летом 2006 года у Мити начался кризис трех лет и мне он показался интересной задачкой, побуждающей искать новые способы взаимодействия с ребенком. я даже записала многие способы, и до сих пор
эта статья и
ее продолжение являются самыми популярными и цитируемыми моими статьями. собственно это была моя первая статья для родителей и из нее образовалась вся моя сегодняшняя деятельность и оба моих блога. так что сейчас кажется, что от кризиса трех лет была только польза.
а вот с теперешним кризисом сложнее. наверное, у каждого родителя есть слабое место - кто-то не выносит громких криков, кого-то особо раздражает размазанная по стенам еда. а я последние 20 лет не терплю детского кривляния, а оно в семилетнем кризисе одно из базовых приобретений. но не только оно, поэтому и захотелось как-то зафиксировать все остальное.
но прежде, в качестве теории, две ссылки на замечательные статьи по теме
про кризис вообще и
про семилетний в частности. последнюю - как будто про нас писали :)
а теперь Митин кризис глазами очевидца:
1. Критичное отношение к другим. Почему-то первое, что запомнилось - Митино обвинение "Ты говоришь неправду". у нас в семье как-то не принято обманывать, да и обвинять в этом. поэтому слова прозвучали... неожиданно. но мы часто шутим и над Митей, и друг над другом. и теперь стала замечать, что ребенок слышит и как-то напрягается. а потом с облегчением кричит "это шутка!". (раньше так он просто все воспринимал как есть и смеялся, как только другие начинали смеяться).
2. Самокритичность. Недавно Митя решил подарить знакомой девочке рисунок. раньше он рисовал пару минут и приносил "смотри, как красиво". а тут испортил несколько десятков листов одним и тем же сюжетом и каждый ему чем-то не понравился. в итоге сделал аппликацию.
3. Попытки найти свое место. вот тут мы получили все, что заслуживаем. все наши "А ты не вмешивайся", "Отстань", "Не твое дело" нашли новых адресатов. и стоит пригрозить ребенку, как он отвечает "ты еще пожалеешь" и возвращается с мечом и щитом. как тут не почувствовать всю родительскую несостоятельность?
4. Свой внутренний мир. Вдруг смотришь, что обычно жизнерадостный ребенок сидит грустный-грустный. иногда просыпается уже грустный. сначала пугаешься, что заболел, потом перебираешь все последние события. а он на все распросы отвечает "все нормально", отвечает таким грустным-грустным голосом, что плакать хочется. а еще прочитала в литературе по теме про "симптом горькой конфеты" - ребенку плохо, а он старается этого не показывать. так что если сын весел тоже душа не спокойно, все кажется, что он как-то ненатурально весел.
5. Ирония. иронизирует Митя во всю, причем научился это делать с серьезным лицом. иногда это открытые шутки, иногда именно подкалывание. вот недавно расплетала косы, а Митя сел неподалеку и стал петь, чуть слышно "А кудряшки на барашке...".
6. Соревновательность. я
писала, что старалась ее сдерживать и не провоцировать. но теперь началось. у меня постоянное ощущение, что я участвую в каких-то забегах и чемпионатах. сын только сообщает "по одеванию ты отстала на пять баллов." или "я выиграл и получил бонус". но есть в этом плюс - он и правда многие повседневные дела стал выполнять намного быстрее.
7. Кривляние. ох, с утра и до вечера. на простой вопрос получаешь выступление театра мимики и жеста. вместо искренних детских эмоций - манерничание и жеманство. нормальный голос своего ребенка можно услышать только случайно, если он забудется и перестанет кривляться. одно успокаивает - когда-нибудь это пройдет.
и еще хочу успокоить других родителей, которым все только предстоит - это не столько страшно,сколько интересно.