А вы говорили, буду кормить до школы… (опыт грудного вскармливания - от начала до конца)

Aug 22, 2006 22:10

статья про наше ГВ (начато - 11.12.2003, закончено - 04.05.2006)
опубликована 06.07.2006 на 7ya.ru

upd: ну вот, статья победила в 12 этапе конкурса "Молочные реки", только что я буду делать с призом - молокоотсосом?

ссылка

А вы говорили, буду кормить до школы… (опыт грудного вскармливания - от начала до конца)

0. Страшные мысли небеременной женщины.

Зачем меня напугали и кто? Рождение ребенка (несмотря на все мечты о нем) представлялось тяжким испытанием, но еще большее отчаяние вызывали последующие процедуры: кормление, купание, одевание и прочее, пока неведомое. Желание родить сменялось приступами паники: “Я не смогу кормить его в определенное время, я ненавижу режим и часы у нас дома одни и те сломанные. Я такая неловкая - вдруг я его уроню, что-то сломаю этому маленькому хрупкому Существу. Я не смогу поддерживать стерильность и ненавижу гладить белье.”

1. Беременность

Беременность вытеснила глупые мысли о будущем проблемами текущими. А еще был Интернет и лучшая книга - Серзы. Так что я значительно поумнела. Я знала, что буду кормить по требованию, не собиралась покупать “на всякий случай” смеси и бутылочки. Решение проблемы питания уменьшило страх перед всем остальным.

И вдруг, на 37 неделе беременности, посмотрела учебный фильм по грудному вскармливанию, который расстроил и испугал меня. Прикладывание к груди показалось каким-то сложным процессом, требующим особой гибкости рук, хорошей реакции и удачливости. И все это не гарантировало избежания множества проблем, обсуждавшихся во второй части фильма.

2. Первый раз

Роды были долгие и тяжелые, впрочем память о них быстро стерлась. Сына сразу приложили к груди, но сделали это “для галочки” - ни капельки молозива не выступило, и столь важный контакт длился лишь несколько секунд. А потом еще пришлось выдержать битву с врачом за совместную палату, поскольку “после таких трудных родов, нужно три дня отдыхать, а не ребенком заниматься…”. Не знаю, послушала ли врач мою бессвязную мольбу или более спокойные доводы мужа (присутствовавшего на родах, но в отличие от меня не являющегося пациентом). С сыном меня не разлучили.

В палате и я, и сын сразу уснули. Разбудил нас утренний обход, и только после его окончания я смогла рассмотреть своего, пока еще безымянного, детеныша. К моему удивлению, новорожденный ребенок оказался не таким уж беспомощным и несмышленым. Может это и материнские фантазии - взгляд его был вполне разумным, требования понятны. Он сразу и абсолютно правильно приложился к груди (правильность подтвердила подошедшая с осмотром педиатр) и потом три дня и три ночи неутомимо сосал абсолютно пустую грудь. Зав.отделением запрещала брать ребенка в кровать. Но так как из-за швов я могла кормить только лежа, и делали мы это непрерывно - еще в роддоме наладился совместный сон.

Я переживала, что грудь“не подает признаков жизни”, хотя молозиво у многих еще во втором триместре появляется. Поддерживала накопившаяся за беременность убежденность, что буду кормить легко и долго. Сын не требовал еды, и, казалось, знал лучше меня, как все должно быть.

И вот, на четвертую ночь, накануне выписки из роддома, ОНО ПРИШЛО!  Наверное, в ту ночь я и прониклась доверием своим инстинктам, приобрела уверенность, позволившую мне в дальнейшем не верить слепо общественному мнению, неквалифицированным педиатрам и советам старшего поколения.  А сын отнесся к появлению еды как к должному, но не уменьшил своих усилий и ел даже во сне.

3. От 0 до 6.

Пробыв матерью чуть больше четырех суток, я уже смогла продемонстрировать мужу свое искусство обращения с ребенком и угадывания его желаний. Первые месяцы я высыпалась так хорошо, как никогда в жизни. Сон стал чутким, несколько раз за ночь приходилось открывать глаза, чтобы помочь сыну, ищущему грудь, но зато спала я по 14 часов. Дел и хлопот оказалось немного. Стирал и убирал муж. От глажки белья я отказалась, прочитав о ее возможном вреде для малыша. Приготовление простой пищи (я придерживалась довольно строгой диеты) отнимало совсем немного времени. Сын был очень спокойным, не плакал, не болел.

О диете хотелось сказать подробнее. Я отсидела первые две недели на гречневой каше, грецких орехах, бананах и зеленых яблоках. Потом наступил Новый год. Праздничный стол был скромным, но удалось обойтись без гречневой каши. А в новом году я опять вернулась к  разнообразному, хотя и диетическому меню. И вот в 2 месяца мой сын стал покрываться некрасивыми красными шелушащимися пятнами. Диагноз был неприятный - лактазная недостаточность, но наша замечательная педиатр даже не заикнулась о прекращении ГВ (а ведь есть врачи, которые это советуют). Так что на следующие 6 месяцев я была лишена любых молочных продуктов (тяжелее всего расставалась с творогом и молочными кашами). Красные пятна у сына прошли, но моментально появлялись, стоило мне соблазниться мороженным или глазированным сырком.

Все шло своим чередом. В месяц была моя единственная бессонная ночь - предстояло оставить ребенка дедушке и бабушке, чтобы поехать в ЗАГС его регистрировать. Моя мама попросила нацедить на всякий случай молока. Я специально проснулась ночью, когда молока побольше, с жуткими усилиями цедила, цедила - оказалось прикрыто лишь донышко чашки. Потом “на запах” проснулся проголодавшийся сын. Пока кормила (а у нас эта приятная, успокаивающая процедура занимала не меньше часа), молоко в чашке как будто свернулась. Я пару часов поспала, опять принялась цедить - наверное, 50 мл выцедила. Утром я эту чашку случайно опрокинула. Приехавшие родители застали меня замученную, невыспавшуюся, перенервничавшую за сцеживанием очередной порции. Трудно описать мое эмоциональное состояние, когда, вернувшись, я увидела, что добытое с таким трудом молоко так и осталось не выпитым. Больше я никогда не сцеживалась.

А вскоре, кажется через неделю или две, произошло установление лактации. Теперь молоко из меня лилось почти непрерывно, не только чашки, бидоны можно подставлять.

Еще хочу сказать о важном предмете, о котором узнала у Серзов - беби слинге. Во время беременности у меня появилось маниакальное желание обзавестись этой вещью. Купить качественный импортный слинг не получилось, отечественному самошиву я не доверяла - в итоге слинг сшил мне папа.  О нашем слинге нужно писать отдельную статью. Здесь лишь хочу сказать, что когда мне надоело все время спать, захотелось привести в порядок дом, приготовить что-то вкусное мужу, посидеть за компьютером, только слинг помог не нарушить установившийся с сыном контакт.

Про пустышку. Отношения с пустышкой не сложились. Решила заменить себя пустышкой, когда начались проблемы с животиком - казалось, что если сын будет есть реже, проблем будет меньше. Но купленную соску ребенок не признал. В 3 месяца проблемы с животиком кончились, но мы стали чаще выезжать. Кормить ранней весной на улице холодно, в транспорте - стыдно (потом жизнь заставила кормить и в маршрутках, и на главных улицах трех городов, в Макдоналдсе и даже на Красной площади). Тогда я подсовывала требующему молока ребенку пустышку, крепко держа ее (чтобы не улетела). С приходом лета эта необходимость отпала, соска затерялась. В год сын нашел ее, выслушал объяснения, что это такое, и засунул в рот … противоположным концом.

4. А потом до года

Новый этап ГВ начался после 5 месяцев. В 4 месяца и неделю сын пополз (это предмет моей гордости, так что не могу не похвастаться), к пяти научился преодолевать препятствия. Примерно в то же время стал ночью сам находить грудь - теперь я могла не просыпаться.

Прикорм я сначала пыталась вводить “как правильно”. С 5 месяцев стала давать грызть яблоко, сушку.  После 6-ти пробовала давать пюре из вареного кабачка или моркови, яблочное пюре. Наверное, пару ложек сын съедал, остальное с удовольствием размазывал по себе и подвернувшейся мебели. С большим аппетитом он ел абрикосы. В 8 месяцев  попробовала дать детскую кашку - с трудом впихивались 1-2 ложки. От мучений ежедневной кормежки меня спас сын, включив коробку с кашей в свой план разрушений.  Этим и завершилось мое увлечение прикормом. Сын получал фрукты, вареные овощи когда они были дома и он сам проявлял желание их есть. Мясо, творог, соки ввели в рацион после года. С 6 месяцев, в жару, стала давать из поильника воду.

А так основной едой оставалось молоко, сын все более входил во вкус.

5. А потом - до полутора.

После года, почитав положенное меню, стала переживать, что сын мало ест. А ел он в 1 год 2 месяца - 1\2 банки детского питания мясо плюс каша или овощи, 2-3 ложки детского творожка, и мизерными порциями - вареные овощи, фрукты, сыр. Пил только воду. Ну и конечно мое молоко (5-6 раз в день, без ограничений). Слышала советы что нужно прекратить ГВ, тогда кормление наладиться, предостережения, что ребенок голодает и не получает полезных веществ, ну и конечно заявления, что в молоке после года ничего полезного, один вред. Все эти разговоры вызывали беспокойство, но все же доверилась я своей интуиции и совету мудрого педиатора из онлайн консультации: “Предлагайте разную пищу, заинтересовывайте, но не настаивайте. И не беспокойтесь, все наладится”.

В полтора года и правда все наладилось. Сын постепенно увеличил норму поедаемой пищи до положенной, при этом сохранились 4 кормления молоком: вечернее, ночное, утреннее, перед дневным сном.

6. Когда я первый раз задумалась, не пора ли заканчивать.

Когда сыну исполнилось 1 год и 10 месяцев наша триада (он, я и молоко) пережила первый кризис. Трудно понять первопричину - то ли мой организм начал истощаться и количество молока уменьшилось, то ли сын стал больше нуждаться во мне и молоке. В результате сын от груди практически не отходил, а я постоянно чувствовала жуткую усталость, появились проблемы с зубами, волосами, ногтями и все это на фоне осенней депрессии. Я попыталась ограничить кормления, старалась в дневное время отвлекать сына, заставляла каждый раз минут по 10 дожидаться молока (оправдывалась своей занятостью, сын понимал), подкармливала его на ночь бананами. В итоге я почти перестала кормить днем, но ночные кормления никуда не делись - все-таки я привыкла ночью не просыпаться и оставшийся без контроля сын ел сколько хотел. Тогда же во мне созрела уверенность, что удастся плавно завершить ГВ к рекомендуемым ВОЗ 2 годам.

А еще через месяц полезли последние, оказавшиеся самыми тяжелыми зубки у сына. Месяц слюней, соплей, капризов. И опять вернулись бесконтрольные круглосуточные кормления.

7. Бросить кормить очень просто, я много раз бросала

В 2 года и 1 месяц вернулись к своим прежним достижениям - только ночные кормления. Потом стала укладывать спать без молока. Столь любимый процесс заменила песней, а затем и сказками собственного сочинения.  Бывали удачные периоды - 2-3 дня на одном, утреннем кормлении, но потом опять возвращались к двум (и 3, и 4) ночным кормлениям, а стоило лишь мне отвлечься на свои дела, так и днем сын находил грудь.

В 2 года и 2 месяца, начитавшись советов, намазала грудь зеленкой, показала сыну, сказала что заболела. На последующие просьбы о молоке демонстрировала “какое все зеленое”. Сын не плакал, и, кажется, даже жалел меня. Я же, в какой-то момент, малодушно пообещала, что скоро выздоровею и опять будет молоко.

Впервые легла спать не снимая бюстгалтер, и в 5 утра проснулась от жуткого лактостаза. Хорошо, что сын взял грудь не открывая глаз, а то ведь мог и не согласится на “больное” молоко.

Потом еще пару раз повторяла трюк с зеленкой. В то, что получиться сразу и навсегда прекратить ГВ я больше не верила, но это помогало немного отдохнуть от маленького сосателя.

8. Как все закончилось.

Сыну 2 года, 4 месяца (ровно). За последнюю неделю сильно ухудшилось мое состояние. После утреннего кормления вставала с головокружением, чтобы как-то функционировать приходилось несколько раз в день ложиться отдыхать. И тогда я разработала план:
  1. Одела хлопковый боди и  в течение следующего месяца носила его круглосуточно. Это позволило полностью исключить бесконтрольные сосания - добраться до груди сын не мог. 
  2. Сказала сыну, что молока стало мало, и теперь буду кормить его только ночью.
  3. Ввела ритуалы, облегчающие засыпание. Во-первых,  обязательная сказка или песня на ночь (со временем догадалась записать их на диктофон). Во-вторых, перед сном сын обязательно приносит себе напитки - у кровати должно стоять не меньше трех чашек с соком, водой, чаем, компотом.  В-третьих, я должна перед сном несколько раз повторить присказку “Все дети почистили зубы, легли на кроватки, укрылись одеялами. Один Митя не спит!”
  4. Ночью кормила только если сын просыпался и настойчиво просил молоко. Давала грудь на 2-3 минутки и только один раз за ночь. Сын спорил со мной, но не плакал. Еще смешные споры проходили у нас практически каждый вечер, когда сын, только-только научившийся говорить предложениями из 2-3 слов, доказывал мне что уже ночь, темно. У меня появилась мысль купить детские часы, но не нашлось подходящих. Потом неожиданно придумалась отговорка, что ночь будет, когда в доме напротив погаснет свет во всех окнах.


Выбранный метод оказался очень удачным. И грудь не переполнялась, и я вновь чувствовала себя бодрой и жизнерадостной, и сын не переживал, ни одного раза не плакал из-за  принятых ограничений. Так что даже не было особых причин совсем прекращать ГВ.

Через три недели я сильно простудилась. Хотелось быстрее вылечиться, боялась заразить сына - так что приняла решение лечиться таблетками (предшествующие 3 года я пользовалась только народными средствами.). Еще днем я сказала сыну, что мама заболела и выпила лекарство, из-за которого молоко стало ядовитым. Пришлось напомнить это и вечером, и ночью, но слез и бурных протестов прекращение ГВ не вызвало. Оставшись без моего молока, сын сразу полюбил коровье (хотя до тех пор не пил его). Через несколько недель стало понятно, что ГВ закончено окончательно и бесповоротно. Теперь мне не нужно было выдумывать спецодежду для сна, и я больше не запиралась в ванной, чтобы переодеться.

А недавно, рассматривая картинки, сын стал показывать то на мухомор, то на мою грудь, с восторгом крича  “Ядовитый!”

9. Послесловие.

Наверное, я не фанатка ГВ. Пока кормила не только знала, но и чувствовала огромную значимость, полезность и правильность того, что делаю. Так же ГВ помогло сделать первые годы более спокойными и радостными, сэкономило деньги и время (потраченные потом на ребенка, но с большей пользой). Прекратив кормить, я не ощутила потерянности, разорванности уз, принижения своей роли. Искренне радуюсь, что сын стал спать всю ночь, не просыпаясь. Еще он повзрослел и приобрел большую самостоятельность.

Последний мой визит к стоматологу показал, что наконец-то я опередила процесс разрушения и выхожу из кабинета без талончика на следующий раз. А сколько заманчивых предложений салона красоты стали мне доступны!

Теперь задумываюсь о таком же мягком, бесслезном прекращении совместного сна (План у меня уже есть).

Митя 0-3, публикации, зарисовки

Previous post Next post
Up