Росарио - город на берегу реки Парана, расположен примерно в 300 км от Буэнос Айреса. 5 января - это разгар лета. Город готовился к этому событию несколько месяцев, отремонтировал автовокзал, покрыл новым асфальтом часть набережной, основательно почистился и привел себя в порядок. Накануне, на выставочный этап в Росарио приехало полтора миллиона человек. Была жуткая кутерьма. Но всё прошло, слава богу, без происшествий. Итак, в этот день отсюда стартовала самая главная и престижная в мире гонка на выживание Дакар-2014.
Росарио вечером.
Как устроен Дакар? Всё очень просто. Как и все аналогичные гонки. Похоже на спортивное ориентирование на колесах. На этапе выделяется спецучасток, который надо пройти на время, на нем расставляются точки и дается привязка к ним в виде небольшой легенды. И всё. Старт, и поехали.
Для многих Дакар так и остался гонкой мотоциклистов, какой он был изначально организован несколько десятков лет назад. Но потом добавились авто. И лишь относительно недавно в программу вошли грузовики и квадроциклы.
1 этап.
Росарио - Сан Луис.
Первый лиазон (так в гонках называется путь от места общего страта до старта спецучстка, на котором идет зачет по времени) из Росарио к спецучастку был более 600 км.
Старт спецучастка из Рио Терсеро, довольно сложная трасса по Кордовским сьеррам, финиш в Сан Луисе. Длина спецучастка всего 180 км. Дорога серпантинила, поднималась на высоту больше 2000 над уровнем моря, была узкой и чрезвычайно сложной для обгонов.
503-й КАМАЗ Айрата Мардеева - первый.
Мардеев на своем 503-м КАМАЗе.
Громкие имена все впереди: Лопрайс - 2-й, де Рой - 4-й, Николаев - 5-й. Между первым и 17-м местом разрыв всего 17 минут. 506-й Каргинов пробил колесо, потерял время на замену и в итоге пришел как раз 17-м с отставанием 17 минут. Для первого и такого короткого этапа это уже немало.
«Мне кажется, что мы были не слишком быстры в начале этапа, но в итоге нам удалось догнать лидировавший «КАМАЗ», который также ехал не слишком быстро, - сказал после этапа де Рой, - Мы оставались позади на протяжении примерно 30 км, но как только это стало возможно, я совершил обгон. Соперник же подвинулся вправо и дал мне проехать. Это был спокойный, безопасный день».
Самым же неспокойным этап выдался для нашего Каргинова. На лиазоне у него сразу после выезда из Росарио плохое самочувствие, температура выше +39. Думали - тепловой удар, оказалось - приступ острого бронхита. Этап как в тумане… Теперь понимаете, почему он 17-й? После этого с мигалками в больницу и всю ночь под капельницами. Но к началу второго этапа Каргинов в строю.
Вот, пожалуй, самый критический момент для Каргинова - он даже остановил машину. Ему плохо...
2 этап.
Сан Луис - Сан Рафаэль.
Сложнейший этап. Общая длина - 800 км, спецучасток длиной 400 км. Первая половина участка идет по каменистой почве, а вторая по глубоким пескам Сан-Рафаэлевских дюн. Мардеев сражается с де Роем и, увы проигрывает. Айрат рискует, едет опасно, и его машина переворачивается, говорят, провалился грунт, когда 503-й ехал вдоль высохшего русла реки. Но сделанное любительское видео уже потом покажет - Мардеев просто не справился с управлением, поехав по боковому склону реки и недопустимо высоки углом уклона. Ребята не пострадали, но машина повреждена. Несмотря на то что наши техники за ночь делают чудеса, вытягивают железо и приводят в порядок аппаратуру, судейская коллегия всё же не допускает её на следующий этап гонки, так как на этом злополучном этапе после кувырка в машине отключился GPS. И Мардеев выбывает. Ехавший за ним де Рой то ли тоже застревает, то ли помогает Мардееву. Судьи анализируют ситуацию и приходят к мнению, что все-таки помогает. Хотя, как потом выясняется, что и то, и другое. А еще позже - что больше де Рой потерял времени на поиски объезда, перевернувшегося КАМАЗа, чем на помощь Мардееву. Но судьи есть судьи, спорить бесполезно. Остальные пилоты выбирают другие маршруты, чтобы не повторить судьбу Мардеева. Как всегда, потом выясняется: пара машин поехала в объезд ЧП по плантации, но выбежал её хозяин и стал орать, что здесь ехать нельзя. Пока они разъезжались, их настигли другие, кто-то, по-моему, наш Шибалов несмотря на протесты хозяина все-таки проезжает на скорости по плантации, остальные, включая де Роя следом по его колее. Хозяину плантации не повезло. Он лишь мрачно смотрит им вслед.
