Кроме обширных мангровых зарослей и известнейшего в Индии университета Аннамалая, главная достопримечательность Чидамбарама - это тысячелетний храм танцующего Шивы. Считается, что когда мир погружается во тьму злодеяний и греха, Шива начинает свой танец в круге огня, тем самым, уничтожая грешный мир. В это же время Вишну (а в каком-то варианте и сам Шива), начинает создавать новый мир. Т.е. танец Шивы знаменует разрушение старого, очищение, и рождение нового.
Поскольку считается, что Шива Натараджа - создатель и прокровитель танца, ежегодно на территории храма проводится танцевальный фестиваль в классическом стиле бхарантантьям. К сожалению, на сам фестиваль я не попала, но коллеги сводили меня в сам храм.
Даже после крупных храмов Канчипурама и после древностей Мамаллапурама, здешний харм Шивы произвел неизгладимое впечатление. Иногда бывает, что в некоторых местах особенно ярко чувствуется атмосфера и свой собственный дух. Если Канчипурам поразил обилием и размерами храмов, Мамаллапурам - древностью, то храм Шивы Натараджи заставил почувствовать, что у него есть своя собственная душа.
В первый раз меня привели в храм в сумерках, специально на пуджу или поклонение (почитание) Шиве.
Это сам хозяин храма на входе, танцующий на поверженном Зле в круге пламени:
Внутри главного храмового здания нам пришлось подождать около пятнадцати минут до начала пуджи. Все это время статуя Натараджи была скрыта за занавесом. Мимо ходили брамины, подготавливая все для ритуала. Перед алтарем скопился народ и было довольно-таки тесно. Надпись на табличке возвещала, что в случае каких-либо съемок, камера будет разбита (сурово!).
Наконец-то занавес отдернули, и в тот же момент зазвучали все колокола, барабаны, загудели раковины, руки людей взметнулись над головой в намасте суровому богу, головы склонились в молитве. Брамины стали совершать круговые движения горящими подсвечниками и масляными светильниками перед украшенной цветами статуей из черного камня.
Когда мы вышли на улицу, уже совсем стемнело, поэтому на следующий день, после вылазки в мангры мы снова поехали в храм, чтобы погулять и полюбоваться им при солнечном свете. У него четыре башни, стоящие по четырем сторонам света. Вот одна из них:
это каменные скульптуры по бокам:
На входе в камне выбиты основные танцевальные позиции:
Это скульптуры на небольших алтарях других божеств при входе:
Еще одна башня:
А это храмовый двор:
Шарфик на голове не потому, что так положено, а потому что солнце припекает.
В этом здании со слоном происходят танцы:
Это было последнее, что я посетила во время своего визита.
Этот пост уже пишу из дома. В Петербург прилетела вчера вечером %-)