Крымское право
Борис Соколов, 11.03.2014 (взято отсюда
http://grani.ru/Politics/World/Europe/Ukraine/m.226502.html) Размещаю текст целиком, так как, как известно, грани.ру под запретом и не у всех откроются)
Присоединение Крыма к России было предопределено исходом русско-турецкой войны 1768-1774 годов: согласно завершившему эту войну Кючук-Кайнарджийскому мирному договору была прекращена вассальная зависимость Крымского ханства от Османской империи. Уже в 1783 году Екатерина II издала манифест о присоединении Крыма. Турция признала аннексию по Ясскому миру 1791 года. Подавляющее большинство (около 90 процентов) населения Крымского ханства составляли крымские татары. Впоследствии их доля в населении полуострова сократилась - в результате притока переселенцев из России и эмиграции части крымских татар в Турцию.
Штурм Очакова. Гравюра А. Берга. 1791 г.
В 1921 году в составе РСФСР была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, в которой государственными языками были крымскотатарский и русский. В 1944 году, сразу после освобождения полуострова от нацистской оккупации, татары были огульно обвинены в коллаборационизме и высланы из Крыма. Депортации подверглись и другие национальные группы - армяне, болгары, греки (немцы были высланы из Крыма еще в начале войны). Крымских татар в 1944 году было депортировано 183 тысяч человек. В 1945-1946 годах к ним добавилось еще 9 тысяч демобилизованных из Красной Армии. Подавляющее большинство татар (более 150 тысяч) были депортированы в Узбекистан, остальные - в Казахстан, Таджикистан, Марийскую АССР, на Урал и в Костромскую область. Только в Узбекистане до конца 1944 года умерло более 16 тысяч татар.
25 июня 1946 года Крымская АССР была преобразована в Крымскую область. В 1948 году Севастополь стал городом республиканского подчинения РСФСР.
Дорогая передача
5 февраля 1954 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил "учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР... передать Крымскую область из состава РСФСР в состав Украинской ССР". Текст постановления повторил решение Президиума ЦК КПСС от 25 января. 19 февраля был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из РСФСР в Украинскую ССР. 26 апреля Верховный Совет СССР утвердил этот указ и внес соответствующие изменения в Конституцию СССР. Севастополь стал городом республиканского подчинения Украины. Его жители голосовали на всесоюзных и местных выборах в составе Крымской области, и финансирование города производилось из бюджета Украины.
Передача Крыма в состав Украины обуславливалась тем, что почти всю воду, электроэнергию, сырье и продовольствие полуостров получал из Украины. Неслучайно в императорской России Крым входил в состав Таврической губернии, включавшей также юг Украины, откуда полуостров снабжался всем необходимым. Сельское хозяйство Крыма после депортации татар было разрушено, и советское руководство надеялось, что его присоединение к Украине не только облегчит управление экономикой полуострова, но и стимулирует переселение туда крестьян с юга Украины, которые восстановят местное сельское хозяйство. Обычно принято считать, что инициатором передачи Крыма был Хрущев, желавший таким образом заручиться поддержкой украинской элиты. На самом деле в начале 1954 года, когда принималось решение о Крыме, не меньшую роль в советском руководстве играл Маленков. Именно он, как председатель Совета Министров, в первую очередь решал экономические вопросы и вполне мог быть инициатором передачи Крыма Украине. Во всяком случае, документы, позволяющие установить, по чьей инициативе было принято соответствующее решение, до сих пор не опубликованы. А для украинского руководства передача Крыма, как глубоко дотационного региона, была скорее дополнительной головной болью.
