В блоге я иногда упоминаю про спонтанность и осознанность.
Уровень спонтанности доступен человеку только при наличии у него достаточной или даже избыточной энергии.
Оставим пока в стороне скептические выяснения, что это за энергия такая и как ее замерить, с точки зрения и в терминах физики.
Любому человеку понятно, когда он энергичен, а когда нет.
Когда энергии совсем мало - это состояние депрессии, нет желания вставать с постели, нет сил ни на что, и нет интереса ни к чему.
Когда энергии много - у человека диаметрально противоположное состояние.
Он и хочет и может.
В этом состоянии, скажем на свидании, вы будете действовать легко и непринужденно, любые ваши фразы или молчание будут играть в вашу пользу.
Ваши шутки буду появляться сами собой, будут уместны и остроумны.
Не нужны никакие заготовки и предварительные продумывания в стиле
«Что сказать, если..?», « Или на каком свидании можно …?»
Ну и понятно, что человек в таком состоянии становится очень привлекателен для окружающих, ему часто везет.
Однако даже если понятно, что это за состояние, сложно разобраться, как к нему приблизиться.
Предлагаю фрагменты из книги Алана Уотса «Путь дзэн. Истоки, принципы, практика»», с моими комментариями, которые позволят взглянуть на это немного с другой стороны.
«Несмотря на свою глубинную «непоследовательность», опыт дзэн может применяться в любом направлении, в любой человеческой деятельности, и в таких случаях он придает работе безошибочное качество.
Характерные качества спонтанной жизни - это мо чжи чу, или «продвижение вперед без колебаний»…»
Как видим, сложно описываемое состояние дзен не исключает целенаправленности действий.
Это не про бездумное плавание по течению, но и не про то, что течение можно менять по своему усмотрению.
Тем не менее, можно приплыть куда нужно, пользуясь силой течения.
Бороться с тем, что не по силам, только отберет последние силы (энергию), а остаться без сил посереди бурлящего потока - чревато.
«…Дзэн не подразумевает какой-то конкретной последовательности действий, поскольку у него нет цели, нет мотивации, он без колебаний обращается к любой работе, которая перед ним предстает.
Мо чжи чу - это ум, функционирующий без блоков, без «колебания» между альтернативами, и значительная часть дзэнского обучения сводится к подталкиванию ученика к дилеммам, которые он должен разрешить, не останавливаясь для размышлений и «выбора».
Реакция на ситуацию должна быть такой же быстрой, как звук рукоплескания или искра из кремня. Ученик, не привыкший к такой реакции, поначалу придет в замешательство, но, обретя веру в свой «первичный», или спонтанный, ум, он не только будет реагировать непринужденно, но и сами его реакции станут на удивление уместными.
Это нечто наподобие неподготовленных шуток профессионального комика, которые в любой ситуации оказываются одинаково уместными».
Избыточная фиксация на цели держит фокус человека на самом себе.
Конечно, это не позволит ему воспринимать весь возможный объем окружающей информации. Получается, что он действует, не видя что-куда, и исходит из своих конструкций в голове.
Да и сами эти конструкции созданы в отрыве от жизни.
Лучше бы вообще их не было!
Но и бездействия в спонтанности нет - за те задачи, которые ставит жизнь, следует браться без колебаний.
«Судзуки перевел длинное письмо дзэнского мастера Такуана о связи дзэн с фехтовальным искусством, и это, определенно, лучший литературный источник о том, что дзэн понимает под мо чжи чу, «продвижением без остановки».
Такуан и Банкэй подчеркивали, что «первичный», или «нерожденный», ум неизменно творит чудеса даже в самом обычном человеке.
Хотя у дерева бесчисленное множество листьев, ум воспринимает их все сразу, не «останавливаясь» на каком-то одном из них».
Искусный фехтовальщик не обдумывает каждый свой удар или маневр, он действует бессознательно.
Но чтобы так действовать, ему необходимо было какое-то время тренироваться и получить этот навык.
«Дзэн не является всего лишь культом импульсивных действий.
Смысл мо чжи чу не в устранении логического мышления, а в устранении «блокирования» как действий, так и мыслей, чтобы реакции ума напоминали мячик в горном ручье, - «одна мысль следует за другой без колебаний».
Нечто подобное имеет место в психоаналитической практике свободных ассоциаций, применяемой с целью избавления от препятствий для свободного течения мыслей из «бессознательного».
Логический ум - хорошо, интуиция - тоже. Нет вопроса что лучше, лучше, когда и развито и то, и то.
Что содержится в бессознательном нам не известно, пока это не проявится в жизни или не выйдет на уровень сознания.
Разумеется, конфликты между бессознательным и сознательным должны быть устранены.
Однако путь к устранению таких конфликтов возможен не только путем извлечения свободных ассоциаций, но и тренируя необходимые реакции, навыки, на сознательном уровне, как в примере с фехтовальщиком.
И здесь тоже нет вопроса - как лучше. Хорошо и так, и так.
А вот безошибочный выбор, что и как - возможен, если помнить о цели и следовать спонтанности.
Приглашаю всех в свой
Telegram.