Oct 31, 2006 17:40
2 года - 2 года 6 месяцев
27.01.06
Митя любит считать до двух. Если видит два предмета кричит: “Дее, дее!” (две ложки, два поросенка, две руки, две кучки какашек, пупков у мамы и Мити, нарисованный крокодил и игрушечный итп ).
Вообще он умеет считать до трех, но число “тии”(три) его почему-то не впечатляет. А если предметов много, Митя не теряется - указывает на два из них и радуется “Дее, дее!”.
Записано 5.06.06
Митя давно уже знает, что “мама - Юя, папа - Саса”. Но по имени никогда нас не зовет. А недавно я ему говорю, увидев учиненный беспорядок “Эх, Митя”. А Митя поймал интонацию и отвечает - “Эх, Юя…”
Не миновали традиционного детского слова - на запрет “нельзя” возражает: “ЛЬЗЯ, ЛЬЗЯ!”.
- Митя, пойдем в гости?
- (с восторгом) Да!
- А что мы будем делать в гостях?
- Ам-ам
Митя ползает по маме и бормочет “всё-всё мой, всё-всё мой”.
- Что твой?
- Мама мой!
Записано 17.06.06
Мите 2,5 - в разговоре появились падежные окончания (пока только родительный падеж). Впервые заметила, когда попросил “Мить гагу” (помыть ногу).
Митя стал использовать лексику книг и мультфильмов. Я на него обижена, Митя подходит и говорит жалостливым голосом “Мама, не па-ачь” (мы ему так никогда не говорим, слова, видимо, из сказки “Лиса и заяц”).
Посмотрел мультик “Просто так” (там звери передаривают друг другу букет цветов). Очень полюбил заглавную фразу. “Митя, ты почему вытираешь лицо шторой?!” - “Пгосто так!”, “Митя, ты зачем порвал обои” - “Пгосто так!”
Митя стал много разговаривать, причем и с нами, и с самим с собой, и с игрушками и прочими неодушевленными предметами.
“Одай, это мой кака!” (Отдай мою руку!) - Митя сражается с футболкой.
“Соце кыс, не наго газ, мой газ, кыс-кыс” (Солнце кыш, не надо в глаз, мой глаз, кыш-кыш) - прогоняет солнце, он на него давно в обиде, еще с весны, когда просил выключить солнце и узнал что это невозможно.
С некоторых пор Митя стал кошкой. Он так и отвечает (“коска”) прохожим, пристающим с вопросом “Как тебя зовут?”. А кошкой он стал потому, что внезапно и сильно полюбил вареную и жареную рыбу. Так вот, приходит ко мне на кухню Митя, то есть кошка, перед обедом и пытается стащить со стола мармелад. Я говорю - “кошка, иди ловить мышей”. Он послушно уходит в комнату. Через некоторое время слышится “Сяк, сяк мись” (хвать, хвать мышь). А потом сын приносит коробочку с монетками, сообщает, что это мыши и начинает заталкивать их в дырку под раковиной. На вопрос “что ты делаешь?” отвечает - “там но(р)ка”.
Кстати, называя себя кошкой, он понимает, что это игра. А так от него можно добиться анкетных данных, сообщает что он “Митя Гах, масик, дее”.
2 года 6 месяцев - 2 года 9 месяцев
Записано 25.06.06
Митя показывает на карту “Животный мир земли”, говорит “А, а”. Я не понимаю, переспрашиваю:
- Что там, рыба?
- Нее
- Зверь?
- Нее
- А что же такое “А”?
- БУКВА!
Записано 11.07.06
Очередной раз рассказываю Мите, что папа на работе, а работает он программистом и делает компьютерные игрушки. Митя с удовольствием все это повторяет:
- папа абота Мист Игушки.
Потом, немного подумав, спрашивает:
- мама кто? Мама пахеси? (профессия)
Я начинаю рассказывать, что мама тоже была программистом. Но теперь мама занимается Митей и Митя очень редко отпускает маму работать (кстати, беседа возымела действие, позже сын несколько раз милостиво разрешал “мама, аботай. Я игаю сам.”).
Потом перечисляем разные профессии, спрашиваю - а Митя кем будет, когда вырастет?
Ответ, в общем-то, очевиден:
- мист, игушки.
Перспектива так ему понравилась, что теперь неоднократно сын сообщает нам, чтобы порадовать:
- я сооой (большой), мист, игушки.
Записано 15.07.06
Митя часто акцентирует свои чувства. Плачет и сообщает - “Я плачу.”
