Обычно, чтобы посмотреть на портреты работы Рокотова - очень и очень популярного в XVIII веке художника у знати, - достаточно пойти в Третьяковку или в Русский музей. Они примерно равномерно распределены по этим двум музеям. Кое-что еще есть в других местах (например, в Новом Иерусалиме один портрет был, в Твери кое-что). Этой весной их свезли в одно место - в Инженерный корпус Третьяковки. Свезли, конечно, далеко не всё, всего-то 40 с чем-то картин. Но все равно интересно. Я честно прособиралась, как всегда, почти до самого закрытия, которое, к счастью, перенесли на 9 мая, а то я бы вообще не успела.
Мне повезло - очереди в кассе никакой, народу относительно немного.
В первом зале все начинается, конечно, с Екатерины II. Парадный портрет работы "Рокотова и мастерской" с жезлом в двух исполнениях и еще с этюдом, указывающим, что конкретно выписывал сам мастер, а не подручные.
Рядом - все сплошь царская семья. Павел Петрович в детстве - вполне симпатичный мальчик с отменной выправкой.
И его братец - незаконный сын Екатерины от Григория Орлова, А.Г.Бобринский - совсем еще карапуз с погремушкой.
С ними рядом Евдокия Юсупова в детстве. Хорошенькая девочка, еще не знает, что ее выдадут за Бирона (потом разведется).
Дальше - большой зал с менее знатными, но все же весьма важными заказчиками Рокотова. Куракины, Барятинские, Ланские...
Отдельно в большом углу висит "Неизвестная в розовом" - самый милый, на мой взгляд, портрет из здесь представленных.
Рядом, у потрета А.М.Римского-Корсакова, молодого и надменного, толпится целая орава тетушек. Я думаю - чем же он их заинтересовал? А они вывешенную рядом статью "Московский период" читают.
Московский период представлен не только портретами, но и гравюрами Кампорези.
Кроме Москвы, представлены и виды усадеб, владельцы которых заказывали свои портреты Рокотову. Отрада, Степановское-Волосово, Кузьминки, Дубровицы. Для пущего колорита под картинами расставлены банкетки и стулья, расшитые античными картинками.
Юный важный Барятинский привлекает всеобщее внимание, выставлен в самом центре.
Ланская в огромном облаке кружев - словно пушистая болонка, смешная.
Обрескова, в противоположность ей, какая-то усталая и несчастная, хоть и тоже вся в кружевах и шелках.
Новосильцева и Санти с одного угла кажутся совсем похожими, а если подойти поближе - нет, ничуть. Тетка рядом со мной шепчет дочери (или племяннице?): "Ты сбоку, сбоку смотри!"
Куракина в окружении пейзажей работы Куракина-Второго чувствует себя как дома )
Отдельно выставлены "разоблаченные" портреты, которые ранее приписывались Рокотову, но теперь их автор "неизвестный художник". Старуха графиня А.И.Куракина хоть и не рокотовская, но отличная, настоящая пушкинская старуха.
Выставка хорошая. Вот ничего не скажу, хорошая выставка. Репродукции, как водится, настоящий цвет не передают, это надо видеть "живьем". К счастью, никакой сложности в этом нет, картины вполне доступны и в основных экспозициях наших музеев. Не то что экспонаты соседней выставки английского портрета, о которой -
отдельный рассказ.