Шладминг, Австрия, февраль 2013

Apr 14, 2013 23:00

23 февраля-2 марта 2013 г.
Москва-Зальцбург-Бишофсхофен-Шладминг-Зальцбург-Москва

Наконец готов небольшой отчет о катании (и добирании) в Шладминге. Было это дело аж в конце февраля.



Структрура уже традиционная:
1. Подготовка
2. Логистика. Выводы
3. Город, жилье, еда, apres ski
4. Катание
5. Затраты

1. Подготовка
В этом году все получилось и произошло неожиданно. Изначально в качестве места катания был выбран Капрун, но в процессе сбора информации выяснилось, что там проблемы с близким жильем. Поэтому переориентировались на Шладминг. Там подъемники шли сразу из города и спуски были до самого низа, то есть теоретически существовала возможность реализации концепции ski-in ski-out. Но реализовать в итоге не получилось.
Традиционно подготовка состояла из 3 элементов - билеты, жилье и виза.
Билеты на самолет были куплены у Трансаэро. Это был единственный прямой рейс на Зальцбург, а Зальцбург был ближайшим крупным городом к нашему Шладмингу.
Билеты на поезд были куплены на www.oebb.at. В целом очень удобно, но есть нюансы, о которых ниже.
Жилье сначала искалось на Букинге (www.booking.com), но ничего подходящего не нашлось. Потом искалось на сайте Шладминг-Дахштайн, тоже ничего. Потом я наткнулась на Тискавер (www.tiscover.com) и вот там нашлось несколько подходящих вариантов. К тому моменту потребность в отеле превратилась в потребность в апартаментах. Да, забыла сказать - наша компания состояла из трех человек и олицетворяла собой принцип "встретились три одиночества" - каждый из нас по разным причинам не попал в свои привычные катательные компании, но желания кататься не утратил. Так мы собрались в тройку и началось... )
Визу мы с Ваней получали в визовом центре (об этом в посте Про визы), у Иры виза была.
Собственно, вот и вся подготовка.