Звучащие иногда претензии по поводу того, что в связи с передачей Крыма не был проведен референдум, выглядят странно. В СССР за все время его существования передача территорий из одной республики или области в другую, равно как и включение в состав Союза части территорий других государств или самих этих государств целиком, как это произошло, например, с Эстонией, Латвией и Литвой, ни разу не сопровождалась референдумами.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 года "О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму" было признано, что "после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма". Однако крымским татарам, в отличие от большинства других реабилитированных народов, даже формально до 1974 года было запрещено возвращаться в Крым. Фактически же массовое возвращение татар в Крым началось только после того, как Верховный Совет СССР 14 ноября 1989 года принял декларацию "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", где "варварской акцией сталинского режима" среди прочих было названо выселение из родных мест крымских татар.
Если в 1959 году из 1201,5 тыс. жителей Крыма русские составляли 71,4%, а украинцы - 22,3%, то в 2001 году в Крыму проживало 2024 тыс. человек, в том числе 58,3% русских, 24,3% украинцев и 12,1% крымских татар. С тех пор доля татарского населения возросла и составляет, по разным оценкам, от 12 до 15%.
Гарантийное письмо
20 января 1991 года в Крымской области состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта СССР и участника нового союзного договора. За восстановление автономии проголосовало 93% избирателей. 12 февраля Верховный Совет Украины принял закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики". Воссоздание Крымской автономии осуществлялось в рамках политики союзного центра, стремившегося иметь противовес против стремления союзных республик к большей самостоятельности в виде послушных воле Москвы автономий на их территории.
4 сентября 1991 года чрезвычайная сессия Верховного совета Крыма приняла Декларацию о государственном суверенитете республики. Тем не менее 1 декабря 1991 на референдуме 54 % участвовавших в голосовании избирателей Крыма, включая Севастополь, проголосовали за независимость Украины.
6 мая 1992 года Верховным советом Крыма была принята Конституция Республики Крым . Фактически эта конституция делала Крым полунезависимым государством. 17 марта 1995 года Верховная Рада Украины отменила Конституцию Крыма и упразднила должность президента республики. Этому предшествовало подписание Будапештского меморандума. Согласно этому меморандуму, подписанному руководителями России, Украины, США и Великобритании 5 декабря 1994 года, указанные страны в обмен на отказ Украины от ядерного оружия подтвердили свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины", а также "обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций". Великобритания, США и Россия также обязались не использовать "экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода". Было оговорено, что меморандум применяется с момента его подписания, и ничего не говорилось о необходимости его ратификации.
Несомненно, что Россия, оккупировав Крым и собираясь изменить его статус, нарушила указанные положения Будапештского меморандума. Однако в меморандуме нет какого-то механизма действий в случае нарушения сторонами взятых на себя обязательств.
Территориальная целостность Украины была также подтверждена Договором о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, заключенным в 1997 году и ратифицированным парламентами обеих стран. Ст. 2 этого гласит: "Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ" . Несомненно, нынешние действия России в Крыму грубо нарушают этот договор.
Антиконституционный порядок
21 октября 1998 года Верховная Рада Крыма приняла новую конституцию Крыма, формально действующую до сих пор. 23 декабря 1998 года эта конституция была утверждена Верховной Радой Украины. В ст. 1 конституции говорится: "Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению". В ст.2 подтверждается приоритет законов Украины над крымскими: "В случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины, законам Украины действуют положения Конституции Украины, законов Украины". Назначение руководителей силовых структур Верховная Рада Крыма может только согласовывать, поскольку такие назначения производят власти Украины. Согласно ст. 26, "в случае принятия решения об освобождении от должности Председателя Совета министров Автономной Республики Крым в связи с выражением недоверия двумя третями голосов депутатов от общего состава Верховной Рады Автономной Республики Крым Президент Украины дает согласие на освобождение от должности Председателя Совета министров Автономной Республики Крым".
Нынешний глава правительства Крыма Сергей Аксенов не был утвержден украинскими властями, поскольку не было доказательств, что за отстранение его предшественника действительно высказались две трети депутатов. Кроме того, была нарушена ст. 37, согласно которой "Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по представлению Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым и по согласованию с Президентом Украины". Согласования кандидатуры Аксенова с властями Украины, как известно, не было.