Земли Новгородской республики. День 4.

Aug 14, 2024 21:08


Сегодня мы ходили и ездили по Окольному городу, да и по прочим кольцам Софийской стороны Новгорода. Начали с Белой башни, где научный сотрудник Новгородского музея, многоуважаемый и многознающий Илья Хохлов, автор в том числе порадовавшей меня книги о почтовых станциях Новгородчины, - рассказал нам об Окольном городе, о том, почему Белая башня сейчас не белая, и еще много о чем. Мы обошли все четыре яруса башни, посмотрели сквозь бойницы - внизу хорошо видно, какая она толстостенная - 4,5 метра.



Кстати, интерактива тут хватает, так что приедете с детьми - заходите смело. На моих глазах мама с мальчиком пришли второй раз - чтобы еще раз зарядить пушку и выпалить из нее. Виртуально, конечно.

Мне же очень понравились восстановленные бревна в стенах башни.



А еще понравилось, как дружелюбно отнеслись к нашей съемке местные рыбаки, которые оглашали окрестности весьма характерными словами, но когда я попросила 10-15 минут тишины, без возражений замолчали и терпеливо дождались, когда мы закончим. Их собака была не прочь принять участие в работе.

После башни мы отправились к нашей любимой церкви Власия, начала 15 века. За что мы ее любим? Да за то, что стоит она на площадке среди пятиэтажек, а помнит времена, когда стояли тут новгородские посадские дворы.





Неподалеку, рядом с валом Окольного города, стоит Десятинный монастырь. Его собор разрушен, но уцелели кельи и колокольня. Пожилая женщина при виде камеры сказала: «Вот-вот, покажите, чтоб ИМ стыдно стало, что в центре Новгорода собор никак не восстановят!» И поведала, что здесь - воон, видите, за руиной собора, - крест, и похоронена какая-то знатная женщина. Мы подошли к кресту и увидели надпись «Елизавета Луполова (Параша Сибирячка)». И чуть ниже - «Старица Мария». Стала вечером искать, кто такая Параша Сибирячка. Кстати, на памятнике обидная ошибка - имя Елизавета взято из беллетризированной истории Прасковьи Луполовой, в реале девушка имя не меняла. А девушка удивительная. Дочь сосланного по несправедливому обвинению дворянина пешком из Сибири дошла до Петербурга, чтобы добиться оправдания отца. Добилась, но увы - подорвала здоровье и умерла всего в 25 лет в Десятинном монастыре, где собиралась принять постриг. А старица Мария - это здешняя монахиня, очень почитаемая, прожила более ста лет. Вот, теперь обеим общий памятник на руинах их обители.



После Десятинного монастыря мы посетили такую же милую, как Власьевская, церковку 12 Апостолов, а от нее поехали к еще одной нашей любимице - церкви Феодора Стратилата на Щиркове улице. Она, если не ошибаюсь, 12 века, и опять-таки стоит посреди советской застройки. Что поделать - война.







Закончили поездку около новенького памятника мальчику Онфиму - герою берестяной истории Новгорода.  Тут Игорек совсем скис от жары и усталости, и мы поехали в гостиницу. Как оказалось, правильно сделали - не успели войти в номер, как хлынул хороший такой летний ливень.

Поэтому второй заход на Софийские памятники мы сделали попозже и пешком - перевалили через мост и навестили эротично-мускулистого Садко с его Волховой и задумчивого Рахманинова.





Тут нас снова нагнала живописная тучка, и мы резво пошли назад. Отдыхать.

Путешествия, Здесь жили..., Полеты, Из дорожного дневника, Игорек

Previous post Next post
Up