2. Логистика
Домодедово-Зальцбург аэропорт-Зальцбург вокзал-Шладминг.
Летели мы Трансаэро из Домодедово. Самый простой способ попасть в этот, с позволения сказать, аэропорт - это аэроэкспресс с Павелецкого вокзала. Сам экспресс найти не очень просто. Все же довольно неожиданно, что терминал расположен в подвале, путь в который напоминает путь по задворкам камер хранения Ленинградского. Но все с задачей справились, погрузились в электрон и тронулись.
В аэропорт мы приехали за 2.5 часа до самолета. И увидели ТАКУЮ очередь к стойкам, что подумали было, что самолет вовремя не улетит. Народу регилось очень много. Нет, оооочень много. Причем отстояв очередь на регистрацию, нужно было потом отстоять очередь на сдачу лыж. И за 2 часа это было никак не успеть.
Через некоторое время стояния к очереди вышла тетя и негромко сказала, что открылось еще несколько стоек. Часть толпы, которая услышала это объявление, потекла к вновь открывшимся стойкам. Каким-то чудом Ира оказалась в первых рядах.
После сдачи багажа мы пошли в очередь на сдачу лыж. Она двигалась повеселее, потому что сдача происходила следующим образом: приходит лифт и все в него ставят свои лыжи. Пол у лифта гладкий, поэтому вскоре лыжи начинают по нему скользить и выезжать из лифта. Наши чехлы оказались крайними у дверей, поэтому пытались из лифта выехать. Я их долго пыталась там надежно разместить, наконец, удалось. Потом, правда, на мне обнаружился штрих-код, который клеили к чехлу.
Раздевание и паспортный контроль прошли почти без очередей. До посадки оставалось больше часа. Однако неожиданно гейт ожил и посадка началась задолго до объявленного времени. Объяснением этому явлению был сам самолет - огромный двухэтажный боинг. Сразу стало понятно, почему так много людей было на регистрации. Мы стали напрягаться по поводу оперативности получения багажа в Зальцбурге.
В аэропорту Зальцбурга мы очень быстро прошли паспортный контроль, настолько быстро я еще ни разу не получала штамп в европейской стране. Перед окошком офицера висит объявление, что паспорт нужно давать раскрытым на странице с визой. И туда сразу ставят штамп. Как на конвейере. Ни одного вопроса. Паспорт даже не сканируют. Удивительно.
К багажным лентам (а их было целых две) мы выскочили одними из первых. Заняли стратегически выгодную позицию, чтобы сразу бежать на поиски троллейбуса, и стали ждать.
Надо сказать, что зал с багажными лентами очень маленький - две ленты, между ними длинный ряд тележек и все. Постепенно весь огромный боинг сосредоточился у ленты. Наша позиция уже стала менее стратегически выгодной. На ленту выехало несколько чемоданов. Через некоторое время в зал вывезли тележку с чехлами. Тут же образовалась свалка. Чтобы посмотреть, нет ли там наших чехлов, приходилось нырять в эту кучу-малу и пытаться что-нибудь разглядеть. Потом в чехлах был перерыв, во время которого на соседнюю ленту стали выбрасывать Лондон. Им тоже привезли чехлы, но их (лондонцев) было намного меньше нас, и они довольно быстро рассосались. Тем временем привезли вторую тележку с чехлами. Народ просек, что если все так и дальше будет продолжаться, то свои чехлы никто никогда не найдет. Стали ставить чехлы вертикально к тележкам. Так у задних рядов появилась возможность обзора и они перестали ломиться к чехлам все сразу.
Так продолжалось около часа. Наконец, в 6 тележке оказались два наших чехла и в 7 еще один. Однако чемоданов все еще не было. Я уже стала нервно посматривать на часы, ведь до нашего поезда оставалось меньше часа, а ехать до вокзала минимум минут 35. Плюс еще время на поиски троллейбуса и поезда.
Наконец приехали вещи Иры и Вани. Моего чемодана все не было. Спустя некоторое время он выплюнулся на ленту, я говорю ребятам пробираться к выходу, а сама иду вдоль ленты с целью перехватить чемодан по дороге. Мы все выскакиваем "в люди", продираемся сквозь толпу встречающих и так как времени в обрез, я сразу бегу в инфопойнт узнать где остановка троллейбуса №2. Оказалось, недалеко. Подождали мы его минуты 3. Троллейбус просторный, народу мало, чемоданы и лыжи разместили без проблем, на этот раз на месте для собак ) Проезд €2.20 (или €2.30 - друзья, поправьте). Ехать минут 35.
На вокзале мы без труда нашли свою платформу. Вспоминая прошлогодний опыт пользования австрийскими поездами, мы искали стенд с  указанием секторов поезда, чтобы не бегать вдоль всего состава в поисках своего 259-го вагона. Да-да, у нас был 259 вагон.


