Jan 06, 2012 09:29
Почему-то в среде окружающих меня родителей считается, что книжки по воспитанию и воспитание по книжкам - зло. Делать что-то по-научному (да и сама наука) - чуть ли не сама ось мирового зла.
Почему?.. Почему так популярен этот средневековый стереотип? :(
мысли вслух
Leave a comment
Самая большая беда с книжками по воспитанию младенцев. Потому что,на мой взгляд, подавляющее их большинство, начиная со Спока, откровенно попахивает садизмом. ИМХО, есть одна книджка, которую действительно нужно читать всем новоявленным родителям. Называется она "Пропедевтика детских болезней", написана А.Ф.Туром, памятник которого стоит во дворе Педиатрического института, издана в пятидесятых годах и описывает развитие детей и уход за ними. Очень полезная книжка. Единственное, с чем модно поспорить, так это с ранним введением прикорма, но и то именно поспорить. А так физиология младенцев с тех времен не изменилась, как не странно :) По этой книжке я своих растила - муж, когда сын родился, сказал, что не ответит мне ни на один вопрос по ребенку, пока я не сдам ему зачет по Туру :)
Современные книжки по воспитанию младенцев приводят в меня в полную ярость. У нас тут популярны книжки из серии "Каждый ребенок может..." - засыпать. есть и так далее. То есть каждого ребенка можно заставить засыпвать одного в кроватке, когджа он хочет быть на руках, заставить есть то, что он не хочет и тд и тп. Каждого ребенка можно сломать, кто ж сомневается. Вопрос только, зачем.
Раннее развитие - это отдельная тема. С сыном мы все это прошли. Доман, Монтессори, Серзы,Никитины, детский сад с упором на интеллектуальное развитие с четырьмя уроками в день, начиная с трех лет (в три года урок был 15 минут, с возрастом время увеличвалось). Разве что мимо Вальдорфской педагогики прошли, поскольку она у нас сразу резкое отторжение вызвала, когда мы увидели, как "вальдорфский" ребенок за пластиковую покупную машинку схватился. Когда родилась Идка, мы были сильно спокойнее, взрослее и занятее :) Поэтому специальным ранним развитием никто не занимался - росла и росла. Чем хотела, тем и занималась. Единственное, в три года на танцы отдали, чтобы к другим детям привыкала. Детский сад - католический, безо всяких уроков. Тем не менее, развивался ребенок точно так же, как и старший брат - в четыре года оба научились читать-считать, остальные навыки=умения тоже в одном и том жк возрасте появлялись, со скидкой на способности - у Фила очень рано способности к рисованию появились, Идка его в математике обставляет уверенно - и на билингвизм младшей, Фил говорить начал сразу правильными фразами,безо всяких детских словечек, у Идки было с этим похуже, зато на двух языках сразу. Читать на немецком она вообще сама научилась, я я ней только по-русски читала.
С методиками Монтессори и Вальдорфской педагогики засада в том, что они изначально были рассчитаны на определнные группы детей. Вальдорфские школы создавались для детей рабочих, которые не должны были идти учиться дальше. Я знаю мальчика - ровестника сына, который учился в такой школе. Классе в шестом мы сравнивали их уровень. Мальик замечательно играл на флейте и умел делать керамические горшки. С языками мальчик от Фила чуть-чуть отствавал. Во всем остальном отставание было гигантским. В восьмом классе мальчик устроил матери жуткий сканадал и потребовал перевести его в обычную школу, после которой он смодет поступить в университет.
Монтессори придумала свою методику для детей с отставанием в развитии. У наших друзей старшая дочка проблемная, а младшая самая обычная, так что они имели возможность убедиться, как действительно эффективно влияют на развитие особенного ребенка занятия по системе Монтессори, и насколько не нужны они для здоровго ребенка, которые развивается одинаково что с ними, что без них.Методика совсем не плохая и ничем не повредит. Просто ее использование ничего для ребенка не изменит
Reply
Впрочем, есть автор, с которой я в большинстве случаев согласна - Гиппенрейтер
Дальше идут книги по методике преподавания. Очень полезные книги должны быть. Я читала и искала их, когда стало понятно, что математикой с сыном надо заниматься самой. Возможно, я просто не нашла нужной. А нужна мне была методика, как заниматся математикой с выраженным аудиалом, которые все воспринимает исключительно через слух. Особенно забавно было то, что сама я через слух вообще не воспринимаю ничего, только визуально. Не нашла я такой методики :( Нашла упражнения на развитие зрительного восприятия, возможно, они немного помогли. Что-то придумывала сама. Многое сын учил с моего голоса. Кошмар, в общем, но вытянули. Дочка, к счастью, визуал с математическими способностями.
А методики расчитаны на некого абстактного ребенка :(
Reply
В основном так, Ань, да. Но я все больше встречаю в современных книжках по педагогике оговорок: мол, все дети разные, возможно с вашим ребенком это действо не прокатит и т.п.
К тому же, и так понятно, что что-то вы для себя принимаешь, что-то - нет. Так происходит с любой книгой...
И сейчас книг, действительно, много. Можно поискать подходящую. Помню мама мне купила химию и физику в картинках :) Я тут же их и освоила, хотя учителя меня уверяли, что тройка по их предметам - это мой потолок.
Методику преподавания я люблю :) Я люблю обложиться кучищей таких книг, обхихикивать что-то из них и выбирать то, что мне нравится. Иногда просто наталкиваешься на какую-то идею, а она тебя вдохновляет на что-то совсем другое, свое. Такое вот у меня милое хобби :)
Я тоже не со всем согласна в книжках. И сами авторы друг другу часто противоречат. Опять же, наше дело - сделать выбор, который нам симпатичен. Но это же не значит, что все книги - зло.
Аня, а ведь ты сама же кучу книг перечитала-перелистала, прежде чем не согласиться в чем-то с их содержанием. Это же классно.
Меня же больше всего смущает не факт несогласия с автором прочитанной книги (это нормально), а то, что люди не согласны с книгой уже заранее, не имея при этом ни малейшего представления, о чем в ней говорится...
Reply
Ты знаешь, я так и не успела почитать ни об одной из этих методик :) Помимо психологов (не попса, а нормальная человеческая наука), я читала книжки медиков, логопедов - чем и раздражаю обычно. Но педиатрам-то ведь можно доверять, правда? И иногда даже больше, чем бабушкам, воспитавшим 1-3 детей. Главное не перегнуть палку и лоб не расшибить. В итоге ты все равно будешь подстраиваться под конкретного ребенка, все разные..
Я тоже против раннего интеллектуального теоретического напичкивания, это да. Но, опять же, почему бы в свободной, игровой форме не позаниматься чем-нибудь интересным и полезным, раз уж ты все равно проводишь с ребенком круглые сутки?
Reply
Leave a comment