Спектакль "Чрево"
Вопрос не такой простой. Речь о рассказе «Чрево» Евгения Замятина.
Рассказ можно прочитать, например,
здесь.
Грубо можно свести к тому, что этот рассказ о домашнем насилии, где мужчина побоями довел свою жену до преступления.
Так считают очень многие. Обычно так и есть - в случаях домашнего насилия, жертвой или пострадавшей чаще всего является женщина.
Почти всегда.
Но здесь картина другая?
Давайте посмотрим, что на самом деле произошло и как можно было избежать трагедию.
В рассказе описана деревенская жизнь. В таких условиях и в то время, для выживания необходимо много работать: сельхоз. работы, содержание домашних животных, в общем, все делай сам.
Конечно, семья здесь играет важную роль - вдвоем управляться легче, а когда дети подрастут, они станут помощниками и кормильцами.
А чтобы не просто кое-как выживать, надо не только много работать, но удовольствие от всего этого получать и отношения супругов играют в этом важную роль.
Это контекст.
Петр, вдовец, остался без жены с маленьким сыном. У Петра есть хозяйство - дом, скот и прочее, мужик он работящий, но нужна жена-помощница и за ребенком присмотр нужен. Досуг у него нехитрый - после работы выпить рюмку другую, а может и третью. В общем, жених не самый завидный, но и не самый плохой. Главное, здоровый и работящий.
Живет небогато, как появляется возможность, он разумно вкладывается в необходимое, но и про подарки не забывает: «Продал Пётра хлеб, купил баранинки на засол - пора уж, купил селитры да соли, купил две кадушечки новых, было бы в чем солонину готовить. И купил, по привычке, гостинец: арбуз да кренделей фунт сдобных».
Афимью за Петра родители выдали «силком», против ее желания.
Что это значит?
Может Афимья была не слишком хороша собой, здорова или работяща, может, приданое ее было скудновато. В общем, родители занимались обустройством ее брака и отдали ее за Петра не со злости, а потому что другой лучшей партии для нее не было.
Реалистично на жизнь Афимья смотреть не хотела, к родителям уважения не имела, новой жизни была не рада.
От домашней работы она отлынивала, маленьким Васяткой не занималась, к мужу относилась пренебрежительно.
Да еще и любовника-соседа завела, не особо скрывая это, за этим занятием ее однажды и застукал муж.
«Шея у Петры - морщинами темными вся исстегана - кровью налилась, стала страшная. Сгреб Пётра за косы бабу свою - и зачал учить».
«И пошло с того проклятого дня, и пошло. И что ни дальше - то все пуще лютовал Пётра».
Никакой проблемы и вины в своих действиях Афимья не замечает, и удивляется, почему все больше и больше лютует муж.
Ищет помощи у окружающих: «Пошла Афимья к соседке Петровне за советом: чем бы лютого мужа унять? Да нет ничего такого».
Отношения с любовником Афимья продолжает, как ни в чем ни бывало: «Только и есть одно-разъединое утешенье Афимье: к Иванюшеньке милому сбегать». Она фокусируется только на своих желаниях, и удовольствиях, окружающий мир учитывать не собирается.
По сути живет и думает «чревом».
И вот Афимья от любовника забеременела. Сосредоточена она не том, как родить в таких условиях, как растить малыша, а только на своих телесных ощущениях.
Как мужу сказать про ребенка? Про это у Афимьи нет даже мыслей.
«Господи, да неужто ж взаправду - младенчик будет - Господи? Как Иванюшенька - только махонький, крупитешный… И такие же волосики медвяные - желтые будут? В рубашке кумачовой без пояса по двору будет гонять, кликать будет: мам, а мам… Господи, ведь сосать будет, вот тут вот, вот тут…»
Что чувствует Петр, глядя на жену-изменщицу, на соседский дом и на соседа-любовника, как он оценивает перспективы своей дальнейшей жизни?
Очевидно, его рефлексия слаба, но вряд ли можно предположить, что он не чувствует унижения и досады.
