Оригинал взят у
fenix_xx в
Любовь и Смерть.На последней странице сказки-притчи "Девушка и смерть" Сталин написал комментарий для её автора Максима Горького, который позже очень часто цитировали в таком виде: "Это штука посильнее Фауста Гётте" - и утверждали, что якобы Иосиф Виссарионович таким образом пытался выслужиться перед писателем, чтобы тот взялся за написание его биографии. Что характерно, это вообще никак не вяжется с образом Джугашвили и его характером.
К сожалению, умельцы вырывать из контекста не указывали фразу, написанную Сталиным, полностью. Оно и понятно, ведь добавленное им в скобках хорошо объясняло, почему "штука" оказалась "посильнее Фауста Гёте". Сталин ведь не скрывал, что говорит здесь не о литературном даровании, а лишь о силе вложенного смысла. Как известно, Фаустнаписан о всесильности зла, о самом сильном его оружие - Смерти, что используется для победы над человеком, порочность которого тоже описана. Человек, быть может, потому и порочен, что неистово боится смерти и побеждает этот страх бесконечным удовлетворением своих простейших желаний. Именно поэтому мы так часто слышим все эти "умирать здоровым обидно" или "один раз живём", оправдывающие любые человеческие пороки. А ведь и правда, остаётся только это, если исчезли все иные способы победы в борьбе со страшным недугом смертной болезни, со знанием о конечности жизни.
Сталин был человеком жертвенным. Но жертвовать собой и другими можно лишь во имя чего-то великого. В моделях Сталина центральное место этого великого занимала Любовь к народу и стране. Собственно, на такой любви была построена модель советского общества того времени, благодаря которой и стали возможны советские чудеса и достижения. Даже победа в войне достигнута во многом любовью советского человека к своей отчизне, к своим родным, к своим детям. Этой любовью было пронизано всё, а потому неудивительно, что советские достижения пережили советского общество, чаяния любви всегда направлены в будущее и остаются в веках. Именно поэтому переживают самое страшное - Смерть.
Сталин написал Горькому, потому что смысл его произведения говорил именно об этом и был созвучен внутренним чувствам самого Иосифа Виссарионовича. Полный текст надписи выглядит так: "Это штука посильнее Фауста Гёте (любовь побеждает смерть)" - и самую большую важность тут, конечно. имеет указанное в скобках, небрежно выброшенное во всех последующих цитатах. Об этом же, как о величайшей трагедии разрушения советского общества, начатой лет 30 назад и продолжающейся сегодня, Сергей Кургинян сказал: "Когда из мира уходит любовь, к нему приходит смерть." Всё остальное, что мы видим вокруг себя сегодня, лишь следствие этого. Лечить смертную болезнь и величайшую тоску деньгами и развлечением, когда не осталось лекарства в виде любви, неудивительно.
В этом смысле ключевое событие 20 века и всей советской истории - Великая отечественная война. По сути своей Вторая мировая - это фактологическое пришествие смерти в европейский мир, а 9 мая 1945 года - это величайшая победа Любви над Смертью в истории, каждая страница которой пропитана величайшими подвиги во имя любви сделанными.
В этом смысле антисоветчики и просоветчики друг друга никогда не поймут. Пока вторые, вспоминая прошлое нашей страны, пытаются говорить о величайшей любви и её достижениях, первые говорят о жертвах этой любви. Подобно тому, как разрывающие отношения мужчина и женщина перестают говорить о величие своей любви и начинают говорить о том, сколько жертв принесено за время её существования. Их всегда бывает много, но покуда подлинная любовь существует их никто не считает, важным кажется другое. Семья, будущее, дети, стакан воды, принесённый в постель, "в горе и в радости"... Всё то, что побеждает смертную болезнь, развеивает все страхи перед нею. Но как только любовь людей начинает покидать, они немедленно ложаться умирать. После всех этих истерик про жертвы, после всех скандалов, криков, злости, ненависти, к ним приходит Смерть. И хорошо, если они не продолжают существовать мёртвыми, находя утешение в вакханалии удовлетворения пороков, и создают новую любовь. Но ведь, когда старая великая любовь растоптана, названа детской наивной глупостью и недалёким мифом, сделана предметом насмешек, построенный в этой смерти прагматизм уже не позволяет почувствовать новую подлинную любовь, найти в себе ресурсы для новой надежды и веры в чудеса.
