До сегодняшней ночи никогда не праздновала Ивана Купалу. Оказалось, что Купала - это всё равно что летний новый год, поэтому просто грех его не отметить как полагается. И мы с друзьями пошли его отмечать как полагается.
Сначала напекли всякой выпечки (требный жертвенный хлеб для богов, спецлепёшки), наварили яиц и отправились на ночь глядя в лес, к заливу. Чествовать Ярилу.
Ярилу чествуют так: сначала набирается куча травы и цветов, из этой кучи делается травяной Ярила. Сработало какое-то прасознание, и хоть травяных кукол мы до того не делали, Ярило получился знатный, с ножками, ручками и так называемой обязательной «ярилкой» (ибо Бог плодородия без неё не Бог плодородия). Так мы научились делать травяных кукол.
Потом Ярилу усаживают у костра, а сами вокруг него похаживают и всячески чествуют хвалебными песнями. Так мы и делали. А чтоб было чем в это время руки занять, мы плели венки. Венок полагается каждому. И хотя венки у нас уже сто лет как не плелись - пришлось заново научиться плести и венок. Ибо надо. В общем, головных уборов хватило на всех.
Каждому Купале-Яриле, по идее, полагается по Костроме - его сестре и несчастной супруге (часто её делают из украшенной лентами молодой срубленной берёзки). Но, честно говоря, берёзок в нашем лесу так мало, что просто по-человечески было жаль изводить на это дело целую берёзу. В общем, наш Ярило не по обычаю был одинок.
А потом Ярило умер. Мы просто водили хоровод вокруг него, а он вдруг сам упал и умер. Так полагается. Все попытки вернуть его к жизни были тщетными. Так начался традиционный похоронный обряд: похоронная процессия простилась с Богом и отправила его в темное царство Мары (Богини смерти). Мы его утопили.
Дело в том, что после летнего солнцестояния весенний плодородный Ярила изживает свой век, дни становятся короче, становится больше тьмы. На Землю приходит Мара (самая ужасная богиня, которая существовала в индоевропейском языческом пантеоне (также Мора, Марена, ей родственны слова «смерть», «марево», «кикимора», французское «кошмар»). Мара может погубить всё что угодно, но можно её отвлечь жертвами. Сначала в жертву ей отдавали молодую пару (что отразилось в древнегреческих мифах - мужчину и девушку сбрасывали со скалы в море), а потом у нас стали приносить в жертву образы Купалы и Костромы. Смерть Купалы и Костромы связана с более поздними преданиями. Они были брат с сестрой, которые не послушались матери Купальницы и пошли гулять на запретное полюшко и заслушались пения птицы Сирин. Налетели чёрные тучи, и Ярилу похитили гуси-лебеди, унесли далеко-далеко (узнаётся сказка?). Несчастная сестра так и не смогла найти своего брата. Когда пришла пора Костроме выходить замуж, напророчила ей птица Сирин скорую свадьбу и смерть. Не хотелось Костроме скорой свадьбы, но сплела она себе венок, ходила в этом венке и хвалилась тем, что замуж она не пойдёт, так как ветрам с неё венка не снять. Ветры разозлились и сдули венок с её головы, который после и нашёл Ярило. Так они подумали, что суждены друг для друга, и, не узнав друг друга, поженились. И только после свадьбы узнали о своём родстве. Не выдержав горя, супруги утопились и перенеслись в потусторонний мир, где Кострома стала русалкой… В честь них назвали цветок: Купала-да-Кострома (Иван-да-Марья)… А праздник Купалы, и вся купальничья неделя считается русалочьей неделей…
В общем, такая история. Говорят, сказка про «Сестрицу Алёнушку и братца Иванушку» также связана с древними купальскими обрядами: девушку топили, а второй жертвой был козлёнок, который символизировал её брата. В позднее сложившейся сказке он приходил на бережок и плакал утопленной сестре: «Горят костры горючие, кипят котлы кипучие, острят ножи булатные, хотят меня зарезати…». Может, изначально и не козлёнок ей плакал, а мальчик… На Купалу, действительно, горели большие костры…
Это я отклонилась. Жизнь продолжается. Жрец пустил по кругу братину (чашу с квасом, которая принималась собратьями со словами благодарности и восхваления богов), причастил всех требой, часть которой после была сожжена в костре в дар Богам. Затем спросил, остались ли у кого-нибудь обиды, и начала предсказывать будущее по жребиям. Гадали и на венках. И искали цветок папоротника, который наделяет даром понимать голоса животных и растений, а также видеть, где все клады закопаны (они должны гореть, по идее, такими синими огоньками). Жар-цвет, конечно, нам не дался, ибо всего (как говорит на этот счёт народная мудрость) надо добиваться своим трудом…
Вот так. А ещё народ загадывал желания и, держась за руки, прыгал через костёр. Костёр-купалец очищает, оздоровляет и скрепляет любовные и дружеские узы, поэтому все старались, выпрыгивали, как могли, и не по разу :)
Да, и ещё купались, конечно. Двое отчаянных довольно далеко умудрились сплавать, правда, потом долго жаловались, на то, что вода нетрадиционно соляркой воняет. В общем, купальный сезон открыли. Ещё там много всего было забавного, скакали-веселились, как черти, пока не упали на траву, когда над водой не начал подниматься пар и Солнце только-только начало расправлять свои лучи. Нечистая сила с рассветом ушла в своё царство, русалочьих хвостов, то и дело расплескивающих воду в заливе, больше не было видно, теперь можно было немного и поспать…