А сегодня играл, играл - а потом лег и говорит “Я устал”. И чуть позже - “Мне плохо” - ох, моя школа. Нужно следить за своими словами, а то слишком часто я отделываюсь от Мити со словами “Горло болит, мне плохо, я устала”
Кстати, в отличие от многих других детей Митя практически не говорит о себе в третьем лице. Может на вопрос “Кому?” ответить Мите (и часто сам себя поправляет - “Мне”). Но рассказывая о себе, всегда говорит “Я”
18.07.06
новое любимое изречение - “не буду!”
27.08.06
Недавно собирает рюкзак - игрушки уже не влезают - но Митя хочет прихватить на улицу еще и грузовик, и трейлер. Говорю:
- Выбери, что ты возьмешь грузовик или трейлер и неси его в руках.
- И грузовик, и трейлер. У меня две руки.
29.08.06
Прошу Митю что-то сделать, отвечает:
- Не могу, я думаю (лежит подперев подбородок рукой)
- О чем же ты думаешь?
- Обо всем.
2 года 9 месяцев - 3 года
Записано 13.10.06
Я перебираю клюкву. Митя пристроился рядом, и, подражая мне, отрывает от грозди виноградинки и складывает в пиалу. Вздыхает:
- Ох, не легкая это работа… (осмысленное цитирование?)
Про чтение. Решили перечитать все наши книги (не повторяясь). Читали с 1 по 25 сентября. В среднем по 2-3 часа в день (правда, в этот промежуток попала Митина болезнь, сопровождавшаяся книжным марафоном - почти 10 часов чтения за сутки). Кстати второе, столь же внушительное по охвату времени занятие - лепка.
- Ты что построил?
- Поезд
- Хороший поезд получился?
- Да. Только падает.
Несколько дней назад обнаружила, что Митя умеет “читать”. Прочел почти дословно сказку Сутеева про трех котят. Частично стихотворение “Кони, кони как живете…”
Митя знает про ядовитые и съедобные грибы и ягоды
Разговариваем про змей. Рассказываю:
- Гадюка тонкая, короткая и ядовитая. Питон - толстый, длинный и не ядовитый.
Митя радостно: Его можно есть!
Мама: … завтра пойдем и купим шоколадку
Митя: большую-большую
Мама: и ты сам ее съешь?
Митя: и маме дам, (подумав) только маленький-маленький кусочек.
Ищем парные картинки. Говорю:
- А смотри, эта палка осталась без пары и плачет…
Митя:
- Она не может плакать, у нее нет глаз!
- Мама, слушай что было дальше...
Пыталась устроить провокацию, утверждая что кошки хрюкают, а свиньи мяукают. Митя не поддался, заявил "мама, ты плохо думаешь!"
Клеим карточки. Митя спрашивает:
-эту наклеила?
- да
- а эту?
- да
- мама уже большая, все наклеила.
Митя очень вежливый: "спасибо, мама, что сделала кашу".
Еще часто говорит “пожалуйста” (тихим голосом, глядя в глаза) - благотворное влияние книги “Волшебное слово” Осеевой. И не знаю, как ему отказать на “мама, дай шоколад, пожа-алуйста”, слово-то волшебное…
21.10.06
Сегодня утром Митя впервые рассказал свой сон. Сон был по мотивам Митиной поездки в августе с Олей, Дианкой и Лениными родителями на дачу на “большой машинке”. Только ездили они почему-то на рыбалку и поймали большую рыбу.
Записано 25.10.06
На вопрос “Откуда ты взялся?” Митя уверенно отвечает “Из животика. Там была водичка и было темно.” (видимо я когда-то что-то рассказала). Недавно спросили его “А в животике ты откуда взялся?”. Митя, не задумываясь, ответил: ”Сделал дырку, туда залез, закрыл дырку и потом там ползал.”
Еще пытались его смутить “А может ты из папиного животика?” Митя “Нет, там нет водички”.
У Мити 2 критерия “Мама, смотри, красиво?” или “Правда смешно?”
27.10.06
Митя, вспомнив детство, присосался к груди.
- Митя, там уже ничего нет.
- Есть! Видишь какая большая. Вот все выпью, будет маленькая.
Когда Мите нужно от нас что-то, что он сам сделать не может (или не хочет из-за своего временного впадения в детство), любит подчеркивать нашу взрослость - просит: “Большой папа, включи свет” или “Большая мама, вырежи эту картинку.”
Митя 0-3