В этом трагедия современного российского человека. Советская любовь утеряна и превращена в насмешку, а новой любви не образовано. Она и не может образоваться без внимательного разбора прошлого (его фактических плюсов и минусов) и примирения с ним. А у нас одни хранят в себе советскую любовь, не понимая, что она уже невосстановима в рамках всей страны, другие - жаждут вообще вычеркнуть прошлое, а потому не имеют никаких шансов на создание нового варианта любви (они и норовят уехать так сильно, поскольку здесь не видят никакого нового шанса и не могут связать его с нашей страной). И почти никто не говорит о примирение со старой любовью и оставлением её в прошлом (её, но не опыта с ней связанного) и о последующем строительстве новой любви со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не случайно сегодня любая девушка хочет выйти замуж и родить до 25 лет, сыграть эту победу над Смертью вовремя. Ведь к 25 иссякает потенциал развлечений, побеждающих смертную болезнь (от поколения к поколению со сменой приоритетов и ценностей длительность этого потенциала растёт, некогда замуж стремились до 18ти, дальше найдут причины играть в развлекуху и до 30ти). Взрослые люди в этом смысле всё больше теряют безбашенность и подобный вариант утешения становится всё более невозможным. Это связано не с возрастом, а с его внутренним ощущением. Девушки чувствуют, что в 50 смерть уже будет на подходе. Не случится, но подойдёт вплотную (у мужчин тоже чувство связано с возрастом 60-70, поэтому и циклы у них другие). В середине срока (25 лет для женщины, 30-35 для мужчины) начинается приближение смерти. Человеку вообще свойственно чувствовать начало приближения чего-то в середине срока. Половина прошла - в голове звенит звонок, что вот уже не отдаляется рождение, а приближается то, что на другом конце. Так математики до 0.5 округляют в меньшую сторону, а после - уже в большую.
Дело, повторяю, не в возрасте. У всех происходит по-разному. Кому-то удаётся сохранить развлекуху и до 50, и до 60. Одни ими восхищаются, другие констатирую, что по большому счёту они так и не достигли ничего важного. Великие творцы не в счёт. Их праздность имеет иную природу и связана со скорым прожиганием жизни, а не с продлением молодости и победой над Смертью. Её они побеждают иначе. Через творчество и связанную с ним любовь. У одних это любовь к себе (как у Дали), у других любовь к искусству, у третьих любовь к читателю и служение ему. Причём у самых масштабных, таких, как Пушкин или Достоевский, понятие читателя и по внутреннему ощущению, и по факту, расширяется до понятия всего народа. Они по хорошему болеют любовью к нему.
Не случайно именно религии, придумавшие в первую очередь утешение от смертной болезни, строили величайшие цивилизации. Утешением была любовь к Богу и воссоединение с ним после смерти. Это хороший и более живучий вариант в том смысле, что абстрактный Бог в отличие от конкретного человека, народа, страны не может разочаровать. Но вариант одновременно хрупкий в том смысле, что он ломается с развитием, познанием мира, просвещением. Есть и комбинации вариантов, которые лучше всего прослеживаются в творчестве Достоевского, постоянно певшему оды симбиозу любви к народу, стране, Богу, родным, друзьям, женщине и мужчине.
Смерть - самая яркая представительница зла. Любовь - добра. Из мира российского общества любовь начала уходить лет 30 назад, и покуда новой великой Любви нет, здесь властвует Смерть. Какие варианты победы над ней у нас есть сегодня? Западная цивилизация придумала вариант под названием "американская мечта", возможный для единиц (массы с таким вариантом утешения обглодают планету за считанные годы). Горький написал о варианте Любви, побеждающий Смерть. И, прав был Сталин, эта мысль посильнее Фауста Гёте.