Про сказки...

Nov 18, 2010 21:14

  А можно ли вообще говорить о "женских сценариях" (в смысле Берна) или "женском пути индивидуации" (в смысле Юнга) на основе сказок?
Большинство сказок (если не все) написаны мужчинами, поэтому женские персонажи в них - это скорее анима, чем "героиня", даже если формально главной героиней сюжета сказки является девушка.
Я помню, довольно давно, на одном "женском" семинаре, который проводили американские психологи, они рассказали такую сказку. Про девушку, которая жила в Озере (нет, это не Леди из Озера ))) и полюбила смертного. Она вышла из озера и стала жить с ним, как жена. Но в какой-то момент она заметила, что ее силы иссякают, она уже не так красива, как раньше, она стала раздражительна и ворчлива... И тогда она снова вернулась в свое Озеро, чтобы набраться сил. А потом вернулась к своему избраннику, молодая и полная сил. С тех пор она каждый год уходила на какое-то время в Озеро, а потом возвращалась обратно...
Что, собственно, происходило в том самом Озере - не известно)) Но уж явно, что-то совсем другое, чем в современном "женском царстве" в виде салонов красоты, фитнес-клубов, спа и т.п. Там вроде делают то же самое - возвращают молодость и красоту, но на деле все это рассчитано на чисто внешний эффект и имеет больше отношения к коммерции, чем к глубинным личным процессам (где и кроется секрет красоты и здоровья, а не в суперкремах и массажах).
Что, с этой точки зрения, означает миф о Прозерпине? Она проводит пол-года в подземном царстве Аида, полгода со своей матерью - Деметрой. Классические трактовки психоанализа известны. Социальный психолог узрит здесь извечный конфликт между тещей и зятем, а также обиженную жену, грозящую "уйти к маме". Но, если заглянуть глубже, Деметра - это Мать Природа, создающая все живое. На полгода она отпускает свою дочь в царство Смерти (смертных?), а на другие полгода принимает в свое царство. Женское начало объединяет одно и другое. Опять же, чем занимается Прозерпина, пока живет в царстве Деметры - тайна, покрытая мраком ))

теория, архетипы в творчестве

Previous post Next post
Up