Копаясь в файлах, нашла очерк, который писала на курсах журналистики четыре года назад. Уже для Украины неактуальный. Хотя во время становления Швейцарской Конфедерации в 19 веке возник ряд конфликтов, в том числе вооруженных, ставка была сделана на обсуждение возможностей государственного устройства с учетом интересов всех религиозных и этнических групп. И у них получилось - они ДОГОВОРИЛИСЬ, хотя были у руля и радикалы, которых удалось вовремя выгнать. Но едина Украина зашла чересчур далеко. И вряд ли те, чьих родителей, детей, близких и друзей убили, смогут жить в одной стране с поддерживавшими этот ад. Потому остается только путевой очерк и грусть от того, как могло бы быть, если бы украинцы были другими.
Швейцарские уроки
"Один за всех и все за одного!" Именно эти бессмертные слова из "Трёх мушкетёров" Александра Дюма служат девизом для одной из самых благополучных стран мира - Швейцарии. Главное в этой стране то, что здесь различия создали не почву для конфликтов, а фактор единения и дали лишний повод уважать друг друга. Правда, совсем не похоже на современную Украину? В чём же секрет успешности Швейцарии? Чему нам можно и нужно там поучиться? Чтобы ответить на эти нехитрые вопросы - отправляемся в Швейцарию исследовать мозаику под маркой "Swiss made".
"Нет денег - нет швейцарца" или "Ва-Банк"
Одна из первых ассоциаций, возникающих при упоминании названия этой маленькой страны - денежная. Богатство, банки, золото или гномы (шутливая кличка банкиров, пересчитывающих в подземелье свое золотишко) - вот далеко неполный перечень символов страны.
Уникальность географического положения позволила Швейцарии ещё во времена Римской Империи стать важнейшим таможенным пунктом. Именно для этих целей римлянами был основан пограничный посёлок Турикум, ныне известный как Цюрих.
Столетиями формировалась и банковская отрасль Швейцарии. В восемнадцатом - начале девятнадцатого веков в Женеве предприимчивые протестанты стали открывать прототипы современных коммерческих банков. Дела у них шли неплохо, о чём свидетельствует тот факт, что клиентами еретиков-банкиров становились даже французские монархи. В дальнейшем с бурным ростом промышленности и экономики укреплялось положение швейцарских банкиров. Немало поспособствовала этому и святое соблюдение банковский тайны.
Но банки Швейцарии пережили и не один скандал. Можно вспомнить, например, небывалый подъём швейцарской экономики в целом и финансовой системы в частности во времена Второй мировой войны. По легенде он был связан с присвоением экспроприированного фашистами золота евреев. А недавний экономический кризис повлек раскрытие имен клиентов крупнейшего банка UBS.
Однако, несмотря ни на что, поговорка "надёжен как швейцарский банк" всё так же актуальна. Пройдут тяжелые времена, а практичность швейцарского характера останется. "Нет денег - нет швейцарца". Знаменитая фраза о швейцарских гвардейцах, нанимавшихся к зачастую поиздержавшимся королям, применима и к новым поколениям швейцарцев. Ради денег теперь не проливают кровь, но свято чтят традиции, снижают налоговые ставки и стараются хранить секреты (пусть и не всегда успешно).
Не каждому, как героям второй серии фильма "Ва-банк" Юлиуша Махульского, дано открыть счёт в Цюрихском банке и получить с него деньги. Зато пройтись по степенной Банхофштрассе (Вокзальная улица) или насладиться панорамой набережной Лиммата всё с теми же вездесущими фасадами банков, может каждый. Да и в банк зайти придётся, чтобы обменять гривны на огромные, разноцветные купюры швейцарского франка с портретами великих швейцарцев.
Швейцария не входит в еврозону. О переходе к единой валюте швейцарцы даже не помышляют. Излишняя сентиментальность или практический расчёт? Поживём - увидим! А пока упорство швейцарцев похвально - в руках у нас хрустят оригинальные, весёлые банкноты, а не безликий космополит евро.
Кстати, о деньгах Стоимость одного швейцарского франка составляет 0,7 евроцентов, 1,3 долларов, 12 гривен.