Вообще-то этап выигрывает Шибалов, но де Рою судьи добавляют целых 22 минуты за помощь Мардееву, и Де Рой становится первым. Еще один голландец Ван Влиет приходит третьим и закрепляется в общей классификации вторым.
Антон Шибалов - фактический победитель этапа.
А Каргинов добавляет к своему отставанию еще 27 минут, в итоге - 42 минуты, а для двух этапов это уже непростительно много. На лидерство нет и намека.
У Николаева накрывается электроника, и он приходит только шестым, в таких условиях это за счастье. А Ван Влиет и де Рой раздают довольные комментарии. Худшего начала для КАМАЗов предположить невозможно. Вспоминается позапрошлогодний Дакар.
МАЗы в этом году тоже в строю выступающих, правда не так удачно как КАМАЗ и IVECO.
3 этап.
Сан-Рафаэль - Сан Хуан.
Этап подходит вплотную к Андам и даже местами забирается в горы. Организаторы вносят в легенды коррективы в связи с подтоплением некоторых территорий - на днях прошли мощные дожди. Длина спецучастка 301 км, сам спецучасток проходит по кочковатой предгорной местности, которая по мнению всех участников просто «вытрясает всю душу».
Каргинов приходит первым, но де Рой не особо отстает, он второй с опозданием всего на 2 минуты. Николаев опаздывает на 20 минут, у него пробиваются сразу два колеса. Шибалов с Сотниковым тоже прокалываются и вообще отстают на полчаса.
В пятерке лидеров по общему зачету из наших остается только Каргинов почти с 40-минутным отставанием. Остальные - ИВЕКО, Татры и МАН.
«Я предполагал, что Дакар будет для нас нелегким, - сказал после этапа руководитель нашей команды Владимир Чагин, - так оно и вышло. Каждый день какие-то сюрпризы и мелкие, и крупные. Нам удается три дня подряд выигрывать спецучастки, но в генеральной классификации наш лучший экипаж отстает от лидера на 39 минут».
Что-то я не припомню такого печального старта наших машин на Дакарах.
Между тем, пошли первые скандалы. На тему несоответствия машины Жерара Де Роя техническому регламенту "Дакара" высказался руководитель российского коллектива Семен Якубов. (а днем ранее через пресс-службу "КАМАЗ-мастер" обвинения в адрес голландца озвучил Артур Ардавичус, выступающий на "КАМАЗе" казахский пилот команды "Астана").
Якубов прямо сообщил, что организаторы "Дакара", зная о возможных нарушениях Де Роем правил, "попросили скандал не затевать". С другой стороны, в субботу ход подвески на всех грузовиках команды Де Роя был ограничен "законными" 300 мм (подозревают, что по ходу гонки его увеличивали до 420 мм, что выходит за установленные техническим регламентом границы). По мнению Якубова, результаты субботнего спецучастка, где грузовики "IVECO" проиграли минимум 20 минут "КАМАЗу" под управлением Андрея Каргинова, напрямую связаны с изменениями, внесенными голландцами в настройки подвески. "Изменение хода подвески ведет к резкому изменению характеристик автомобиля. Неслучайно Де Рой раньше ехал быстрее, чем мы, глотая неровности трассы. У него больше сохранялась машина из-за этого и, конечно же, он смог преодолеть расстояния спецучастков быстрее, чем наши машины," - сообщил Якубов.
Надо сказать, практически на каждом Дакаре возникают те или иные хитрости и уловки. Это - «домашние задания» от команд соперников, стремящихся выиграть гонку любой ценой, в том числе и не совсем легитимной.
Де Рой на своем Ивеко - главный претендент на победу и главный конкурент КАМАЗам
4 этап.
Сан Хуан - Чилесито.
Трасса этапа, достигающая 3200 метров над уровнем моря и бесконечно каменистая, по мнению большинства участников, представляет собою лотерею, выигрыш в которой зависит от наименьшего количества пробитых колес.
