19-23 сентября 2011 г.
Спасибо Тихону и всем ребятам за наше счастливое время!
Начало
Старт получился очень странный... Сначала у Иры порвался пакет с едой. Проблема небольшая, Надя быстро нашла нам новый. А вот по дороге от машины до поезда у моего чемодана отломилась ручка, за которую его надо катить. Чемодан без ручки - что может быть смешнее )) Ситуация патовая, главное никто, совсем никто не может мне помочь, все далеко. Хорошо, что он нетяжелый, с двумя привалами мы дотащили все наше хозяйство (собственно, чемодан, Ирин большой рюкзак, мой маленький, велосипедное колесо, лыжи, сумку и тот самый пакет) до вагона. На обратный путь я рассчитываля на инженерную мысль Макса. Правда, он написал, что из чемоданов получаются отличные санки для гор...
И еще прикол в том, что это все случилось после моих
рассуждений про туристов и рюкзаки.
Дальше стало еще заковыристее. Чемодан хоть и маленький, но боковые полки еще меньше, он никуда не лез. Хорошо, что было свободное место на третьей купейной полке, туда он лег как влитой. Лыжи, хоть и не длинные, но тоже влезли весьма неохотно. В общем, я обескуражена такой планировкой вагона.
Вагон новый, даже одеяла и подушки у него новые. Вокруг нас едут пожилые тетки, но ночью было тихо, правда, горел свет почему-то.
Новый альбом Пилота очень в кассу, во многих песнях проскакивает тема поездов и дороги ) Засыпала под него. Снился мне непонятный экшн.
Днем мы пытались спать, но тетки из соседнего купе всячески этому мешали. Набрав пива, они развеселились, а через некоторое время стали петь песни. Из-за того, что у меня шла борьба за сон, день пролетел как-то быстро.
Очень люблю этот мурманский поезд, иногда кажется, что достаточно в нем просто покататься и уже будет хорошо, город отпустит. Чай, плеер, леса-болота за окном, стук колес - красота!
Спать легли в 11. На весь вагон был один храпящий мужик, так что сон был краток и прерывист.
День 1
Нас встретил Макс. По дороге до Тихона мы успели обсудить крепления для моих вездеходных лыж и айронмен. Айронмен это круто!
У Тихона долго размещались, завтракали, но быстро собрались и пошли к Максу для старта на маршрут. Маршрут предполагался акклиматизационный, что не могло не радовать. Погода была изумительная - чистое небо, солнце, ветра почти нет и +5.
До точки старта нас подвез Макс, дальше мы пошли пешком по дороге, ведущей к речке Белой и памятному для меня броду. На этот раз воды было намного меньше, чем летом, каменная тропа была очевидна и с двумя палками я преодолела брод без обычных внутренних истерик. Дальше мы шли по дороге до того места, где в прошлые разы были водопады. Чуть выше Тихон вспомнил, что ниже по склону есть остатки геологической станции и скважина с теплой водой. Тропы туда не было и мы шли по азимуту. Лес невысокий и прозрачный, идти несложно.
После скважины полезли обратно наверх на дорогу. Дальше уже шли по тундре, прыгая по камням и собирая ягоды. По пути нам попадались большие камни, многие из которых я пыталась пролезть. Некоторые успешно )
На привал мы сели на берегу бывшего летнего ручья. Сейчас воды было мало, и он начинался несколько ниже нашей стоянки.
На привале пожарили колбасу и яблоки, а Тихон занялся подновлением каменной плотины на пути речки. По его признанию, в прошлой жизни он был бобром. Солнце зашло за гору и стало холодать, мы двинули вниз. Опять на спусках у меня болит нога. Тихон на этот раз шел с нами, а не на километр впереди как обычно, и дал свои палки. С палками идти было легче.
Вернувшиь домой, мы пошли к Диане смотреть котят, а потом в магазин. Дешевого гранатового сока больше нет (
Вечером у нас в гостях был Макс и весело. Вспоминали потом всю неделю ))
День 2
Сегодня погода была пасмурная, но иногда солнышко пыталось пробить себе брешь в тучах. До места старта на новый комплекс нас подвез Валера. Дальше мы ушли в лес, Тихон вел по низинкам, стенкам оврагов и косогорам к водопаду. От водопада мы пошли азимутом обратно к дороге, перелезли ее и взяли курс на те самые Голубые озера, на которые мы смотрели сверху во время
приезда в июне.
