ФОТОГРАФИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ.
Фотография как получение и сохранение статичного изображения на светочувствительном материале при помощи фотокамеры, - сравнительно молодое, возникшее менее 200 лет назад, явление культуры, имеющее предметные и процессуальные аспекты. Существенная значимость фотографии для социума открывает возможности для ее социологического анализа.
В предметном аспекте фотография - не просто картинка, сохранившая памятные мгновения чьей-то жизни, это документ, фиксирующий взаимодействия людей и другие социальные факты, это момент истории, элемент социального наследия. В этом смысле фотография является исследовательским инструментом для визуальной социологии, одним из источников информации в социологическом анализе документов.
В процессуальном аспекте фотография - это жанр искусства, вид профессионального и массового самодеятельного творчества, направление образования и бизнеса. С этой точки зрения фотография входит в предметную область социологии культуры и искусства, экономической социологии, социологии личности, образования и так далее.
В культуре Забайкалья фотография появилась более 100 лет назад. Жителям края хорошо известны фотографии дореволюционной Читы, украшающие ныне офисы города и представленные на страницах многочисленных краеведческих книг и сайтов. Фотолетопись ХХ века составляет значительную часть экспозиции местных музеев, неся в себе огромный воспитательный потенциал и немалую историческую и художественную ценность. Без фотографии немыслима современная пресса. Популярность читинских фотокорреспондентов старшего поколения (Е. Епанчинцева, Ф. Машечко, В. Дианова и др.) сопоставима с известностью местных артистов, художников и политических деятелей.
Фотоаппарат во второй половине прошлого века считался прекрасным подарком, и многие энтузиасты - дети и взрослые - с удовольствием постигали тонкости химических процессов фотообработки, учились обращению с фотобачком, фотоувеличителем, глянцевателем. С замиранием сердца следили они при свете красного фонаря за появлением изображения на фотобумаге в ванночке с проявителем. Каждая фотография становилась предметом гордости автора, независимо от того, предназначалась ли она в семейный фотоальбом или на страницу многотиражки.
С появлением цифровой фотографии технология получения снимков для рядового фотолюбителя упростилась и подешевела. Теперь не нужно экономить каждый кадр (не нравится - стер и снял заново), тратить время на самостоятельную проявку пленки и фотопечать, компьютер исправляет ошибки, непростительные раньше. Армия фотографов (включая обладателей оснащенных фотокамерой мобильных телефонов) стала многомиллионной, объем фотопродукции превысил все мыслимые масштабы. Географическое положение края углубило эти процессы. Забайкальцы выгодно приобретают фототехнику в Китае, дёшево распечатывают там свои снимки.
Фотография стала повседневным явлением, утратила для обывателей эзотерический привкус, заняла прочное место в современной культуре. В Чите систематически проводятся конкурсы на лучшую фотографию (тематика - багульник, дети, летний отдых и т.д.). Фотовыставки приурочиваются к значимым для края событиям, например, открытию научных конференций, собирая большую аудиторию. Художественные фотографии украшают местные галереи и выставочные залы. В Интернете открыто много специальных сайтов, посвященных фотографиям Читы и Забайкалья. Фотографы ведут свои блоги, рекламируют фотоуслуги.
Фотография как предмет бизнеса всерьез интересует предпринимателей. По данным бизнес-каталога Читинского городского портала (
http://www.chita.ru/), фото входит в сферу интересов около 120 местных фирм. Из них почти 50 (более 40 %) непосредственно оказывают фотоуслуги, включая выездную фото- и видеосъемку свадеб, юбилеев и др. (около 20 %). 35 фирм (около 30 %) заняты продажей фототоваров, 37 предлагают фотопечать, 20 (около 20 %) изготовляют всевозможные фотосувениры - календари, буклеты, футболки с фото и т.д. (сумма процентов больше 100, т.к. большинство фирм совмещают разные направления деятельности). Несколько фирм заняты ремонтом фототехники. Есть и уникальные предложения: печать фотографий на обоях и натяжных потолках, аэрофотосъемка, восстановление фотоархивов на компьютерах, пораженных вирусом, и даже фото- и видеодоказательство детективным агентством супружеской неверности и прочих прегрешений граждан.
Безусловно, для успеха в фотобизнесе важны многие факторы. Фотография - поле для весьма выраженной многомерной стратификации её адептов. Измерениями стратификации в данном случае выступают образование (техническая и художественная подготовка), накопленный личный опыт, качество (читай: стоимость) фототехники, цель занятий фотографией, степень профессионализма, уровень доходов от фотографии, престиж в среде коллег, работодателей и зрителей. Несмотря на многочисленность любителей фотографии в Чите и крае, профессионалов высокого класса не много (приходилось слышать мнение, что их не больше десяти), и конкуренция среди них высока. Пик карьеры местного фотографа - работа корреспондента ИТАР-ТАСС по Забайкальскому краю, освещение значимых событий международного уровня. Неплохой доход приносит выпуск художественных фотоальбомов с местной тематикой, однако это занятие требует огромных капиталовложений и серьезной профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка фотографов, или, если так можно выразиться, фотосоциализация в Забайкалье сегодня достаточно проблематична: ни одно из учебных заведений Читы не готовит фотографов. Кроме фотостудии в дошкольном детском центре «Мозаика», знания по фотографии можно получить, лишь обучаясь журналистике или дизайну в ЗабГГПУ. Заметным явлением культурной жизни города была Фотошкола М. Чарчогляна, несколько лет работавшая во Дворце Искусств и подготовившая несколько профессиональных фотографов и много грамотных фотолюбителей.
Современный неофит, постигающий фотопремудрости, должен быть достаточно состоятельным человеком, асом коммуникации и отличником самообразования: ему надо постоянно обновлять фотооборудование, читать учебники, просить совета в фотосообществах в Интернете, участвовать в конкурсах, брать уроки у местных мэтров или посещать мастер-классы приезжих фотосветил, ведь по-настоящему секреты фотоискусства можно постичь, только общаясь с мастерами. Профессионалы остаются штучным товаром.
Тем не менее, фотография сегодня востребована забайкальцами. Каждый время от времени снимается на документы, почти у всех есть фотоальбомы или электронные фотоархивы, интересные не только самому человеку, но и его окружению. Фото - предмет восторгов социальной сети, добрая половина содержания блогов, украшение глянцевых и научных журналов. Нам привычны снимки не родившихся пока младенцев и соседних галактик. Уже трудно поверить, что так было не всегда. Кажется странным, что не у всех есть фото прабабушек, что невозможно посмотреть фотографии основателя Читы или ее первых жителей.
Все меняется. Наша культура трансформируется и глобализируется. Мы делаем снимки японскими и китайскими фотоаппаратами, обрабатываем их американскими программами, сдаем фотографии в международные фотобанки, обсуждаем свои снимки с друзьями из разных стран, смотрим в Интернете фоторепортажи со всего света. Фотография становится все более важной частью культуры, участвуя в реализации многих ее функций. И все эти процессы ждут своего дальнейшего исследования в социологии.
Ю.В. Иванова, г. Чита
опубликовано: Забайкальские социологические чтения - Регион как социокультур-ное пространство: проблемы и перспективы социологического анализа: материалы V Всероссий-ской научно-практической конфе-ренции с международным участи-ем, 18-19 ноября 2010 г. - Чита, ЧитГУ. - 2010 г. 264 с. С. 87 - 90.