Ira (c)Про билеты на поезд стоит сказать отдельно. Я покупала их на сайте www.oebb.at. Там довольно удобный планировщик маршрута, который подбирает стыковки и даже рисует карту как, например, пройти от троллейбуса до поезда. У нас был маршрут со стыковкой двух поездов (в Бишофсхофене). Ну и троллейбус.
Билет покупается на весь маршрут, причем можно купить как только право проезда, так и право проезда с местом. Причем если купить место в первом поезде, то за места в остальных поездах маршрута платить не надо.
Билет можно купить как отдельный, так и групповой. Я купила билет, который назывался "3 взрослых". В билете были указаны даты, время отправления, номера всех наших поездов, номера вагонов и мест (в отличие от билетов прошлого года, где были только даты и фамилия покупателя).
Дорога в Шладминг туда-обратно получилась €127,80 на троих.
Наш поезд до Бишофсхофена (то есть, мы ехали на нем до Бишофсховена, а сам поезд шел дальше куда-то к границе со Швейцарией) пришел вовремя. Народу и внутри, и снаружи было много.
Лирическое отступление про поезда. В австрийских и немецких поездах (другими еще не пользовалась) меня всегда удивляло две вещи: ступеньки на входе и отсутствие мест для чемоданов. В чем-то наверно должна быть логика, ведь все остальное вполне удобно.... Но факт - чтобы попасть внутрь, необходимо взобраться на три ступеньки. С чемоданом. Пенсионерам. Второй факт - предполагается, что люди ездят с маааленькими чемоданчиками и они непременно легкие, чтобы взгромоздить их на полку под потолком. В нашем поезде еще немного места было между креслами. И еще было место сразу на входе, обозначенное как "для великов". Правда, иначе как вертикально их туда не вписать.
Короче, странно. Конец лирического отступления.
Наши места оказались в противоположном от входа конце и занятыми. Пришлось сгонять семейство. Чемоданы и чехлы кое-как прописали в общую кучу на входе и куда-то еще. Народу очень много, даже стоят в проходе и тамбуре. А проход довольно узкий.
Не успели закончить с распихиванием, как стало пора готовиться к выходу. Народу выходило много, причем так как большая часть это туристы, то приготовления к выходу происходили суетливо и бестолково. Каким-то чудом я стащила свой чемодан и два чехла. Ужасно.
Для пересадки нам надо было перейти с одной платформы на другую. Мы воспользовались лифтом, они есть на каждой платформе.
Поезд пришел вовремя, народу было значительно меньше. Да и мы были уже опытные ) Однако опять вошли с противоположного от своих мест входа. Эта часть пути прошла спокойнее, мы даже смогли смотреть в окно и за моим катающимся на каждом повороте чемоданом. Вот минус четырехколесных.
На вокзале Шладминга нас встречала Бритта - хозяйка нашего дома. Мы все и наше имущество легко вместилось в Опель Мериву старого образца и мы поехали. Ехать надо было целых 2 минуты )
Обратная дорога прошла немного иначе.
После прилета в Зальцбург я очень порадовалась, что обратный поезд позволяет нам попасть в аэропорт сииильно заранее. Вспоминая этот огромный Боинг и нереальные очереди...
На вокзал нас подвезла Бритта, тоже сильно заранее. Так получилось. К удивлению, на платформе мы не нашли схемы поездов, поэтому наш 18-ый вагон (из всего 4-х) мы вычисляли примерно. Вообще не угадали. Тут как-то нет логики в нумерации вагонов. Хорошо хоть, номера идут в одном направлении, либо от головы увеличиваются, либо уменьшаются.
Поезд опоздал на несколько минут. Народу было немного, поэтому с вещами проблем на этот раз не возникло. Наши места опять были заняты, пришлось сгонять. Поезд был сразу до Зальцбурга, поэтому времени у нас было много. Я даже фильм посмотрела )
В Зальцбурге мы сразу прыгнули в троллейбус в аэропорт. Народу было очень много, все с чемоданами, ехалось неудобно. Ожидаемо все скопились в районе первой двери, а хвост был свободен. Но местные пенсионеры упорно заходили именно в первую дверь. Не ругались, но очевидно, что им было неудобно.
Остановка троллейбуса довольно далеко от зоны вылета, идти минут 5. Мы были в аэропорту за 3.5 часа до нашего вылета, готовые ко всем очередям. Взяли из дома бутерброды, чай в термосе. Подготовились, в общем.
Когда в зале вылета мы не нашли на табло нашего рейса, то не удивились - еще рано. Но потом меня стало смущать, что в расписании только шенгенские рейсы. Оказалось, что мы сидим не в том терминале - спросили у юноши на стойке упаковки багажа (упаковка чемодана стоит €9).
На входе в наш терминал мы сразу поняли, что пришли правильно - на стойках Трансаэро огромные очереди. Мы тоже встали. Перекусили, чаю попили, немного продвинулись. Я еще думала, что вот ни фига себе, люди за 4 часа приехали. Но постояв еще немного, мы поняли, что это была очередь на предыдущий рейс, который улетал на 1.10 раньше нашего. До его вылета оставался час, но было очевидно, что через час он не улетит - еще очень много народу было в очереди на регистрацию, а потом надо было отстоять тоже неслабую очередь на security check. Ну хоть лыжи сдавали без очереди.
Соотечественники очень болезненно реагировали на очередь, было несколько конфликтов на тему "вас тут не стояло".
После регистрации мы сдали лыжи (очереди не было) и встали в очередь на security check. Тут уже стоять было веселее, никто не нервничал, все спокойно стояли. С мыслью о duty free )
Duty free в аэропорту Зальцбурга это буквально 3 стеллажа и 4 полки. Очередь на кассу из никак не улетающих с предыдущего рейса (его уже перенесли на 15.00). Но мне надо было в другую - в tax free. Тихон попросил. Очередь мучалась вопросом - идти на посадку, которая уже вовсю шла, или продолжать стоять до победы. Судя по тому, как вяло шла посадка, большинство все же решило стоять до победы.
Наконец в начале 4-го предыдущий рейс улетел. В аэропорту стало тихо и пустынно. Мы удивлялись, где вся толпа народа с нашего рейса. Вскоре незаметно объявили нашу посадку. Народ долго не втыкал, что пора уже идти в самолет. Мы пошли одни. Буквально - пошли ногами по летному полю к самолету. Впереди шел провожатый. Так же было и на прилете - вышли из самолета и пошли ногами к зданию аэропорта.