Команда Ивеко так и называется "Де Рой Ивеко"
Этап опять выигрывает де Рой. Каргинов - второй с незначительным отставанием в 2 минуты, Николаев финиширует с 10-минутным опозданием, опять меняет пробитое колесо. Шибалов и Сотников - минус 20 минут, виною тому тоже пробитые колеса. В общем зачете Каргинов проигрывает де Рою 40 минут, а Николаев - уже почти час.
По итогам этапа лучше всех высказался Чагин: «Для всех тяжелый день, сильная пыль. Несмотря на это приходилось совершать множество обгонов. Это очень опасно, во время такого обгона дорогу не видно вообще, тем более не видны камни и очень твердые ветки толщиной с мизинец, прочные как гвозди. Их очень много в этой местности. Все команды столкнулись с частой заменой колес. Многие опасаются, что их может не хватить до конца Дакара. К счастью сегодня нам удалось избежать большого количества замен как вчера. Сегодня только одно колесо было пробито, но у лидирующего экипажа. Были небольшие навигационные сложности, но все экипажи быстро с ними справились. Завтрашний день по высказыванию организаторов будет еще более сложным».
Чагин еще считает, что лидерство может взять на себя Николаев. Но эти надежды быстро тают. Где-то примерно после этого этапа становится понятно, что кроме Каргинова в нашей команде надеяться больше не на кого.
Другие участники Дакара
5 этап.
Чилесито - Тукуман.
Это был самый длинный и сложный этап за всю историю гонок: лиазон - 384 км, спецучасток - 527 километров с двумя песчаными участками. На песке КАМАЗЫ - всегда были королями. Плюс нереальная жара. Кроме того, это был «день штурмана» - организаторы постарались расставить невероятно сложные точки, прозванные у пилотов «неберущимися». К сожалению, наш Шибалов не смог взять одну такую точку в русле реки и получил штраф 1 час. То есть его надежды на призовые места закончились.
Хорошо про подъезд к одной из точек сказал Николаев: «На этих пресловутых 18 километрах просто броуновское движение было. Джипы и грузовики метались в разных направлениях в поисках точки. Это сбивает с толку и мешает, здесь плутали даже опытнейшие дакаровские штурманы». К слову, Николаев сам плутанул и потерял на этом около получаса. Увы.
Шибалов на этом этапе потерял все надежды на призовое место.
В итоге этап выигрывает наш 549-й Сотников. Для новичка это круто. Вторым на три минуты позже приходит Каргинов, доехавший до финиша, подкачивая пробитые колеса. Де Рой тоже пробивает, меняет и отстает от Каргинова на 10 минут. Основная новость этапа - основательно проваливается в общей классификации Ван Влиет, всё те же проблемы с навигацией, в результате опоздание более чем на полтора часа и только 10 место.
А Каргинов перемещается на вторую строчку. Но де Рой сохраняет свой отрыв в 32 минуты.
Это был, пожалуй, самый сложный этап гонки. Так и хочется им сказать «Чаще ездите, ребята, по Аргентине, будете ориентироваться в этих пустынях, как у себя за пазухой!».
Да, и надо сказать… К сожалению, каждый Дакар приносит человеческие жертвы. Не обошлось без них и на сей раз. На этом этапе погибли два аргентинских журналиста. Их машина пролетела по оврагу около 100 метров. А еще на 143-м километре погиб бельгийский мотоциклист Эрик Паланте. Вот такой печальный день.
Мотоциклистам было особенно нелегко на этом этапе.
6 этап.
Тукуман - Сальта.
Лиазон прошел через красивейшую долину Тафи к пригородам известного своими винными традициями городка Кафажате. Старт устроили практически с 68-й трассы в сторону предгорного местечка на легендарной руте 40 под названием Качи. Длина не самого сложного спецучастка всего 156 км. Ничем особо не приметный этап. Каргинов приехал с лиазона практически первым, даже издали была видна его заряженность на победу.
Но первым неожиданно оказался голландец на МАНе 505-й Верслуис, которого никто не брал серьезно в расчет. За ним второй - Каргинов с двухминутным опозданием. Де Рой проиграл Каргинову всего 3 минуты. Один из самых спокойных этапов во всей гонке.
