И за такую хрень платить ещё собственные немалые деньги? ( Рецензия Сергея Лойко )

Apr 11, 2013 18:46

Па-де-де с Биде

10 апреля 2013, 19:19
Танцоры ползают, корчатся в судорогах, потом в солдатских бутсах прыгают по сцене, оседлав штыковые лопаты. Их партнерши-балерины опускаются на колени перед корытом, наполненным песком, и остервенело размахивая головами с распущенными волосами, бросают пригоршни песка себе в лица.

Мрачные темно-серые и коричневые тона преобладают в костюмах артистов и скудных декорациях сцены. Из левой кулисы, сверху, торчит огромный водопроводный кран, из которого свешивается застывшая пластиковая капля.

Семь юношей и семь девушек более часа с помощью движений, напоминающих что угодно, только не привычный классический балет, изображают нестерпимую жажду. В процессе затянувшейся агонии, неминуемо ведущей к мучительной гибели, девушки не выдерживают и кончают жизнь самоубийством - коллективным повешением по всей длине сцены.

Затем каким-то магическим образом балерины оживают, чтобы вместе с их роботообразными партнерами насладиться долгожданными глотками живительной влаги, проливающейся откуда-то сверху в виде массового душа.

В середине действа две тучные дамы пробираются прямо из середины партера к выходу по ногам сидящих зрителей.

«Бред сумасшедшего», громко шепчет одна из них.

«Ой», почти вскрикнув от боли, говорит один из сидящих. «Вы ничего не понимаете! Это гениально - и музыка и танец»!

Премьера «Весны Священной» Игоря Стравинского, поставленная в Большом известным хореографом-новатором Татьяной Багановой, конечно же, не претендует на лавры глобального скандала, каким ознаменовалась самая первая премьера этого балета, представленная в Париже Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским без малого сто лет назад.

Однако, следуя мягкому шаблонному определению, новая версия также никого не оставляет равнодушным.

Международный балетный Фестиваль Век «Весны Священной» - Век Модернизма проходит в эти дни на Новой Сцене Большого Театра, к сожалению, в отсутствие организатора и вдохновителя фестиваля Художественного Руководителя Большого Балета Сергей Филина, проходящего напряженный курс лечения в Германии.

Сцена, в которой балерины швыряют себе в лицо пригоршни песка, невольно напомнила варварское нападение на Филина, которому в начале года в лицо плеснули концентрированной серной кислотой.

После чего Большой Театр, и так не свободный от интриг, склок и взаимных обвинений, надолго превратился в один Большой Скандал, перипетии которого нет нужды лишний раз пересказывать тут, тем более, что саморазрушительный процесс сейчас, похоже, в самом разгаре.

Когда же в финальной сцене багановской «Весны Священной» артисты, воздевая руки к небу и судорожно открывая рты, каждой клеточкой своих, истерзанных современной хореографией, тел ловят падающие на них холодные живительные струи, отчетливо подумалось: «А ведь именно что-то подобное и нужно сейчас Большому - какой-нибудь гигантский очистительный душ, чтобы смыть, наконец, всю грязь и мерзость, прилипшую к нему за последнее время».

В этом смысле всемирная премьера «Весны Священной» стала, конечно, событием символическим. Как еще может театр заставить своих поклонников вновь обсуждать постановки, талант и способности артистов, хореографов, художников и режиссеров, а не низменные страсти и прочую дрянь, не имеющую отношения к высокому искусству? Только тяжелейшим трудом, новыми постановками, новыми достижениями.

Артисты после спектакля признавались, что были благодарны за возможность во время многочасовых репетиций отключиться от напряженной обстановки, царящей внутри театра и требующей скорейшего разрешения.

В один вечер с «Весной Священной» в постановке Татьяны Багановой на сцене идет другая мини-премьера Большого - балет Квартира, под музыку в живом авторском исполнении квартета Fleshquartet, и поставленная известным шведским хореографом Матсом Эком.

Квартира - более изящна, и на порядок менее трагична, чем шоу Багановой, но и она не обошлась без элементов сюрреалистического ужаса - такого, например, как детский трупик в газовой плите.

В остальном балет остроумен и достаточно воздушен, учитывая, что многочисленные исполнители в основном играют роли предметов мебели. Например, спектакль открывается изумительным па-де-де с Биде.

В программке, кстати, в роли Биде указаны четыре танцора и одна балерина. Вместе с молодыми артистами в спектакле заняты и опытные солисты,такие как Марианна Рыжкина и Ян Годовский.

Даже прима-балерина Мариинского Театра Диана Вишнева не преминула приехать в Москву, чтобы репетировать и танцевать роль Двери, лишь бы прикоснуться к магической хореографии шведа.

Кроме двух новых постановок Большого зрители Фестиваля, который продлится до 21 апреля, имеют возможность увидеть еще три постановки «Весны Священной», и несколько других современных балетов, представленных иностранными труппами.

Как вы уже поняли, я не знаток балета, а обычный зритель, как и многие из вас. И, честно говоря, хоть я и журналист, мне гораздо интересней смотреть сам балет, чем следить за новостями Большого в программе Чрезвычайные Происшествия.

Если есть возможность, сходите на Фестиваль. В конце концов, когда еще увидите па-де-де с Биде или танец на лопатах?

У нас с перекрытием Енисея сложности, и ракеты летают через пень колода, да и балет далеко не впереди планеты всей. Но сегодняшние премьеры дают нам шанс надеяться, что в области балета не все еще потеряно, и что Большим Театром мы еще погордимся!

Фото Сергея Лойко

Сцены из балета Квартира в Большом










Разминка перед премьерой Весны Священной в Большом


Разминка перед премьерой Весны Священной в Большом


Cцены из балета Весна Священная в Большом






Cцены из балета Весна Священная в Большом


















Промокшие насквозь балерины спешат в гримерку посл финальной сцены Весны Священной в Большом






Павел Дмитриченко, в центре с татуировкой на плече, в гримерке во время спектакля Пламя Парижа в 2009 году
Previous post Next post
Up