Самолет, к нашему удивлению, оказался нормальных размеров. Сразу стало понятно, почему в зале было немного народу. Да и загрузка у самолета была не полной.
А дальше - АдДомодедово. Но это уже другая история )
Какие мы сделали выводы: никогда не надо летать большими самолетами; никогда не надо летать в маленькие аэропорты. И уж тем более никогда не надо летать большими самолетами в маленькие аэропорты. Лучше пробовать добираться поездами, тем более если стартовать с начальной станции, то с багажом больших проблем не будет. А вот в  проходящих поездах очень сложно пристроить багаж.

3. Город, жилье, еда, apres ski
Теперь немного о месте, где мы жили и катались, о Шладминге.
Шладминг это небольшой городок, расположенный на высоте 745 м в 90 км от Зальцбурга. Население примерно 4500 человек.
Основная достопримечательность города (помимо двух церквей и гор) это прошедший тут за неделю до нас чемпионат мира по горным лыжам. Мы застали его отголоски - продающиеся со скидкой сувениры, разбираемые трибуны и т.д. Если верить информационному журналу, приезжало на мероприятие 350 тыс. человек. Где они там все поместились - непонятно, город очень компактный.

Из города наверх стартуют два подъемника, один из центра, второй с нашей окраины.
Мы жили почти на выезде из города, до центра целых 13 минут пешком. До нашего подъемника минут 7 в ботинках.
Дом Kristall 4-хэтажный, верхний и нижний этаж занимает семья Бритты и ее мама, 2 и 3 этажи для гостей. Наша квартира была самая большая - две комнаты, кухня, огромный балкон. Все очень уютно и удобно. На кухне плита, холодильник, посудомойка, кофемашина, чайник, телевизор. Теплый пол. Теплый пол был во всей квартире. Недостатка у квартиры было всего два - слабый интернет и отсутствие фена.
На подвальном этаже располагалась лыжная комната, комната с теннисным столом и сауна.
Стоит немного рассказать о семье хозяйки. Гуляя по городу, мы очень часто встречали фамилию Walcher. В том числе на соседнем гостевом доме. Однажды вечером мы с Ирой зашли в кафе при отеле напротив. Пока ждали заказ, взяли почитать небольшую брошюру. Из нее-то мы и узнали, что семейство Вальхер не простое, а, можно сказать, золотое. Дом, в котором мы сидели пили чай, был куплен главой семьи еще в конце XIX века (документ об этой сделке выставлен тут же в зале) и перестроен под гостевой. Мама нашей Бритты, живая энергичная бабуля со славянским именем Ольга 82-83 лет (традиционно мастер спорта по горным лыжам) в свое время готовила для гостей еду. И немного занималась политикой - проталкивая мужа в мэры. И было у нее три сына. Примечательно, что замуж за своего мужа она вышла только накануне рождения третьего сына, в 1953 году. Старшие сыновья были в семейном бизнесе, а младший Йозеф чемпионом мира по горным лыжам в дисциплине скоростной спуск 1982 года. К сожалению, через пару лет он разбился на тренировке и погиб. В 1970 году у Ольги рождается дочь - наша Бритта. Бритта, помимо того, что тоже в бизнесе, художница. А человек в том ресторане, где мы пили чай и осваивали немецкие тексты, который приносил нам чай, его звали Матиас, - сын кого-то из старших сыновей бабули. В семейном бизнесе он занимается барами и чем-то еще.
Таким образом 5 поколений Вальхеров мало того, что владеют половиной города (гостевые дома, булочная, какой-то магазин, похожий на интерьерный салон и т.д.), так еще и сделали из Шладминга столицу чемпионата мира по горным лыжам. До этого было несколько этапов кубка, специальные олимпийские игры (спортивные мероприятия для лиц с умственными отклонениями) и куча соревнований помельче.
Юные Вальхеры конечно же занимаются горными лыжами, в доме очень много фотографий маленьких гонщиков )