Голландец Верслуис на 505-м МАНе во главе своей команды
Показателен в этом смысле комментарий к этапу Эдуарда Николаева: «Мне нравятся трассы нынешнего «Дакара», они сложные интересные, были уже небольшие пески и бездорожье как вчера. Но сегодняшний спецучасток, конечно, не типичен для ралли-рейдов. Скорее это трасса WRC: узкая дорога, и все это на протяжении всего маршрута. Джип обогнать невозможно из-за узости дороги, что уж там говорить о том, чтобы на грузовике обогнать грузовик»,
Эдуард Николаев на 500-м.
Кстати, в общем зачете Николаев уже третий, а Сотников - 4-й, правда, у ребят большие отставания, под полтора часа. Такое на одном мастерстве уже не отыграть. Вот примерно с таким настроением участники гонки отправились на день отдыха, который они провели в столице одной из самых красочных аргентинских провинций - Сальте.
Да, и вниманию нашего отца-командира Чагина… надо учить ребят… опять мы отличаемся российскими повадками в культурном обществе… Видео, как наш Шибалов на этом этапе объехал нуждающийся в помощи джипчик и спокойно уехал, набрало в Ютубе больше 100 000 просмотров… А следующий за ним де Рой остановился, быстро её вытащил и поехал дальше. Я могу понять, гонщики в состоянии стресса могут делать не всегда объяснимые поступки, но у них должно быть заложено элементарное благородство, как свойство нормального человека. Так-то…
7 этап.
755 км вокруг Сальты, из которых длина спецучастка - 525 км.
Первым финиширует Николаев, за ним Сотников, третий - де Рой. Каргинов уступает де Рою почти 8 минут, и это плохо. Отрыв между ними в общем зачете снова увеличивается, теперь до 38 минут. Де Рою после этого этапа уже прочат победу. Но на Дакаре всё случается. Еще не было настоящих песков.
«Это был очень скоростной этап, нам удалось развить хороший темп, - прокомментировал де Рой, - мы не получили ни одного прокола колеса, потому что внимательно избегали камней. Я слышал, что Каргинов проиграл мне 7 минут, что неплохо. Из-за нахождения на большой высоте двигатель лишился примерно 30 процентов мощности, но условия в любом случае одинаковы для всех».
В свою очередь, Николаев дал интервью, в котором сказал, что джипы и багги злонамеренно не пропускают КАМАЗы. Является это следствием некрасивого жеста Шибалова? - Вполне вероятно. В то же время механики КАМАЗ-Мастера утверждают, что наконец отладили новый двигатель, и что выходят ровно на скорость 139 км/час, и теперь нас ждут победы. Что ж, их бы устами… Посмотрим. Впереди пески.
Николаев - победитель 7-го этапа.
8 этап.
Сальта - Калама.
Гонка уходит в высокогорье. Аргентинская рута 51 поднимается на высоту до 4500 и имеет несколько таких горных серпантинов, которые и на леговушке проезжать опасно. Получается, что лиазон сложнее спецучастка. Спецучасток достаточно короткий, начинается у Салара де Атакама на высоте чуть больше 4200. Но самое главное - начинаются пески Атакамы, а это для наших КАМАЗов, пожалуй, единственный реальный шанс, который нельзя упускать.
И выигрывает Каргинов. Окончательно становится понятно, что на этой гонке он лидер нашей команды. И практически единственный, кто еще может хоть как-то претендовать на победу.
"Приходилось регулировать давление в шинах, чтобы не увязнуть, - сказал после финиша Каргинов, - в то же время спущенные колеса - это дополнительная нагрузка на мотор, и чтобы ехать одновременно быстро и не проваливаться в феш-феш, приходилось искать золотую середину. Но это настоящая тяжёлая камазовская трасса".
Де Рой - второй, отстал от Каргинова на 5 минут. Третий - Сотников с 10-минутным опозданием. Николаев всего лишь восьмой.
В общем зачете де Рой продолжает опережать Каргинова, теперь уже на 33 минуты.
Вот как он прокомментировал этот этап: "Это был очень быстрый этап. Каргинов отыграл у меня где-то 4-5 минут. У нас ещё остаётся полчаса в запасе, так что всё неплохо. Для зачёта грузовиков это немного, так что если у нас будет проблема, мы застрянем или проколем колесо, то это сразу приведёт к большей потере времени. У легковых замена колеса занимает три минуты, но если в таком положении окажемся мы, то это будет 15 минут. Так что полчаса - это ничто, но мы стараемся быть стабильными и ехать безопасно. У нас была очень хорошая гонка, мы ехали с очень хорошим темпом. Мы не слишком рисковали, лишь один раз почти промахнулись мимо поворота".
