Оригинал взят у
iulia_rozhkova в
Какой была Петриковская роспись изначально? Какой была Петриковская роспись изначально?
Любому явлению, несущему красоту, свойственно все время развиваться. В этом смысле интересна история развития Петриковской росписи. Всем известно, что Петриковская роспись изначально была настенной, ведь интерьер сельских хат лет 200-300 назад не особо был заставлен мебелью. Нужно сказать, что подобные росписи существовали повсеместно на Украине за исключением Черниговской и западных областей, т.к. там хаты строились со сруба и не мазались глиной и мелом. В разных районах росписи имели свои особенности, а в Одесской, Хмельницкой, Днепропетровской областях присутствовали практически в каждой хате.
Село Петриковка Днепропетровской области славилось своими мастерами и можно ли назвать это везением или нет, но именно росписи этого села в конце 19-го века отметили этнографы, дав, собственно, название такому виду творчества - Петриковская роспись.
Петриковская роспись, нанесенная на печь.
Как роспись со стен перекочевала на бумагу?
Мы живем в кирпичных и панельных домах и уже не знаем того, что нашим прабабушкам и прадедушкам, жившим в мазанных хатках, приходилось каждый год наново белить стены, т.к. за зиму они трескались от перепадов температуры при топке печи и покрывались копотью от керосиновых ламп и лучин. Вместе с ремонтом исчезали и росписи, но их наносили вновь.
Обычно перед Пасхой самых умелых рисовальщиц приглашали соседи помочь расписать, а иногда им приходилось отправляться в соседние села. Тогда в обиход вошли так называемые «малевки». Малевки - это ленты белой бумаги с нанесенным на них строчным орнаментом или композиции на белой бумаге, которые просто нужно было прикрепить в нужном месте (вдоль стен, возле окон, дверных коробок, у печек).
Малевки.
Н. Билокинь Сюжетная сцена.
Малевки пользовались особым спросом в начале 20-го века. Позже малевки видоизменились композиционно так, что их можно было повесить как картину в любом месте комнаты. Следует отметить, что в те времена роспись была не такой утонченной как сегодня.
Дальнейшее развитие Петриковской росписи.
В 30-х годах 20-го века народное творчество всячески поддерживалось культурной политикой СССР и на Петриковскую роспись обратили внимание профессиональные художники. В это время было проведено несколько выставок. Мастеров из Петриковки приглашали в Киев расписывать фарфоровую посуду, керамику. Появилась новая плеяда художников-петриковчан. Они привнесли в Петриковскую роспись двухцветные переходные мазки, усилили контрасты цвета, формы. Благодаря этому изображенные элементы стали объемно выступать вперед.
Посуда, самовар, сувениры, игрушки расписанные Петриковской росписью.
После войны роспись не утратила популярности. Используя цветной фон, расписывались посуда, шкатулки, подносы, самовары, сувениры.
Петриковская роспись сегодня.
Сегодня Петриковская роспись не столько украшает вещи обихода, сколько служит средством выражения для художника своих творческих переживаний. Используя Петриковскую технику, художниками пишутся сюжетные картины, панно и даже пейзажи. Вот примеры росписи такого рода.
Марфа Тимченко.
Катерина Виман.
Галина Назоренко.
Инна Вапнярская.
Юлия Рожкова.
Сегодняшняя Петриковская роспись, безусловно, отличается от первородных образцов, т.к. обогащена многими находками и общими законами, привнесенными профессиональными художниками. Например, мастеру сегодня на одних технических приемах и собственном чувстве красоты далеко уже не уйти. Необходимо знать многое о создании декоративных композиций, о контрастных цветовых парах, об осветленности и цвете, уметь работать на фонах, соотносить такие понятия как цвет, свет, контраст, фон, композиционное равновесие.
Петриковская роспись, возникнув как прикладное искусство, призванное украшать быт простых людей, взяв все лучшее, что привнесли мастера, продолжает развиваться дальше.
Узнать больше о традиционных Петриковских композициях можно на
моем сайте в "Бесплатных уроках".
http://www.prostalogika.com/index.php/ru/component/content/article/9.html - обучение петриковской живописи