Тема нашего прошлого занятия была не просто тяжелой, а, на мой взгляд, очень тяжелой для второклашек. Мы говорили о блокаде Ленинграда. Я даже трусливо предложила
eugeniashaffert Жене заранее предупредить всех родителей и предложить тем, кто считает, что в восемь лет говорит о таком с детьми рановато, забрать детей пораньше. Женя гордо вскинула голову и, испепеляя меня взглядом, спросила: «А когда же не рано?». Еще меньше идея отпустить часть класса понравилась нашей учительнице. «Тема важная! Пусть слушают все». Так что накануне 71 годовщины снятия блокады мы провели вот такой урок:
Начали мы с вопроса, был ли кто-нибудь в Санкт-Петербурге. Оказалось, что человек 5-7 были. Я спросила, знают ли они, как назывался этот город раньше, почти весь 20 век, когда наша страна называлась Советским Союзом. Высказывались разные предположения от Петергофа до Санкт-Петегорстка. Про Ленинград версий не прозвучала. Когда я сказала, что этот город раньше называли Ленинградом, Вика, сидящая на первой парте, меня просто ошарашила. «Нет!, - уверенно сказала она. - Я точно знаю, есть и город Ленинград, и город Санкт-Петербург. В одно лето мы с мамой ездили в один город, в другое - в другой. Это не может быть одним и тем же городом». Пришлось признать, что я даже не знаю, как это прокомментировать. Решили узнать у мамы, точно ли оба города в России, и в какой Ленинград они ездили.
Мы рассказали, что этот город удостоен звания город-герой. Спросили, знает ли кто-нибудь, за что. Оказалось, большинство детей знает и что-то о блокаде слышали. Некоторые даже сказали, что их родные жили в блокадном Ленинграде. Стали разговаривать, что же такое блокада. Выяснили, что это не только, когда нельзя приехать и ехать из города, но и когда нельзя передать в город продовольствие, вещи, нельзя вывести раненных, детей. Мы посмотрели довольно много отрывков из фильма «Голоса» Екатерины Гордеевой. Мне, если честно, этот фильм нравится очень и кажется лучшим документальным фильмом про блокаду. Мы ничего не стали им показывать про людоедство, про то, что съели всех животных и т.п. Но мне показалось, что лучше самих блокадных детей о блокаде детям никто рассказать не может...
Конечно, мы принесли кусочек хлеба, эквивалентный по массе блокадным 125 г. Мы хорошо понимали, что нашим детям сложно даже представить какой хлеб ели тогда - мы можем сколько угодно говорить, что туда добавляли жмых, березовые ветки и прочее. Поэтому я сварила клейстер и дала им попробовать. Просто, чтобы они понимали - люди ели это и при этом, радовались такой еде. К клейстеру наши дети отнеслись весьма настороженно. Кто-то просто отказался пробовать, кто-то в рот взял и закричал, что не может проглотить, а кто-то сказал, что есть можно - похоже на червячков мармеладных, только безвкусные.
Почитать детям мы решили рассказ
Елены Коровиной «У Леки большие щеки», опубликованный в журнале «Кукумбер». Мой Андрюшка к концу урока прослезился, и он был не единственным…
К сожалению, мы не успели поговорить с ними о том, что дети во время блокады работали наравне со взрослыми. Хотелось прочитать им еще
«На ялике» Пантелеева и обсудить такую смелость: когда страшно, когда тяжело, но ты делаешь, потому что надо.
Позже выяснилось, что это был наш последний урок для всего класса. Толи кто-то из родителей высказал недовольство тем, что именно мы читаем и обсуждаем; толи родители были недовольны тем, что в субботу в принципе есть еще один лишний урок; толи нашу учительницу смущало, что половину от ее уроков этического чтения мы с Женей занимаем - но факт остается фактом, нам предложили найти другое время, другое место и может быть другой формат. Сначала лично я хотела гордо уйти - «Не надо, так не надо». Но обсудив с Женей, согласилась, что нам это не сложно, детям полезно - надо делать. Так что теперь будем проводить для части класса в формате клуба.