Сегодня утром мой сын сел за написание письма для Деда Мороза, и решил свои пожелания выразить в виде рисунка. Тут-то и началось это драматическое действо)))
Для начала нужно было нарисовать снежный шар. У нас есть дома один, и еще вчера Андрей его нарисовал вполне прилично. Тут у ребенка включается лампочка «я не могу» и «папа, помоги мне».
Под мои возмущения, что не нужно рисовать это за ребенка, папа рисует карандашом контур снежного шара, после ребенок обводит фломастером.
Что мы имеем? Андрей действительно теперь думает, что рисовать шар он не умеет, даже если он попробует - так ровно, как у папы не получится, а, следовательно, самооценка все равно пострадает. Более того - тот вариант, который получился у папы - правильный, а то, что он нарисовал вчера - не верно и не красиво.
Моя ошибка: я, помня о том, что еще вчера Андрей прекрасно рисовал шар, решила не вмешиваться, но не учла, что дома папа, который рад "помочь")))
Вообще, это настолько типичная история, когда ребенок говорит «я не умею», а мы радостно бросаемся показывать и помогать…
«Помоги мне сделать это самому» - универсальные и удивительно мудрые слова Марии Монтессори, как нельзя актуальны и в этом вопросе.
Начну издалека.
Когда мы учились на монтессори-педагогов, над нашей группой в 8 человек провели мини-эксперимент. Попросили нарисовать дом, солнце и цветок. Надо ли говорить, что на 95% наши рисунки были идентичны?..
О чем это говорит? О том, что в детстве каждому из нас вот так показали, как рисовать дом. И цветок. И солнце. И что-то еще.
Итог - подавляющее большинство взрослых рисовать «не умеют», а то, что умеют - сводится вот к таким схематичным изображениям из детства.
Что делать? Как реагировать, когда ребенок «не может» и просит помочь?
Мы можем давать презентации того, как работать с материалом - акварель, гуашь, пластилин, карандаш, мелки - только техника.
Взрослый не должен показывать КАК рисовать что-то конкретное.
Приходит ребенок, просит нарисовать машинку. Берете машинку (игрушечную), или выглядываете в окно, где стоит настоящая. И начинаете СПРАШИВАТЬ. Задавать уточняющие вопросы. Ммм, у машины есть колеса? Ага, рисуй колеса. Что еще есть? И так, шаг за шагом, ребенок САМ конструирует изображение РЕАЛЬНОГО объекта. Это очень важное умение - увидеть детали и построить из них образ. И тогда, может быть, ваш ребенок нарисует дом-цветок-солнце не как вы, и это будет победа)))