9 этап.
Калама - Икике.
Это один из самых сложных этапов, проходящих по пескам. Спецучасток на длину почти всего этапа.
На этапе побеждает опять Каргинов. Причем, на этот раз он отыгрывает от пришедшего вторым де Роя почти 20 минут! Разрыв между де Роем и Каргиновым сокращается до 13,5 минут. А это уже более чем реально, чтобы бороться за первое место.
Третьим и четвертым приходят с опозданием на полчаса Николаев и Сотников.
Комментарий де Роя: "Мы на несколько минут застряли в дюнах. Это был не наш день, мы потеряли 19 минут. Я знал, что "КАМАЗ" выиграет, но не думал, что так много. Я знаю, что завтрашний день тоже должен получиться хорошим для "КАМАЗа": будет много песка. Мы попробуем остаться впереди, но не будем рисковать так, как Каргинов! Он атакует слишком сильно. Моя стратегия - просто продолжать гонку так, как я вёл её до этого. Они не заставят меня идти на сумасшествие".
Да, это этап психологического перелома. И де Рой, и Каргинов осознали, что может произойти смена лидера. Осталась только самая малость. Всего каких-то 13,5 минут.
10 этап.
Икике - Антофагаста.
Этап проходит вдоль чилийского отрезка Панамериканы - трассы №5, которая идет недалеко от Тихоокеанского побережья по песчаным дюнам нижней части Атакамы. Всё происходит между нешироким отрезком суши между Панамериканой и Пасификом.
Первый - Лопрайс на Татре. Наши испытывают технику на прочность. Каргинов по дороге оторвал стабилизатор поперечной устойчивости, но пришел вторым, третий де Рой с отставанием от Каргинова на 6 минут. Сотников был вынужден менять рулевую тягу и потерял более часа.
Разрыв между де Роем и Каргиновым сократился до 7 с небольшим минут! Борьба за первое место обостряется. И оба лидера прокомментировали этот этап.
Каргинов: "Мы знали, что сегодняшний этап будет важным, потому что он включал в себя спешиал с большим количеством дюн на 70-километровом участке. А этот тип ландшафта очень подходит нам. Тем не менее это был трудный день, потому что я весь день ехал первым, и мы должны были использовать наши навигационные навыки, поскольку не могли следовать за джипами. Но мы справились с этим и смогли прибавить газу на втором спешиале, который был намного быстрее».
Де Рой: "Было сложно. Красивый день, но мы пропустили контрольную точку в дюнах, так что пришлось вернуться, чтобы её взять. Мы ехали так быстро, как это возможно, но Каргинов продолжил атаковать. Теперь наш отрыв в районе семи минут, и я знаю, что произойти может всё что угодно. Я сделаю всё, что в моих силах, но темп увеличивать не буду".
Немного отвлекусь от грузового соперничества. Этот этап ознаменовался еще одной удивительной победой. Сергей Карякин занял первое место на квадроцикле. Вообще-то парень проявляет чудеса героизма и стойкости. Получал тепловой удар, постоянно раздирал запястья до крови, сам ремонтировал свой аппарат посреди пустыни, и в довершение занял со сломанным пальцем на этом этапе первое место. Вот такой новичок у нас на Дакаре. Как в шутку о нем сказали, все знали лидеров и фаворитов, а он не знал. Потому наплевал на их авторитет, взял и занял первое место на этапе.
11 этап.
Антофагаста - Эль Сальвадор.
Это был самый длинный спецучасток на Дакаре, более 600 км, начиная с 350-го км примерно 120 км идут сложные песчаные дюны. Для Каргинова это последняя возможность опередить де Роя. В интервью телевизионщикам перед этапом он сказал, что вся борьба только начинается. И он оказался прав.
Каргинов стал победителем этого этапа. На втором и третьим местах - Николаев и де Рой, их отставшие от Каргинова почти на 15 минут. Де Рой пробивает колесо, и его замена обходится ему не менее чем в 10 драгоценных минут. Еще несколько этапов назад казавшееся невероятным становится реальностью! Каргинов перемещается в общем зачете на первую строчку и опережает де Роя почти на 8 минут.