В качестве apres ski можно было гулять по городу и магазинам (пару раз мы так делали), искать подходящий ресторан (раза три мы так делали) и участвовать в ивентах, организуемых местным турбюро. Ивенты самые разные - от керлинга и трековой прогулки до церковной музыки. В трековой прогулке мы поучаствовали. В нашем доме Бритта вывешивала план мероприятий на неделю, оттуда мы и узнали об этой прогулке. Называлась она прогулкой с факелами и стоила 6 евро. Пришли в турбюро, записались. Нам сказали, сто если не соберется 4 человека, то прогулки не будет. Однако народу собралось аж 25 человек! Собирались все в 8 вечера у турбюро. Предводителем был местный гид Готфрид - человек, похожий на азартного физрука. Общаться на английском он отказался, сказав, что плохо изъясняется и что его бывшая жена все расскажет. Его бывшая жена, похожая на учительницу литературы, посетовала, что нет их сына, который очень хорошо бы рассказал, но старательно переводила Готфрида, правда, подозреваю, что в общих чертах, ибо похоже было на анекдот про японских туристов на экскурсии по Москве - "сяу" (трепется); "сяу мяу" (закончил трепаться); вот и вся экскурсия.
Но это все мелочи. Мы шли вверх по течению реки Эннс. Река местами красиво подсвечена, хотя кругом лес и никого. Просто пешеходная тропа. По пути нам встретились два сноубордиста, скользящих вниз по дороге с налобниками. Представляю, как они удивились, встретив толпу людей с факелами.


Ira (c)Прогулка в один конец была длиной км 6 заняла около полутора часов. Промежуточный финиш был в каком-то жутко пафосном ресторане, увешанным звездами Мишлен и еще какими-то наградами. Предполагалось, что все закажут себе тяпнуть чего-нибудь, отдохнут, и потом начнет путь домой. Нам пить и есть не хотелось, зато хотелось спать, поэтому, узнав, что обратный путь пойдет той же дорогой, мы отпросились и пошли сами. Дошли минут за 30 до города и минут за 45 до дома. В целом тропа очень занятная, я хотела потом пройти по ней и днем, но не удалось. По карте мы потом посмотрели, нас довели до соседнего Рёрмооса (высота 1050), а так вообще тропа продолжалась еще сильно дальше.