В лесу Тихон нашел гриб и бережно носил его в рюкзаке всю дорогу, стараясь не помять найденными пластиковыми бутылками, которые он традиционно спускал вниз.
Прошли по верху ущелья и ушли на спуск ближе к городу, чем в июне. На спусках у меня болит правая коленка и это меня беспокоит. Тихон даже дал мне палки. Так на палках и сползла.
По дороге он ушел с пилой в кусты расчищать будущий лыжный спуск, и в лесу раздавался топор дровосека ) Мы ждали его внизу.
Домой шли парком, там поставили фонари, которые даже горят, и будут делать освещенную лыжню.
Дома Тихон порезал свой гриб и положил на плиту подсушиваться. Благополучно про него забыл и гриб стал черненький.
Вечером приехал Мамай, человек-энерджайзер. Они долго беседовали с Ирой. Я всю их философию не осилила )
На ночь мы смотрели фильм "Гитара". Произвел впечатление. Спать легли не в 2 ночи как обычно, а в час, но проболтали до как положено 2 ночи.
День 3
Утро началось довольно рано с запаха пригоревшего гриба. Причем запах был такой отвратительный и крепкий, что обратно погрузиться в сон не удалось. До этого мне пришли в голову важные мысли, которые вертелись в голове несколько дней, и я в состоянии полусна пыталась их поймать и запомнить. Вроде бы получилось, но случайно выглянув в окно и увидев радугу, голова совершила перезагрузку. Утро было пасмурным, но местами проглядывало солнце. Пришел заряд дождевой пыли и появилась радуга!
Тихон убежал по делам и сказал идти самим, а лучше его ждать. Мы подождали, он проводил нас до помойки за гаражами по дороге в ущелье Скальное и ушел. Дальше мы шли одни. Основной трек я помнила, вопросы были только в пути к нему.
Перешли железную дорогу, перешли речку, дошли до карьера, выбрались наверх, залезли на насыпь. Периодически из-за горы приходили тучи и шел дождь. Мы доставали дождевики. Через некоторое время дождь заканчивался. Мы снимали дождевики. По верху шли рваные тучи. По дороге нам попадались медвежачьи какашки. Старые, но все же.
Когда выбрались наверх и шли по мхам, встретили трех куропаток. Они нас несильно боялись и даже не стали улетать, просто отбежали в сторонку. Мы тоже обошли их стороной.
Дальше мы шли вдоль стены, где нас настиг туман. У озер на выходе мы встретили дядьку-ягодника. Сами озера почти высохли, так что нам удалось сделать привал на дне одного из них. Лужица на дне с одного берега напоминала велосипедное седло, а с другого - сердце.
Дальше наш путь лежал по дну ущелья. Среди низких туч и дождя ущелье выглядело жутковато. Камни стали скользкими и один раз я чуть не навернулась на спину. Страх нагоняли так же медвежачьи какашки, которые встречались на дороге. Какашки были свежие, и в случае чего, шансов у нас было мало, медведь бы и рад куда-нибудь уйти, да некуда, ущелье узкое, стены высокие.
Подгоняемые дождем и стремом мы прошли весь путь довольно быстро. На выходе мы опять встретили дядьку-ягодника. Дошел, стало быть.
Путь в город нашли без проблем, помойку до гаражей тоже пролезли. На ней я оставила пластиковые бутылки, подобранные наверху в лучших традициях Тихона.
Вечером к нам приходил наша родная мать Макс Второй. Хорошо посидели. Потом подтянулся и Макс Первый. Ближе к ночи все пошли друг друга провожать и Тихон вернулся домой часа в 3.
День 4
Утро по-прежнему не радовало нас солнцем. Но и не огорчало дождем. Зато макушки гор стали белыми, выпал снег.
На сегодня было запланировано ущелье Рамзая. Дорога в него совсем не сложная, резкого набора высоты нет, идешь себе и идешь по тропе вдоль речки. Традиционно дует ветер и попадаются межвежьи какашки. Собирали зеленые камни тингуаиты.
