Вот такой "цирк дрессированных демонов имени Корбиниана Бродмана"
источник информации скрыт
Ключики:
- актиния; она обозначает ликворные процессы и реакции, обменно-эндокринные в основном, но и реакции сосудов отчасти.
- рыба; она изображает реакции на уровне рефлексов и самых простых инстрнктов, а также реакции типа фобических по силе и возможности их контролировать (в смысле - понимать, что делаешь) и ими управлять (в смысле - как-то менять силу и рисунок реакции)
- крокодил; это метафора слоя психики, в котором формируются и действуют сложные инстинкты и формы поведения, обслуживающие биологические программы, типа охоты, заботы о потомстве (сложнее, чем у рыб) и охраны территории.
- мышь; она символ слоя, в котором формируется самые сложные социальные инстинкты и первичные принципы конструктивного и продуктивного взаимодействия в стае, они довольно сложные и гибкие, и на первый взгляд могут быть связаны с окружающими реалиями очень неоднозначно, но связь есть, и на поверку, вполне рабочая.
- большая обезьяна; метафорический портрет слоя, в котором формируется и действует спонтанность, творчество, игра и все остальные способы сложного и простроенного отреагирования положительных эмоций (отреагировать так отрицательные можно и в более нижних слоях, не погрешив против ощущения точности выражения чувств)
- маленькая обезьяна. И она изображает тот психический конструкт, который определяют то как "внутреннего цензора", то как "внутреннего критика", у Леви как раз вв отношении этого конструкта было меткое выражение "товаровед в себе", а некоторые из транзактных аналитиков соотносят родительскую фигуру именно с этим конструктом; в любом случае это та часть концепции себя, к которой относятся все оценочные суждения, когда-то полученные от значимых взрослых, и не оспоренные, несмотря на их несоответствие внутренним ощущениям себя. В нем хранятся все приспособительные механизмы, позволяющие индивиду адаптироваться в неудовлетворительной, или не слишком удовлетворительной, с точки зрения его интересов, группе, и он будет тем сильнее проявлять себя, чем хуже качество условий и качество жизни индивида. Кстати, это то, что Поршнев определял как "социальную единицу", та часть рефлексии, которая производится по собственной инициативе и из внутренних потребностей и нужд личности.
И эльф - метафорическое изображение той части концепции себя, в которой хранятся все цели, ценности, приоритеты и жизненные предпочтения индивида, то есть, сумма представлений о прекрасном и правильном себе.
Так вот, с этой маленькой обезьяной есть большие неоднозначности. Она, конечно, вроде как оценивает действия всей этой кучи-малы, которая совсем не мала. И оценивает вроде как исходя из интересов, нужд и потребностей индивида, конструктивными частями индивидности которого вся эта пирамида Дурова и является. Вопрос в том, КАК она это делает. А делает она это, исходя из допущения о том, что весь индивид, какими бы большими ни были нижние этажи пирамиды по отношению к верхним, относительно невелик, не силен и совсем не относительно некомпетентен по сравнению с другими членами его группы.
А если уходить от языка метафор, то форматы поведения, усвоенные в детстве как верные в общении для определенных ситуаций, остаются такими до тех пор, пока вы их осознанно не пересмотрите. И пересмотр будет делом совсем не пяти минут. Потому что пересмотр формата поведения грозит разрывом ценной коммуникации, а ценная коммуникация - это, знаете, такая вещь, которая позволяет "не пропасть в одиночку". И неважно, что вокруг двадцать первый век и мегаполисы на миллионы людей, и что именно среди них попасть можно только так, и они в этом с радостью помогут, а учитывая то, что за пределами мегаполиса они все не компетентнее детки ясельной группы, то помощь, на которую этот конструкт ориентирован, от них в принципе не может поступить... но ему пара десятков тысяч лет точно, а мегаполисы - явление довольно новое, и в этот конструкт не лезут. Там по дефолту за забором все еще тундра. Или прерия. Что-то недружелюбное и довольно скудно предоставляющее возможность пожрать вдоволь и поспать спокойно.
С внутренней стороны забора, впрочем, тоже не мед, но с внутренней стороны забора живут те, кто рассматривает тебя скорее как тягловую скотинку, а не как несколько десятков килограммов ценного и питательного белка, весьма условно оборудованного средствами защиты. И для того чтобы свои тебя начали рассматривать как еду, нужно очень сильно провиниться... такая, примерно, там наблюдается логика.
Понятно вам теперь, откуда растут "мне просто лень" и "я прокрастинирую" после, например, трех недель бронхита на антибиотиках? Увидели, где динамик, из которого несутся завывания "как бы себя поэффективнее пнуть, чтобы встать и побежать уже наконец, а то я я чего-то совсем вяло на пинки реагирую из-за температуры/полугодового недосыпа/десяти месяцев жесткой диеты/подставьте сами ваш вариант"? Смотрите внимательно: именно тут растет терпячка.
Удивительно ли вам после этого, что на этом уровне конфликт со значимыми близкими рассматривается как самоубийственная перспектива? Удивительно ли вам после этого, что требования близких с этого ракурса рассматриваются как нечто более значимое, чем собственное физические кондиции? Удивительно ли вам после этого то, что презумпция вменяемости и адекватности ДОКАЗАННО невменяемого и неадекватного окружения, выкорчеванная десять раз с корнем, прорастает в одиннадцатый раз?