Скромное обаяние буржуазии или цена роскоши
Швейцария - страна дорогая даже на фоне своих респектабельных европейских соседей. Недельный экскурсионный тур обойдётся в среднем в 1,5 тысячи евро. Дополнительно минимум треть от этой суммы придётся ещё выложить на питание (обеды и ужины в стоимость туров, как правило не включаются) и мелкие расходы, такие как оплата общественных туалетов, билетов в музей, общественного транспорта.
Кстати, о ценах Стоимость недельного экскурсионного авиатура составляет 800 евро (плюс перелёт, около 400 евро). Обед в немецком кантоне обойдётся в среднем в 15 евро, а во французской части - 25 евро. Посещение общественного туалета - 1,5-2 франка (оплата только монетками). Поездка на общественном транспорте - не менее 5 франков.
Исторически сложилось так, что Швейцария - курорт для богатых и знаменитых. В девятнадцатом веке его открыли англичане и русские. Основанный англичанами городок Интерлакен, принимал у себя Байрона. Около года на Швейцарской Ривьере прожил Фёдор Михайлович Достоевский. В двадцатом веке наступил черёд американцев, развращавшим курорты страны долларами и новыми, демократичными нравами, пришедшими на смену европейскому аристократизму. Вспомним "Ночь нежна" Фицджеральда. Позднее пришли улыбающиеся, энергичные японцы, звонко пощёлкивающие затворами фотоаппаратов. И наконец, наступила эра китайцев. Неравнодушные к шопингу, они группами штурмуют магазины и скупают всё, начиная с незамысловатых поделок, сделанных на их же Родине, заканчивая часами и сумками за несколько тысяч долларов.
Виновата в швейцарской дороговизне не только славная туристическая история страны, но и высочайший уровень благосостояния местных граждан. Средняя зарплата жителя Швейцарии составляет три-четыре тысячи франков. Наиболее высокие зарплаты у врачей, ведущих практику в собственных кабинетах (около 20 тысяч франков в месяц).
В Швейцарии немало миллионеров: как своих - доморощенных, так и приезжих - заморских. Особенно их количеством "грешит" маленький кантон Цуг, благодаря самым низким налоговым ставкам в стране. Там же, кстати, зарегистрирована и скандально известная фирма "РосУкрЭнерго".
Наивно было бы утверждать, что швейцарская роскошь в богатстве. Сытый покой бюргера - не предел мечтаний жителей восточных и центральных кантонов. Непреходящая ценность для немецкого швейцарца - это работа. Не деньги, а процесс и вечное движение. Именно потому уже в девять утра вся немецкая часть страны самозабвенно трудится, а в десять вечера - крепко спит. На следующий день всё повторяется вновь: "молитва и работа". Здесь сложно увидеть людей недовольных своей участью. Менеджер супермаркета в идеальном деловом костюме одновременно проверяет полки, подбадривает продавца, помогает покупателю и при этом продолжает улыбаться! У нас в магазинах работают определённо иначе. Тратить тяжело заработанное немецкие швейцарцы не успевают: скромные машины, неброская одежда. Суровая экономия, рассчитанная на то, чтобы в один прекрасный день выйти на пенсию. И вот тут-то жизнь только начнётся! Будет ли это дом в заповедном городке Шаффхаузен за два миллиона франков, бунгало в Таиланде, вилла в Испании или "всего лишь" кругосветное путешествие и палисадник у родного дома, значения не имеет - счастливая пора заслуженного отдыха наступит всё равно.
У французов свои взгляды на то, как нужно жить: без спешки, красиво и нарядно, но всё с тем же святым соблюдением традиций. Здесь совсем не надрываются на работе (по средам, например, у каждой мамочки выходной по уходу за ребёнком) и главное, предпочитают не скромничать. Шикарные витрины магазинов Женевы, ревущие моторы "Бугатти" поблескивающие на солнце раритетные кузова "Ягуаров" на улочках Вёве. Французские швейцарцы живут красиво, для чего бережно хранят и приумножают своё наследие. Всё та же карусель в Итальянском квартале Женевы, гигантские шахматы в городском парке, неизменные тумбы для афиш в Вёве и Монтрё и море цветов повсюду. Даже овощные культуры - мангольд и свеклу местные умельцы высадили в клумбы вдоль набережных Монтрё. Вкусы немцев и французов разные, но в главных вопросах: сохранение окружающей среды и культурного наследия, соблюдении законов и уважении традиций у них разногласий нет.