Подошли мы к перевалу. Ветер сильный. В прошлый раз мы дошли до середины, посмотрели на Имандру и пошли обратно. Ветер тогда был такой силы, что с камня на камень приходилось не переступать, а переползать, ибо сдувало.
Теперь же ветер был в рамках разумного, хоть и сильный. На самом перевале лежит снег, прошлогодний.
Мы прошли все ущелье насквозь и вышли в долину у горы Юдычвумчорр. Между делом Тихон сказал, что это самая высокая гора Хибин.
Была выдвинута идея идти дальше к станции Хибины, но она была быстро отвергнута из-за непродуманности выброски, дальности маршрута и позднего времени. Тихон неожиданно обнаружил, что уже 16.20. До сюда мы шли около 4 часов, с привалом и фотографированием. Перспектива выбираться в сумерках, да еще и среди медведей, совсем не радовала, поэтому обратный путь получился за 2.40. Мы шли очень бодро, даже Тихон так удивлялся, что потерял бдительность и похвалил нас.
С Малого Вудъявра нас забирал Макс. Он ехал на 25й километр за Мишкой. По дороге Тихон забрал "сигов из леса", которые "уже стоят у подъезда".
Вечером гостей у нас не было, только Макс зашел на чай. Было тихо и из-за этого непривычно.
Тихон показывал нам фотографии с велопохода и фильм 30-х годов про Кировск. Фильм был своеобразно смонтирован, но все равно было интересно посмотреть на хронику тех дней.
Мы смотали мой чемодан и ручку скотчем. Система получилась одноразовая, но надеюсь, до дома дотерпит.
День 5
На сегодня Тихон придумал заковыристый маршрут - перевал Безымянный (высота 925 м, категория 1Б)-Лопарская долина-перевал Ворткеуайв (высота 715 м, категория 1А)-Кировский рудник. Маршрут интересный, но лишь две вещи для меня его немного портили - вечерний поезд и отсутствие погоды. В цирке висели тучи, дул северный ветер, перевал был в снегу.
Но менять маршрут не в правилах Тихона. Мы вышли, даже раньше, чем обычно.
Подниматься по долине было почему-то тяжело. Шли мы медленно, хотя и по дороге и вроде не очень круто. И пульс был как всегда. Просто почему-то не шлось.
Верхушки гор были в тучах и мы видели только очертания их макушек. Перевал не видели. По карте он должен был быть справа, но тучи рисовали такой рельеф, что казалось, что проход есть слева. Причем нормальный такой проход, в отличие от того, что справа. Справа была стена цирка с небольшим, очень небольшим понижением в высоте, которое и проходом-то было назвать нельзя. Видимо потому и не назвали. Само понижение было конечно же в тучах. Тихон сказал, что групп тут ходит мало, потому что с большими рюкзами брать перевал стремно. Тропа есть, но она очень неочевидна, потому как проложена по вертикальным каменным навалам, траекторию перемещения по которым приходится выбирать сообразно погоде. У нас погода стала еще хуже - тучи опустились и пошел снег. Камни на подъеме очень быстро обледенели, но это не мешало им продолжать сыпаться.
В одном месте мы обнаружили довольно упитанного лемминга, больше похожего на домашнего морского свина. Чем выше мы лезли, тем больше становилось снега. Наверху снега уже было достаточно, чтобы камни смерзлись и перестали шевелиться от взгляда на них. Мы продолжали путь, перебираясь через них и стараясь не соскользнуть ногой в дыры между ними.
В тумане мы прошли тур и вышли к спуску. Весь масштаб спуска и его крутизну от нас скрывал туман и летящий снизу снег. Снег был острый и колючий, даже пришлось натянуть намордник.
Спуск представлял собой сыпуху разного калибра вперемешку со снегом наверху и с дождем пониже. Сползали мы с него долго. Тихон успел замерзнуть пока нас ждал внизу. Когда мы наконец спустились, перевал окончательно исчез в тучах. Теперь глядя снизу на цепь гор, невозможно было догадаться где спрятан перевал, есть ли он тут вообще и насколько он проходим.