Каргинов так откомментировал этап: «Сегодня ехали быстро, но всё-таки с «запасом», с гарантией, чтобы не проколоть колесо, ведь было очень много острых камней. Было достаточно рискованных ситуаций, но удача к счастью была на нашей стороне. Вообще на гонке бывает много опасных моментов, но основная задача пилота выйти из них без последствий. Вот, например, сегодня ехали по узкому (буквально в колею грузовика) гребню горы и по инерции нырнули круто вниз. Высота была такая, что, вертолет, летевший впереди оказался даже ниже нас! Нас потащило вниз, выбрались мы потом вверх по камням только включив все блокировки».
Итак, Каргинов - лидер. Но впереди еще 2 этапа, и де Рой так просто не сдастся. И, кроме того, гонка выходит из песков Атакамы, а на твердой поверхности IVECO де Роя уже зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.
12 этап.
Эль Сальвадор - Ля Серена.
Гонка продвигается по Чили строго на юг. Лиазон 350 км, спецучасток тоже 350 км, почти половина которого - песчаные дюны.
Де Рой понимает, что отступать уже некуда, много рискует и побеждает на этапе. Каргинов, по ходу гонки обгонявший де Роя примерно на 3 минуты, приходит все-таки вторым, уступив ему только 30 секунд. Следом приходят Николаев, Шибалов и Сотников, но все они уже значительно уступают двойке лидеров и могут бороться только за третье место. Им «помогает» в этом 504-й Алеш Лопрайс, у него возникают проблемы с электроникой, и он теряет почти час, выбывая из соревнования за призовые места.
Развязка откладывается на заключительный этап. Давно на Дакарах не было такой острой борьбы! Участники настолько сосредоточились на победе, что перестали давать интервью и комментарии. Да и что говорить-то? И так всё ясно.
13 этап.
Ля Серена - Вальпараисо.
Фантастический по драматизму этап длиной всего 157 км. На отсечке 110 км де Рой отрывается от Каргинова и Николаева больше чем на 10 минут и финиширует с отрывом, позволяющим ему стать победителем, опередив по сумме Каргинова на 2 минуты с небольшим. Ужасно, когда исход такой гонки решает последний миг и всего 2 минуты!
Но вскоре после финиша выясняется, что опоздание Каргинова и Николаева вызвано тем, что китайский гонщик Ен Джу примерно на 90-м километре перевернул в узком месте свой 319-й MINI и перегородил им место для проезда остальных машин. При этом проехавший мимо де Рой задел перевернутую машину, но не остановился для оказания помощи и поехал дальше. Видимо, даже де Рой, оказавшись в роли догоняющего, не избежал стрессового состояния. А Каргинов с Николаевым остановились и несколько минут помогали китайцу встать на колеса. По регламенту помощь другому экипажу, попавшему в аварию, да и к тому же перегородившему всем дорогу - это стопроцентное основание для компенсации времени тем, кто застрял в образовавшемся за ним заторе. Наше руководство быстро пишет бумагу комиссарам о компенсации времени. Тем более, что есть видео с организаторского вертолета. На аналогичном инциденте де Рой, якобы помогая на злополучном 2-м этапе нашему Мардееву, заработал себе целых 22 минуты.
Лучшее, пожалуй фото с Дакара: де Рой прислонился к дверце КАМАЗа Каргинова в ожидании ветдикта судебных комиссаров. Он уже всё понял, но еще надеется на чудо...
Решение остается за судьями. Ожидание длится вечность. Де Рой тоже боролся как умел - тоже написал спортивным комиссарам заявление, что Каргинов и Николаев помогали китайцу намеренно, а могли бы и не помогать, проехать мимо как он. Зачем ему было так нелепо расписываться в собственной мелочности? Видимо всё в пылу борьбы. И где-то через полчаса после конца гонки судьи выносят-таки вердикт: компенсировать Каргинову и Николаеву по 5 минут зачетного времени за помощь китайцу. То есть, даже в такой драматический момент Дакар подтвердил, что несмотря ни на что побеждает благородство. Ребятам добавляют только по 5 минут, но именно их аккурат хватает, чтобы наш Каргинов стал чемпионом Дакара-2014 с выигрышем у де Роя около 3-х минут.
Зрители пьют валидол, плачут, ликуют и ходят в прострации, причем, кажется, одновременно.