"К чему стремится природа" или главное швейцарское сокровище
Гуляя по старинным улочкам Цюриха, то и дело взгляд натыкается на аккуратно связанные стопки газет под дверьми домов. Это не акция по сбору макулатуры. Наоборот, вывоз газет ежемесячно обходится жителю Цюриха в тридцать франков. Утилизация старого автомобиля, холодильника, стиральной машинки, да и вывоз бытовых отходов - всё стоит немалую копейку (или сантим, если быть точным). Возник даже так называемый "мусорный туризм", когда швейцарские семьи, накопив домашние отходы за неделю, перевозят их в кантоны, в которых тарифы на переработку ниже. Мусор должен быть отсортирован по видам, надлежаще упакован, выброшен в определенные урны, иногда ещё и в специально отведённое время. Как не тяжело в это поверить нам, но система работает. Около половины городских отходов перерабатываются, остатки сжигаются и полученное тепло используется для отопления жилых домов. Для сравнения в Киеве не перерабатывается и десятой части бытовых отходов. В этом виновата бездеятельность, халатность и коррупция властей и отсутствие современных мусороперабатывающих заводов. Но и в ответственность наших граждан ради борьбы за чистоту природы, выбрасывающих мусор строго по правилам, тоже не верится. Поэтому не удивляйтесь, когда остановив любого швейцарца на улице, в ответ на вопрос "какое главное богатство его страны", вы услышите "природа". Возможно, наш соотечественник ответит вам так же, но отойдя на три шага, он кинет под ноги окурок. Шестьдесят процентов территории страны занимают горы. Потому земли, пригодные для сельского хозяйства и строительства - большой дефицит. Экономии подлежат даже земли под кладбищами. Участки под захоронениями сдаются в аренду всего на 25 лет. Никакое строительство невозможно без всевидящего ока экологов или местных общин. Прецеденты, когда их решения вершили судьбу практически достроенных объектов - не редкость. Можно смеяться над швейцарским неистовством на почве экологии, но результат налицо. Воду в озёрах можно смело пить, реки кишат форелью (вылов запрещен везде, кроме малочисленных специальных пунктов), лебеди и утки смело клюют из рук, а горный воздух чист, как и сотни лет назад. А вот нетронутая красота альпийских лугов на самом деле оказывается рукотворной. Каждую весну луга удобряются, чтобы коровы получали лучший корм, а ярко-зелёная трава радовала взгляд. "Природа стремится к самосохранению" считал Цицерон, а швейцарцы стремятся к природе. И что же ещё может быть важнее? Мир!
"Para bellum" или воинствующий нейтралитет
В 1815 году Швейцария объявила вечный нейтралитет. Право обороняться, однако, он не исключает. Именно поэтому Швейцария имеет собственные вооруженные силы. Каждый мужчина в возрасте от 18 до 50 лет является резервистом. Каждые два года он должен отслужить две недели. Результатом неявки на сборы может быть криминальная ответственность. Потому не удивляйтесь, когда увидите роту солдат, слушающих историю о своих соотечественниках, доты в Альпийских горах, жилые дома, оборудованные бомбоубежищами. Мирные швейцарцы на деле - самые подготовленные к войне европейцы с громадным военным бюджетом (20 % от общего объёма бюджета идёт на военные расходы). И хотя на референдуме население проголосовало за снижение трат на военный сектор, о разоружении и значительном уменьшении количества резервистов говорить пока рано.
Вот мы и поучились у швейцарцев. Но не будем спешить перенимать их опыт - когда все страны станут идеальными, Швейцария попросту лишится своего очарования. Потому нужно просто приехать сюда!