Собственно, пока трезвый и занят делами, он удерживается от агрессии, направленной на Афимью. Да и причинить ей серьезные увечья опасается: «И угораздило как-то его, приложил Афимью об угол - об печку головой, она и затихла. Тут только Пётра стал: «Подохнет еще…» Бросил Афимью, пошел к двери». Но стоит ему выпить, контроль ослабевает и в ход идут кулаки.
Когда он в очередной раз напивается и идет к Афимье, та сообщает ему, что беременна. Афимья рассчитывает на понимание и на неожиданное прекращение агрессии в ее сторону. С чего бы?
Как нетрудно предположить, это сообщение еще больше вызывает ярость Петра, так что: «Очнулась Афимья - гладь, под святыми она лежит, в красном углу, ни рукой, ни ногой шевельнуть».
Ребенка она потеряла, а ним весь тот ожидаемый кайф от его рождения. И стала она вынашивать план мести.
Но и план этот она реализовать нормально не может, все время ей нужна чья-то помощь совет, утешение. Нет у нее никакой рациональности в действиях, никакой предусмотрительности. В последний момент у нее даже подходящей уместной одежды не нашлось, пришлось у соседки брать: «Вышла из избы Афимья - петровниным черным платком покрыта, у самой-то цветные все были».
Итог: от действий этих взрослых людей плохо всем участникам, в том числе и маленькому Васятке, который остался сиротой.
Что можно было бы сделать в этой ситуации? И самое главное, кто должен был разрешать этот конфликт?
С точки зрения эффективности?
Как ни странно это может показаться на первый взгляд - за психологической помощью должен был обращаться Петр, если бы такая помощь была.
Или действовать сразу, а не тянуть.
Понятно же, что с такой женой не то, что счастливой, но и какой-то более-менее толковой жизни не будет? Отправлять ее в родительский дом, разводиться, по-простому «гнать из дому на все четыре стороны» и он бы был прав в этом действии.
А то, что «Сгреб Пётра за косы бабу свою - и зачал учить» - как раз здесь он выходит за границы и так имеет уже свою вину перед женой. После чего конфликт зреет и взрывается.
Рассуждать о том, что Афимья могла бы просить прощение за измену, браться за ум - смысла нет, так как по рассказу понятно, что это крайне маловероятно.
Для таких как раз и созданы правила поведения, уклад жизни и религиозные заповеди - не в качестве насилия и ограничения, а как защита и оберег от всяких неприятностей.
Уважала бы родителей Афимья, не спорила бы с их решением, а искала бы способ ужиться с Петром. Не полюбить, нет. Хотя бы уважительно к нему относиться и выполнять свою часть обязательств. На этой основе она могла бы договариваться с мужем о выгодных для себя условиях.
Или возвращаться к родителям и тащить там все на себе.
Оба эти варианта предполагают достаточно серьезные усилия со стороны Афимьи, которые ей хочется избежать.
Что еще интересно в этой истории.
Как импульсивное желание Афимьи разделаться с Петром «из чрева и родилась с кровью нестерпимая против Пётры-погубителя злоба» превращается в навязчивое желание, как вынашивается и реализуется.
Нетрудно представить, что это желание полностью поглощает Афимью, без его осуществления она будет ощущать, что предала себя и утратила свою целостность и вся ее дальнейшая жизнь превратится в сплошную бессмыслицу.
Обратись она за помощью, если бы это было возможно, довольно сложно было бы вернуть ее в нормальное состояние, где бы она перестала испытывать импульсы мести. Для этого ей нужны собственные опоры, которых нет, а создавать их в таких обстоятельствах крайне сложно.
Иное дело с Петром. Его куда быстрее можно вывести из расшатанного состояния, переключить на актуальные дела и вопросы.
Ему можно помочь ощутить, что жена-изменница - это другой, отдельный человек, ее жизнь отдельно, а его отдельно. И действия жены-изменницы не определяют его жизнь и его самооценку, на ней свет клином не сошелся, жизнь все еще продолжается и полна других возможностей.
Кому, как не деревенскому жителю хорошо известно, что после зимы всегда приходит весна?
Приглашаю всех в свой
Telegram.