Командир Андрей Каргинов, штурман Андрей Мокеев, механик Игорь Девяткин - вот наш звездный экипаж КАМАЗ № 506, выигравший индивидуальный зачет в классе грузовиков. «Золотой бедуин» в 12-й раз едет в Россию!
Гонка, начавшаяся для КАМАЗов так провально, закончилась в целом не так уж плохо: 500-й Николаев занял третью строчку (отставание от лидера примерно 1 час 35 минут), следом за ним на четвертом месте 549-й Сотников (03:22) и на пятом - 545-й Шибалов (04:37). То есть, в первой пятерке оказалась вся наша четверка КАМАЗов, отдав 501-му голландцу на ИВЕКО де Рою только вторую строчку. Такие сухие строчки статистики. И столько нервов, сил и эмоций за ними.
Многие задаются вопросом: а почему именно КАМАЗ? Чем эта машина лучше других, что добивается таких успехов? Машина, конечно же, хороша, но и в ней есть еще много над чем работать и работать. Дело, пожалуй, в другом. КАМАЗ-Мастер - это чисто заводская команда, в которую вложены не только заводские деньги, но и весь опыт и умение огромного коллектива. «Де Рой ИВЕКО» - тоже в некотором смысле заводская команда, но не совсем. То есть поддержка завода там тоже достаточно высока, хотя команда позиционирует себя как частная. И шансы на победу, естественно, у таких системных коллективов тоже неоспоримо выше. А остальные команды - это самые что ни на есть частные пилоты, сами прокладывающие себе на свой страх и риск дорогу в горах и пустынях.
Еще совсем недавно Андрей Каргинов позиционировался как пилот-механик команды Айрата Мардеева и находился в тени славы своего бывшего командора. И вот на этом Дакаре всё изменилось прямо на наших глазах. Где теперь Айрат и где Андрей. В команде появился новый лидер, не уступающий ни по мастерству, ни по волевым качествам никому из раннее прославленных.
Еще некоторые строчки из статистики Дакара, чисто для понимания уровня гонки.
94 мотоциклиста из 172-х, 25 квадроциклиста из 40-ка, 83 авто из 145-и и 20 грузовиков из 70-и не дошли до финиша. То есть, за исключением грузовиков процент схода с дистанции явно больше 50-ти.
Последний из дошедших до финиша грузовиков 560-й Рено отстал в общем зачете от первого Каргинова на 392 часа, то есть более чем на 16 суток (с учетом штрафов). Но дошел.
В остальных классах тоже победу одержали проверенные Дакаром лидеры. У мотоциклистов первый - 2-й номер испанец Марк Кома, в «квадриках» первый - 251-й чилиец Игнасио Касале (в этом классе всегда по традиции диктуют моду «местные»), а у авто лидер - 304-й испанец Нани Рома, опередивший француза Петеранселя только на 5 секунд (это была еще одна развивающаяся параллельно с грузовиками драма Дакара-2014).
Среди наших дошедших до финиша отметим квадроцикл Карякина - он на почетнейшем 7-м месте. Среди внедорожников на 10 месте наш Васильев со штурманом украинцем Евтюховым - это несомненный успех; на 17-м казахско-русский экипаж Рахимбаева и Демьяненко; Варенцов и Павлов 38-е, Брискиндов и Мещеряков - только 49-е, а Логинов и Петенко 59-е. И, если наши начали уже несколько лет осваивать внедорожный класс, то среди мотогонщиков наших пока нет никого. Вот такие результаты.
Жалко, что после нелепой смерти аргентинских журналистов на 5-м этапе начались дебаты о якобы излишней опасности гонки, в результате чего предлагается либо убрать её с аргентинских дорог, либо ввести какие-то рафинирующие ограничения. Как говорится, будем посмотреть. Прощай Дакар-2014 и вперед, к Дакару-2015.
P.S. Большинство фото моих. Но есть и некоторые взятые из открытой прессы. Хотите еще? - посмотрите у Сергея Поливца, это замечательные моменты ДАКАРА -
https://www.facebook.com/sergey.polivets.5Больше половины гонки я тоже был не в бивуаках, но очень рядом с Дакаром, провожал или встречал их на этапах. Поэтому часть информации собственной, но есть и с сайтов «Дакар», «КАМАЗ-мастер» и др. Пользуясь всеми источниками, я попытался восстановить полную хронологию всей гонки.
Ну, и в заключение еще несколько красочных фото с гонки: