«Осенняя книга» Ротраут Сузанна Бернер

Oct 24, 2012 14:08


На мой взгляд, эту книгу, как впрочем и всю сезонную серию Ротраурт Сузанне Барнер, стоит иметь в библиотеке любого логопеда и увлечённого родителя.





Если вы ещё не знакомы с этим изданием, то кратко попытаюсь его охарактеризовать. Ротраут Сузанне Бернер - немецкая художница. Её иллюстрации немного наивны, как детские рисунки. Но отлично узнаваемы и понятны детскому восприятию.

«Осенняя книга» - это издание форматом А5, с очень плотными картонными страницами, содержит 7 разворотов с иллюстрациями. В ней вы не найдёте ни единого слова, разве что на последней странице сможете узнать, как автором сюжетов названы персонажи. Но я в работе предпочитаю давать каждому герою повествования привычные нам имена, т.к. детям с ОНР и ФФН довольно сложно воспроизвести немецкие, особенно Генрих, Альфред или Карлос (или просто дети пока попадаются - большие оригиналы)))

Чем же так притягательно данное издание? Эта книга состоит из сюжетных картинок, которые перекликаются между собой из сезона в сезон, т.е. от книги к книге. К тому же действия одного и того же героя можно проследить. Они как бы  «переходят» с одной страницы на другую, продолжая свою историю. Множество персонажей, мелких деталей, забавные сюжеты - это всё "Осенняя книга".

Помимо рассматривания картинок и составления рассказов о каком-либо персонаже, на данном материале легко отрабатывать и закреплять огромное количество грамматических конструкций:

·       употребление притяжательных прилагательных (например, «Чья тыква? - Бабушкина, дедушкина», «Чья скрипка? - Тётина. Чьи ноты? - Дядины», «Чья сумка? Чей фонарик?» и т.п.);

·       согласование существительных с прилагательными («Зелёное пальто. Рыжая белочка. Яркий фонарик» и т.п.);

·       согласование прилагательных и числительных с существительными («Сколько картинок с Нико в комнате? - Четыре картинки», «Сколько грибов сушится на верёвке? - Семь грибов», «Сколько белых гусей летит в небе? - Один белый гусь. - Сколько серых гусей летит в небе? - Шесть серых гусей» и т.п);

·       употребление различных временных глагольных конструкций («Что делает дворник? - Дворник подметает. - Что сделал дворник? - Дворник подмёл. - Что делал дворник? - Дворник подметал», «Что делает мальчик? - Мальчик запускает воздушного змея. - Что делал мальчик? - Мальчик запускал воздушного змея. - Что сделал мальчик? - Мальчик запустил воздушного змея» и т.п.);

·       развитие навыков словообразования:

- образование приставочных глаголов («Машина с холма съехала. Машина на холм заехала. Машина по дороге поехала. Машина мимо цирка проехала. Машина через мост переехала. Машина в гараж заехала. Машина к кафе подъехала»);

- образование глаголов от звукоподражаний («Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!». Он кукарекает. Свинья говорит: «Хрю-хрю». Она хрюкает. Ребёнок смеётся: «Ха-ха-ха». Он хохочет» и т.п.);

- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов («В аквариуме большая рыба и маленькая рыбка. На кухне большие стол и стул, а в комнате маленькие столик и стульчик. У мамы огромная тыква, у мальчика крошечная тыковка»);

- образование относительных прилагательных («День осенью какой? - Осенний», «Тачка из дерева какая? - Деревянная», «Свитер из шерсти какой? - Шерстяной» и т.п.);

·       употребление различных предложно-падежных конструкций («Ёжик прячется под деревом. Ворона сидит на крыше. Листья облетают с деревьев. Мячик лежит перед кроватью» и др.)

Словом, при внимательном рассмотрении и работающей фантазии, в непринуждённой форме можно прорабатывать массу грамматических конструкций, обогащать и активизировать словарь ребёнка, работать над вниманием, восприятием и памятью.

Так же можно загадывать массу загадок, типа: «Отгадай, какой фонарик я нашла? Он круглый, розовый, в красный горошек. У него есть глаза, рот, плавники и хвост. - Фонарик в виде рыбы», «Я загадала животное. Догадайся, какое? Оно чёрно-белое, с длинным хвостом с белым кончиком и белыми пятнышками на лапках. У него есть усы. Это животное любит лазать по крышам. - Это кот».

И что самое поразительное, интерес к книге сохраняется у детей любого возраста независимо от длительности её "прочтения")) Каждый раз, открывая её, удаётся находить всё новые и новые детали и придумывать очередные интересные задания.

Увлекательного вам чтения!!!

лексико-грамматические темы, литература, осень

Previous post Next post
Up