая в какой-то химической компании и женщина - физиотерапевт. Компания оказалась более, чем приятной. И мы отправились в путь.
" никто, кроме мисс Кампбель, не заметил, что близ острова Скарба в море происходило какое-то волнение. Вскоре до слуха молодой девушки стал доноситься какой-то отдаленный шум, и это казалось ей тем более странным, что пароход шел по совершенно ровной поверхности моря. - Что это там за волнение на море? Что за причина этого шума? - спросила мисс Кампбель своих дядей.
Но братья Мельвиль не могли ответить ей на эти вопросы, они и сами не понимали, что происходило в море. Мисс Кампбель решила обратиться с расспросами к капитану.
- Это очень простое морское явление, - сказал капитан, - вы слышите шум Корривреканского водоворота.
- Но ведь погода прекрасная, отчего же происходит такое волнение?
- Оно не зависит от погоды, - ответил капитан. - Волны моря в этом месте во время прилива попадают в узкий проход между островами Джура и Скарба и поэтому со страшной силой устремляются к берегу. Не дай Бог какому-нибудь маленькому судну попасть в это время в проход: гибель его становится неизбежной. Водоворот Корриврекан - самое опасное и вместе замечательное место на всем Гебридском архипелаге. Если верить преданию, он получил свое название по имени скандинавского князя, судно которого погибло в его волнах еще в кельтские времена. Многие суда, увлеченные течением, нашли здесь свою гибель: по своей дурной репутации этот проход может сравниться разве с Мальстремом норвежских берегов."
Жюль Верн
Именно этим курсом, под усиливающимся дождем, и пошел наш кораблик.
Прошли морскую ферму:
Как выяснилось, в этом году летне-весенний сезон задержался и многие птицы прилетели на острова с опозданием. Поэтому, вместо стай тупиков, мы увидели только одного, кормящегося на приличном расстоянии.
Зато тюлени (или нерпы?) порадовали. Издалека я вначале их приняла за огромные валуны (да здравствует мимикрия!):
Водоворот был заметен издалека и по мере приближения усиливалась качка. Как назло, в этот момент дождь полил, как из ведра. Мы несколько раз прошли у самого жерла воронки. Даже не знаю, с чем сравнить ощущения, когда от качки невозможно удержаться на ногах. Но, тем не менее, удалось сделать несколько кадров, хотя камеру буквально заливало потоками воды:
Как следствие водоворота и местных особенностей рельефа, в этом месте создаются зоны перемешивания, или апвеллинга. Питательные вещества с нижних слоев поднимаются в верхние и вызывают развитие фитопланктона, на который, в свою очередь, "сплываются" и слетаются представители остальных звеньев пищевой цепи, включая китов. На гебридах обитают киты нескольких видов. Пока мы ждали, когда кто-нибудь из них придет пообедать, у нас случилась такая бортовая качка, что было недалеко и до морской болезни. По крайней мере, предложенная печенька с кофе энтузиазма у меня не вызвала (вопреки обыкновению).
Среди серых волн было очень сложно различить мелькающую, такую же серую спину пришедшего кита. Пока я предавалась печали по этому поводу, неожиданно, прямо за нашей спиной раздался шумный выдох. Обернувшись, мы успели заметить фонтан брызг и огромную спину, увенчанную плавником, уходящую под воду, буквально в метрах пяти от борта судна. Кит, по-видимому, решил нас вознаградить за ожидание и проделал этот трюк еще несколько раз, в непосредственной близости от корабля. Мы только успевали обернуться на шум его выдохов, и один раз даже удалось увидеть часть головы.
Когда кит ушел, наш кораблик продолжил свой путь. К тому времени дождь прекратился и даже стало выглядывать солнце:
И тут нас осенило еще одно неожиданное счастье: вокруг корабля стала играть парочка дельфинов.
Минут двадцать мы любовались на дельфинов, пока тем не наскучило нас сопровождать, и они удалились по своим делам. Нам оставалось обойти вокруг небольшой группы островов и повернуть обратно.
В окружающем пейзаже стали появляться следы деятельности человека:
И наше судно подошло к пирсу, от которого мы отчаливали утром