Лопарская долина очень красивая, даже не смотря на непрекращающийся дождь. Разноцветные мхи, стелющиеся березки, камни. Еще немного ниже берет свое начало река Тулийок, которая собирает ручьи со всех хребтов и на выходе у места впадения в Умбу превращается в полноводную реку. Ниже по долине по берегам реки начинаются дикие леса, сейчас разноцветные. В леса мы не пошли, погода совсем не располагала, а повернули в сторону перевала Ворткеуайв. По словам Тихона, перевал ожидался как Умбозерский, то есть чуть ли не проезжаемый на машине, однако на деле все оказалось сложнее.
Понижение в высоте было более явным, чем у Безымянного, и он даже был виден среди туч, но чтобы до него добраться, нужно было лезть. Лезть решили не по тропе, а по руслу высохшей реки. Нам очень повезло, что в этом году было жаркое лето и относительно сухая осень, поэтому воды в реках было мало, а некоторые пересохли. У нас не было ни одного мокрого брода. Даже традиционный брод реки Белая у Малого Вудъявра в этот приезд прошел по камням. Совпадение этих природных факторов позволило нам проходить практически везде. Вот и сейчас мы поднимались по руслу когда-то полноводной и быстрой реки. На этом подъеме я отстала, стало жарко идти в шапке и я решила переодеться. Когда я вылезла из русла наверх, то ни Тихона, ни Иры я не увидела. Поднялась еще повыше. Подождала. Никого. Только ветер и дождь. Я подумала, что они могли уйти еще выше к перевалу. Чуть левее я увидела тропу, которой мы не воспользовались на первой части подъема, и решила идти к перевалу по ней. Когда я уже почти до нее дошла и еще раз посмотрела по сторонам, я увидела Тихона, но почему-то сзади себя и ниже. Оказалось, что после речки они спустились чуть ниже к озерцу и там меня ждали. А мне сверху их было совсем не видно.
Дальше поднимались по тропе. Шли медленно, большей частью из-за того, что подустали и вообще как-то в этот день мне шлось небыстро.
Сам перевал был широкий и в тумане, на тропе лежала традиционная медвежья куча. Этот факт если и парил, то в последнюю очередь, больше парили мокрые перчатки и начинающий промокать ботинок, а также мысли о том, что придется везти мокрые вещи.
Начали спуск. Мокрые навалы камней, скользко и круто. Сыпухи не было, просто большие камни. И даже по ним как-то умудрился пройти медведь.
Перелезли расщелину, в которой в ноябре 1981 года засыпало лавиной ленинградских студентов.
Из тумана показались очертания рудника. Наконец закончились камни и тропа вышла на более горизонтальную плоскость и в конце концов привела нас на территорию рудника, по которой мы шли еще минут 20.
В город уехали на маршрутке. Естественно, ни на какое озеро Верхнее я уже не пошла.
Дома мы развесили все сушиться, отогрелись в душе, поели и стали собираться.
Зашел Макс Второй, а потом и Макс Первый с Мишкой.
В 10 вечера мы и оба Макса стали выходить к машине. Довезли Макса Второго до дома, попрощались. Через некоторое время поздоровались снова, так как машина ехать дальше отказалась и даже выкинула из себя какую-то деталь. Макс Второй вызвал нам такси. На вокзал мы приехали за 10 минут до нашего поезда.
Финиш
Полночи мы ехали в нашем плацкартном купе вдвоем, потом зашел очень тихий господин, который умудрился даже пакетами шуршать тихо. За это мы не будили его утром. В районе 4 утра зашел тощий молодой человек с большим рюкзаком, с бородой и в шапке. Потом к нему подошел еще один точно такой же. Оказалось, что их тут четверо, три мальчика и девочка, и они все одинаковые. Девочка без бороды. А у их вождя борода самая длинная.
После завтрака мы немного поспали, мне снились ответы на мои вопросы. В Медгоре купили ягод, сложили их на третью полку, там где у нас сушились ботинки. Ботинки, конечно, вещь. Промокают медленно и неохотно, но зато уж если промокнут, то сушить придется сутками.
Перед Питером как всегда началась движуха, весь вагон выходил и заходил новый. Мысли уже начинали плавно перебираться в Москву.
Все фото