Еда. Еда меня сильно удивила двумя моментами: все заведения были курящими, максимум - с условно поделенным залом. Сразу круг посещаемых мест сузился. Второй момент - основа австрийской кулинарии, яблочный штрудель, подавался здесь без ванильного соуса, а кайзершман с чем угодно, кроме яблочного повидла.
Мы успели немного где поэкспериментировать с едой, пока нашли прекрасный ресторан нашего семейства буквально напротив. Миттерхоф. И хоть раздел горячих блюд там состоял из порядка 5-6 наименований, одно из которых это луковые кольца, мы ходили туда на 3 ужина. И каждый раз заказывали одно и то же: шницель на двоих, пиво из местной пивоварни и кайзершман. Чудесная уютная атмосфера и чувство причастности к семейству давало ощущение себя там как дома. Нам были рады. На прощание Матиас пожал нам с Ирой руку, пожелал вернуться летом и попрощался на русском. Мы практически прослезились )

4. Катание
Наш ски-пасс включал в себя 4 горы - Райтеральм (1860 м), Хохвурцен (1850 м), Планай (1906 м) и Хаузер Кайблинг (2015 м).
Первый день мы обкатали Райтеральм. В целом нормально, кроме того, что уехать из того района можно было только через отвратительный траверс, местами раскатанный до льда, местами пересекающий дорогу, местами покрытый такими буграми, что я начинала сомневаться, в Австрии ли мы.
Бугры тут вообще явление постоянное, они везде и всегда, независимо от осадков, солнца и крутизны склона. Только утром часа два можно покататься без них. В общем, то ли звезды сошлись не в ту плоскость, то ли это местная фишка, но кататься было бугровато. Особенно по дороге домой.
Вторая наша гора - Хохвурцен. Ее мы тоже освоили в первый день, допускаю, что не всю. Из минусов - нудные, бугристые, местами узкие траверсы вниз. Третья гора Планай, на ней проходил недавний Чемпионат Мира. Кататься интересно и разнообразно, а вниз можно спуститься на подъемнике, чем я пользовалась каждый день, начиная со второго. Четвертая гора Хаузер Кайблинг. К ней вел длинный кресельный подъемник через ущелье с елками и следами зверей. На горе стояла вышка связи, напоминающая изрядно располневшую Останкинскую башню. У подножия башни было организовано лежбище - пластиковые кресла для загорания и вай-фай зона. Вай-фай на местных трассах тут везде, как и бугры. Видимо, компенсация.

По дороге с Планая на Кайблинг проезжается место, называемое Ski Paradise - пара трасс, но они широченные и дольше всех оставались жесткими, особенно один небольшой кусок. Нам они нравились, мы зависали в этом районе, а не проскакивали как остальные. Еще там было заведение (чуть ли не единственное), в котором подавали штрудель с соусом.
Удивило практически полное отсутствие "фишечек"-развлекалок, как в Зерфаусе. Одна желтая корова на Планае, одно лежбище на Кайблинге - вот и все.
Из 6 катальных дней два дня погода была нелетная - один день шел снег, очень много снега, и он был мокроватый; другой день был такой туман, что не было видно конца палки в вытянутой руке. Но мы все равно катались (никогда не приезжайте в горы на неделю). Довольно стремно, особенно я опасалась, что в меня приедет кто-нибудь сверху.
Один день погода была ни то, ни се, и три дня были солнечными.
Пишу так мало, потому что до сих пор пребываю в некотором недоумении от места. С одной стороны, регион немаленький и незаезженный, но с другой - наличие бугров и курения. Не могу сказать, что не понравилось, но и полного восторга нет. Возможно, стоит приехать чуть попозже, чтобы бугры компенсировались солнцем )


5. Затраты
Виза €35+€26 сбор визового центра
Перелет Москва-Зальцбург-Москва Трансаэро 15500 руб. на человека (у Вани 13500)
Троллейбус в Зальцбурге аэропорт-вокзал €2.30 на человека. Обратно аналогично.
Поезда Зальцбург-Бишофсхофен-Шладминг-Зальцбург €127.90 за троих
Проживание €1027 за троих
Ски-пасс €218 с человека на 6 дней катания
Прогулка с факелом €6
Перекус на горе €5-6 (у меня)
Ужин €12-13 (у меня)
Магазин €50 (у меня за неделю на еду, примерно)

Все фото

путешествия, отчеты, горные лыжи, Австрия, спорт, зима, горы

Previous post Next post
Up